«В Москву! В Москву! В Москву!». Афиша экскурсий проекта «Иди и Смотри» Необычную Москву и дайджест памятных дат с 27 января по 3 февраля

Этот призыв «В Москву!» неоднократно повторяет Ирина, героиня знаменитой пьесы «Вишневый сад», написанной Антоном Павловичем Чеховым. Он родился 29 января (по н.ст.) 1860 года в Таганроге, но именно в Москве обрел известность и признание. Юный Антон приехал в Москву в 1877 году. Семья Чеховых уже год проживала в переулках Сретенки, в дешевом квартале, где было много самых разных публичных домов. Через два года Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета, и Чеховы переехали в доходный дом на Трубной улице (дом не сохранился). Брат писателя Михаил вспоминал: «Мы жили в тяжелой бедности, перебиваясь кое-как, и не видели никакого просвета впереди. За три года жизни в Москве мы переменили двенадцать квартир и, наконец, в 1879 г. наняли себе помещение в подвальном этаже дома церкви святого Николая на Грачевке, в котором пахло сыростью и через окна виднелись одни только пятки прохожих».

Потом Чеховы переехали в другой дом на Трубной улице (д.23, с. 2). Это одно из немногих сохранившихся в городе «чеховских» зданий. С 1881 по 1885 годы Чехов жил в Малом Головином переулке (д. 3) и написал здесь знаменитые свои рассказы: «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия». По вечерам к нему приходили друзья — В. Гиляровский, Н. Лесков и Ф. Шехтель, которых писатель угощал «таганрогским» салатом с маслинами, луком и картошкой. Несколько чеховских адресов связано с улицами Большая и Малая Дмитровка: не случайно последняя в советские годы называлась улицей Чехова. В 1886 году семья перебралась во внутренний флигель усадьбы на Садовой-Кудринской улице (д. 6). Здесь Антон Павлович написал множество повестей и пьес: «Степь», «Иванов», «Медведь», «Свадьба» и др. Помимо этого Чехов вел активную медицинскую практику и писал «…принимаю я ежедневно от 12 до 3 часов, для литераторов же мои двери открыты настежь день и нощь».

После венчания в 1901 году на актрисе Ольге Книппер молодожены семь месяцев жили в меблированных комнатах в Звонарском переулке, которые входили в комплекс знаменитых Сандуновских бань. Последним московским адресом Чехова считается доходный дом в Леонтьевском переулке (д. 24). В мае 1904 года сильно больной писатель провел здесь несколько недель. Друг Чехова, писатель Н. Телешов вспоминал: «На диване, обложенный подушками, не то в пальто, не то в халате, с пледом на ногах, сидел тоненький, как будто маленький, человек с узкими плечами, с узким бескровным лицом – до того худ, изнурен и неузнаваем Антон Павлович». Отсюда 2 июня писатель уехал в Германию, где его не стало.

 

В ближайшую неделю предлагаем вашему вниманию программу наших экскурсий и лекций:

30 января в субботу в 12:00 приглашаем вас на необыкновенную экскурсию «Романтическая улица в тени Арбата: жили-были на Плющихе».

О том, что в Москве есть улица Плющиха знает каждый житель страны. Всенародную славу эта улица приобрела в 1968 году, благодаря вышедшему на экраны культовому отечественному фильму режиссера Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». Но как оказалось, совсем не многие знают, где находится эта улица и какие удивительные события и истории она хранит о самых разных людях. Киноистория не случившейся любви героини Татьяны Дорониной и таксиста в исполнении Олега Ефремова странным образом перекликается с судьбами жителей Плющихи… Вас ожидает увлекательная прогулка по старинной московской улице, которая существует более шести столетий. На экскурсии вы узнаете и поймете где, как и почему здесь происходили поистине невероятные истории любви и жизни, связанные с известными обитателями этой улицы и её окрестностей. Невероятная «смотровая площадка» с великолепными видами с высоты ожидает путешественников по ходу маршрута! Проводит экскурсию историк Ольга Котельникова. Количество участников — 10 человек.

 

30 января в субботу в 14:00 приглашаем вас на авторскую экскурсию «Дворцово-дворовая жизнь. Между Остоженкой и Пречистенкой» с заходом в знаменитый «дом под рюмкой».

За короткий промежуток времени мы покажем вам целую эпоху длинною в 400 лет: множество переулков, дворов, дворцов, домов, домишек и садиков, расположенных между знаменитыми московскими улицами — Остоженкой и Пречистенкой. Эти места мы назвали «Престоженкой»: дворцы старой и новой власти, чудесные садики и домишки, знаменитая калитка, обители художников, писателей, врачей, архитекторов, застройщиков и литературных персонажей. Вы будете петлять по многочисленным переулкам между Пречистенкой и Остоженкой, пользуясь еще открытыми в Москве двориками и интересными проходами между домами. Экскурсия проводится журналистом Владимиром Ващенко. Количество участников – 10 человек.

 

31 января в воскресенье в 12:00 стартует наша удивительная экскурсия «Сокровища русской культуры – квартал живописи, литературы, музыки и кино» с заходом в необычные пространства.

Как и где в центре Москвы в разные времена расцвели поэзия, живопись, литература и другие виды искусств? Яркая личность, историк Елена Колесникова подробно расскажет об этом. Вы увидите картины, написанные с местной натуры, и места съемок известных фильмов, услышите стихи и музыку, созданные в этих местах. Вам надо будет внимательно осмотреться, чтобы найти места, где все это происходило. Вы увидите скрытых во дворах всадников Апокалипсиса, вавилонское божество плодородия, самое дорогое граффити, исторические шедевры и самые необычные элементы современного уличного искусства. По пути мы зайдем в арт-пространство «Гиперион» и Баптистскую церковь к уникальному органу. Гарантируем, что Елена интересно «заблудит» вас по известным московским переулочкам! Количество участников – 10 человек.

 

31 января в воскресенье в 13:00 состоится наша небанальная экскурсия «Неизвестное Ваганьково. Престижный «филиал» Новодевичьего кладбища».

Ведущий экскурсии, журналист и автор телесюжетов об этом кладбище, Владимир Ващенко расскажет вам о том, что обычно не говорят экскурсоводы. Он покажет вам неизвестные надгробия нестандартных людей, в том числе из негативного мира. Многие даже и не догадываются, что кроме знаменитых актеров и культурных деятелей на этом кладбище похоронены «герои» разных эпох, профессий и социальных пластов. Об уникальных надгробиях, судьбах людей, поверьях, легендах, фактах и былях можно узнать на этой экскурсии. Количество участников – 10 человек.

02 февраля во вторник в 19:15 приглашаем на нашу шикарную банную экскурсию «По руслу реки Неглинки в Сандуновские бани» с полным осмотром Высшего мужского разряда.

Экскурсии в Сандуны проводятся только по вторникам! В Сандунах есть несколько банных отделений, но только одно из них самое роскошное и сохранило исторические интерьеры. Это Высший мужской разряд Сандуновских бань. Во все дни, кроме вторника, там моются, парятся и отдыхают мужчины, оплатив 3000 рублей за 2 часа пребывания. А каждый вторник в рамках нашей экскурсии туда могут зайти и женщины, и мужчины всего за 800 рублей. Вы не только увидите все это великолепие, но и услышите увлекательные рассказы о создании, владельцах, легендарных посетителях и интерьерных шедеврах этих легендарных бань. Вы посетите все залы Высшего мужского разряда – предбанник в стиле барокко, раздевальню в стиле готики, каминный зал в классическом стиле, мыльню с мраморными старинными скамейками и огромный исторический бассейн! Ведет экскурсию журналист Владимир Ващенко.

 

03 февраля в среду в 19:30 Наталья Леонова приглашает на свою авторскую нескучную онлайн лекцию «Испанцы в Москве» из цикла «Необычные приключения иностранце в России». В этот раз она будет посвящена испанцам, которые оставили о себе в Москве долгий след. А также обо всем «испанском» в Москве вчера и сегодня. Так случилось, что испанцы стали наведываться в Россию позже всех других иностранцев, однако российско-испанским отношениям уже почти 500 лет! А сколько испанских детей приехало к нам в конце 1930-х годов и осталось в России навсегда, не пожелав даже в наши дни вернуться на родину? Российско-испанская дружба, архитектурное наследие, испанцы в Москве в разные времена, военные и скульпторы, памятники, сохранившиеся места и достопримечательности – все это сегодняшняя Москва, в которой есть частичка испанского!

 

Предстоящая неделя декабря насыщена множеством памятных дат и событий.

Владимир Маковский. Картина Ночлежный дом

26 января (по ст.ст.) 1846 года в Москве в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, родился художник-передвижник Владимир Маковский. Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. С 1861 по 1866 год Маковский учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1872 году Владимир Егорович стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, был его наиболее деятельным членом, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года был избран членом правления.

В 1873 году за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики. С 1882 по 1894 год художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве, создал фрески и иконостас для храма Христа Спасителя. В 1892 году Владимир Маковский получил звание профессора Императорской Академии художеств и через 2 года переехал в Петербург. Ему предложили возглавить класс жанровой живописи и создать собственную мастерскую. В 1896 году Маковского пригласили на коронацию Николая II в Москве. Художник должен был создать картину по итогам мероприятия. Он стал свидетелем давки на Ходынском поле, где погибло более тысячи человек. Впоследствии Маковский написал на эту тему картины «Ходынка» и «После Ходынки. Ваганьковское кладбище». На картинах художника часто можно увидеть старые московские места. На картине «Ночлежники» изображена известная в конце 19 века ночлежка в Большом Трехсвятительском переулке, в доме купцов Ляпиных. Эти места мы показываем на нашей авторской экскурсии «Сокровища русской культуры – квартал живописи, литературы, музыки и кино» (ближайшая 31.01. в 12:00). А картина «Крах банка» написана буквально с натуры, когда сотни обманутых вкладчиков пришли в офис Московского кредитного банка на Никольской улице, когда узнали о банкротстве кредитного учреждения. Про это Наталья Леонова рассказывает на своей необычной экскурсии «Семь печатей» Никольской улицы» с экскурсией внутри зданий первого печатного двора и прогулкой по верхней площадке единственно сохранившегося кусочка Китайгородской стены. 

 

27 января (по н.ст.) 1826 года в старинной дворянской семье в имении Калязинского уезда родился будущий писатель Михаил Евграфович Салтыков, который прибавил позднее к своей фамилии псевдоним «Щедрин». Многое в жизни связывало его с Москвой. Сам он писал: «Я знаю Москву чуть не с пеленок… Здесь я получил первые впечатления бытия». В раннем детстве мальчика часто привозили в Москву в особняк дедушки М. П. Забелина в Большом Афанасьевском переулке (не сохранился). Позднее семья Салтыковых ежегодно проводила в Москве зимние месяцы. В произведении «Пошехонская старина» Салтыков-Щедрин вспоминает, как они нанимали «меблированную квартиру, непременно в одном из Арбатских переулков, поближе к дедушке… Об роскошной и даже просто удобной обстановке нечего было и думать, да и мы — тоже дворяне средней руки — и не претендовали на удобства».

В 1836 г. десятилетний мальчик стал пансионером Дворянского института на Тверской улице (дом не сохранился). Салтыков-Щедрин вспоминал об этом довольно грустно: «Помню я и школу, но как-то угрюмо и неприветливо воскресает она в моем воображении…». Во второй половине 1850-х годов писатель бывал в Москве лишь проездом, а когда купил подмосковную усадьбу Витенево, то стал приезжать регулярно. Он часто бывал в гостях у А. Н. Плещеева, А. Н. Островского и своего «старого друга и товарища детства», основателя журнала «Русская мысль» С. А. Юрьева. В начале 1870-х годов Салтыков-Щедрин останавливался на 3-й Мещанской улице (ныне ул. Щепкина).

 

Победительница конкурса 2019 год

28 января 1999 в кинотеатре «Россия» на Пушкинской прошёл финал первого международного конкурса красоты «Мисс Содружество». Вели церемонию актер Леонид Ярмольник и телевизионный диктор Александра Буратаева. Это шоу показали по 1 каналу. Его финансистом был Борис Березовский, тогда фактический владелец 1 канала и исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств. Каждая из 12 стран СНГ должна была представить на соревнование по 3 девушки, которые получили в своей стране титул мисс и вице-мисс. Но по факту титулованных девушек приехало примерно 50%, а другие были обычными манекенщицами. Сценарий шоу в точности повторял российский конкурс красоты; не было только тура в купальниках по настоянию делегации сран Средней Азии. Вместо этого был выход участниц в спортивных майках и шортах с танцевальными движениями. Подавляющее большинство девушек не блистало ни красотой, ни выучкой, многие в первом выходе не могли изобразить на лицах даже подобие улыбки. Наилучшее впечатление по сумме показателей (лицо, фигура, улыбка, движения) произвела Гоар Арутюнян из Армении; она и одержала победу. Главной красавице полагался автомобиль «Daewoo Nexia» стоимостью около 10 тысяч долларов, плюс 25 тыс. долларов и грант на бесплатное обучение в любом ВУЗе мира. Последнее было обещано Березовским. В реальности Гоар получила только машину. Все вице-мисс получили по телевизору и видеомагнитофону. Вот такие воспоминания о 90-х годах 20 века …

 

вход в Зоосад 1864 год

31 января (по ст.ст.) 1864 года в Москве был торжественно открыт Зоологический сад, сегодняшний Московский зоопарк.

Вход в него был также, как и сейчас на углу улиц Большой Пресни и Большой Грузинской. Он был организован Русским Императорским обществом акклиматизации животных и растений по инициативе профессора Московского университета Анатолия Петровича Богданова. Он называл зоосад «живым музеем на открытом воздухе». Первые постройки зоосада выполнил замечательный архитектор П. С. Кампиони.

 

Любовь Орлова в юности

31 января 1990 года на месте бывшего популярного московского кафе «Лира», в доме 29 на Большой Бронной улице, открылся первый Макдоналдс в СССР. В этом доме с момента его постройки в 1966 году и до конца своих дней жила народная артистка СССР Любовь Орлова. Она родилась 29 января 1902 года в подмосковном Звенигороде в семье потомков старинного дворянского рода. Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и в 7 лет девочка стала учиться в музыкальной школе. Семья дружила с Ф.И. Шаляпиным, а Лев Толстой часто баловал маленькую Любочку конфетами и называл её «мой дружочек». Писатель часто говорил: «Я знаю, дружочек станет настоящей артисткой». И оказался прав. В 1919—1922 годах Орлова училась в Московской консерватории по классу фортепиано. В те годы семья оказалась в тяжелом материальном положении и жила в коммуналке знаменитого доходного дома Саввино-Сторожевского подворья на Тверской улице. С 1922 по 1925 год Любовь училась на хореографическом отделении нынешнего ГИТИСа и параллельно брала уроки актёрского мастерства. Прежде чем начать выступать на сцене, будущая актриса с 1920 по 1926 год зарабатывала уроками музыки, тапёром в московских кинотеатрах «Унион» на Покровских воротах, «Великий Немой», «Орфеум» и выступала с концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс» на Тверской.

 

31 января 1865 года родился русский купец, меценат, коллекционер и создатель театрального музея Алексей Александрович Бахрушин. В купеческой семье Бахрушиных многие занимались коллекционированием. Алексей был захвачен этой страстью от своего двоюродного брата Алексея Петровича Бахрушина. Первоначально Алексей Александрович собирал «восточные редкости» и реликвии эпохи Наполеона. Но однажды другой его двоюродный брат С. В. Куприянов стал хвастался собранными им театральными реликвиями — афишами, фотографиями, и антикварными. И согласно преданию, Бахрушин заключил с ним пари: кто из них за год сможет собрать больше предметов по истории русского театра. Бахрушин покупал вещи на Сухаревом рынке, в антикварных лавках, у коллекционеров в других городах. Многие знаменитые театральные деятели сами охотно дарили Бахрушину свои вещи. Коллекционер собрал редкие издания пьес знаменитых русских писателей, их письма и записные книжки, театральные альманахи и журналы, декорации и афиши, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта, юбилейные венки, поздравительные ленты, бенефисные подарки, зрительские трубочки и театральные бинокли.

В 1894 году Бахрушин впервые показал свою коллекцию друзьям и театральной общественности Москвы. Так началась история первого московского литературно-театрального музея, располагавшегося тогда в личном доме владельца на той же улице (ул. Бахрушина, д. 29). В 1896 году для музея был построен новый особняк в стиле английской готики, который мы знаем сегодня как театральный музей им. А.А. Бахрушина.

 

Патриархи Иов и Кирилл

02 февраля (по н.ст.) 1589 года в нашей стране было учреждено патриаршество. Это был акт утверждения и признания самостоятельности Русской Православной Церкви. До этого на Руси были митрополиты, которые подчинялись Константинопольским патриархам. Но уже с 15 века каноническая зависимость Русской Церкви от Вселенского Патриарха была лишь номинальной, а завоевание Константинополя турками совсем её уменьшило. На патриарший престол был избран Московский митрополит Иов. Наречение Иова в Патриархи было произведено в царских палатах при непосредственном участии Константинопольского Патриарха Иеремии; само поставление в сан было совершено в Успенском соборе Московского Кремля.

Посредине храма в центре было поставлено сидение для царя, а по бокам от него для Патриархов (по бокам). Первым зашел и облачился Иов, затем – Иеремия, после этого в храм торжественно вошел царь Феодор. Иеремия благословил его, государь сел на свое место и пригласил Иеремию также сесть рядом. На скамьях разместилось многочисленное духовенство. Затем ввели Иова, Иеремия объявил его Патриархом Московским и всея России и благословил. После этого Иов также благословил Иеремию. Затем они облобызались. Началась литургия, которую возглавлял Патриарх Иеремия.

Центральным моментом поставления было следующее: Иеремия после Малого входа стоял у престола, а Иов по окончании Трисвятого был введен в алтарь через Царские врата. Далее литургию возглавляли уже вместе два Патриарха. Иову вручили панагию, роскошный клобук, украшенный золотом, жемчугом и каменьями, и драгоценную и изукрашенную бархатную мантию. После взаимных приветствий все трое воссели на своих тронах. Затем царь, встав, произнес речь по случаю настолования и вручил Иову посох святого Петра, Митрополита Московского. Затем был дан парадный обед у государя, во время которого Иов отлучался для того, чтобы объехать Москву «на осляти» (на коне) и окропить город святой водой.

Через 420 лет после избрания первого Патриарха 01 февраля 2009 в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация нынешнего Патриарха Кирилла.

 

Вспоминая московские места Антона Павловича Чехова, интересно почитать его очень яркий описательный очерк про шумный Трубный рынок, где торговали животными и саженцами, «В Москве на Трубной площади»:

«Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг. Копошатся, как раки в решете, сотни тулупов, бекеш, меховых картузов, цилиндров. Слышно разноголосое пение птиц, напоминающее весну. Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее, и это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит ее далеко-далеко. По одному краю площадки тянется ряд возов. На возах не сено, не капуста, не бобы, а щеглы, чижи, красавки, жаворонки, черные и серые дрозды, синицы, снегири. Всё это прыгает в плохих, самоделковых клетках, поглядывает с завистью на свободных воробьев и щебечет. Щеглы по пятаку, чижи подороже, остальная же птица имеет самую неопределенную ценность.

— Почем жаворонок?

Продавец и сам не знает, какая цена его жаворонку. Он чешет затылок и запрашивает сколько бог на душу положит — или рубль, или три копейки, смотря по покупателю. Есть и дорогие птицы. На запачканной жердочке сидит полинялый старик-дрозд с ощипанным хвостом. Он солиден, важен и неподвижен, как отставной генерал. На свою неволю он давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит равнодушно. Должно быть, за это свое равнодушие он и почитается рассудительной птицей. Его нельзя продать дешевле как за сорок копеек. Около птиц толкутся, шлепая по грязи, гимназисты, мастеровые, молодые люди в модных пальто, любители в донельзя поношенных шапках, в подсученных, истрепанных, точно мышами изъеденных брюках. Юнцам и мастеровым продают самок за самцов, молодых за старых… Они мало смыслят в птицах. Зато любителя не обманешь. Любитель издали видит и понимает птицу.

— Положительности нет в этой птице, — говорит любитель, засматривая чижу в рот и считая перья в его хвосте. — Он теперь поет, это верно, но что ж из эстого? И я в компании запою. Нет, ты, брат, мне без компании, брат, запой; запой в одиночку, ежели можешь… Ты подай мне того вон, что сидит и молчит! Тихоню подай! Этот молчит, стало быть, себе на уме…

Между возами с птицей попадаются возы и с другого рода живностью. Тут вы видите зайцев, кроликов, ежей, морских свинок, хорьков. Сидит заяц и с горя солому жует. Морские свинки дрожат от холода, а ежи с любопытством посматривают из-под своих колючек на публику.

— Я где-то читал, — говорит чиновник почтового ведомства, в полинялом пальто, ни к кому не обращаясь и любовно поглядывая на зайца, — я читал, что у какого-то ученого кошка, мышь, кобчик и воробей из одной чашки ели.

— Очень это возможно, господин. Потому кошка битая, и у кобчика, небось, весь хвост повыдерган. Никакой учености тут нет, сударь. У моего кума была кошка, которая, извините, огурцы ела. Недели две полосовал кнутищем, покудова выучил. Заяц, ежели его бить, спички может зажигать. Чему вы удивляетесь? Очень просто! Возьмет в рот спичку и — чирк! Животное то же, что и человек. Человек от битья умней бывает, так и тварь.

В толпе снуют чуйки с петухами и утками под мышкой. Птица всё тощая, голодная. Из клеток высовывают свои некрасивые, облезлые головы цыплята и клюют что-то в грязи. Мальчишки с голубями засматривают вам в лицо и тщатся узнать в вас голубиного любителя.

— Да-с! Говорить вам нечего! — кричит кто-то сердито. — Вы посмотрите, а потом и говорите! Нешто это голубь? Это орел, а не голубь!

Высокий, тонкий человек с бачками и бритыми усами, по наружности лакей, больной и пьяный, продает белую, как снег, болонку. Старуха-болонка плачет.

— Велела вот продать эту пакость, — говорит лакей, презрительно усмехаясь. — Обанкрутилась на старости лет, есть нечего и теперь вот собак да кошек продает. Плачет, целует их в поганые морды, а сама продает от нужды. Ей-богу, факт! Купите, господа! На кофий деньги надобны.

Но никто не смеется. Мальчишка стоит возле и, прищурив один глаз, смотрит на него серьезно, с состраданием.

Интереснее всего рыбный отдел. Душ десять мужиков сидят в ряд. Перед каждым из них ведро, в ведрах же маленький кромешный ад. Там в зеленоватой, мутной воде копошатся карасики, вьюнки, малявки, улитки, лягушки-жерлянки, тритоны. Большие речные жуки с поломанными ногами шныряют по маленькой поверхности, карабкаясь на карасей и перескакивая через лягушек. Лягушки лезут на жуков, тритоны на лягушек. Живуча тварь! Темно-зеленые лини, как более дорогая рыба, пользуются льготой: их держат в особой баночке, где плавать нельзя, но всё же не так тесно…

— Важная рыба карась! Держаный карась, ваше высокоблагородие, чтоб он издох! Его хоть год держи в ведре, а он всё жив! Неделя уж, как поймал я этих самых рыбов. Наловил я их, милостивый государь, в Перерве и оттуда пешком. Караси по две копейки, вьюны по три, а малявки гривенник за десяток, чтоб они издохли! Извольте малявок за пятак. Червячков не прикажете ли?

Продавец лезет в ведро и достает оттуда своими грубыми, жесткими пальцами нежную малявку или карасика, величиной с ноготь. Около ведер разложены лески, крючки, жерлицы, и отливают на солнце пунцовым огнем прудовые червяки.

Около возов с птицей и около ведер с рыбой ходит старец-любитель в меховом картузе, железных очках и калошах, похожих на два броненосца. Это, как его называют здесь, «тип». За душой у него ни копейки, но, несмотря на это, он торгуется, волнуется, пристает к покупателям с советами. За какой-нибудь час он успевает осмотреть всех зайцев, голубей и рыб, осмотреть до тонкостей, определить всем, каждой из этих тварей породу, возраст и цену. Его, как ребенка, интересуют щеглята, карасики и малявки. Заговорите с ним, например, о дроздах, и чудак расскажет вам такое, чего вы не найдете ни в одной книге. Расскажет вам с восхищением, страстно и вдобавок еще и в невежестве упрекнет. Про щеглят и снегирей он готов говорить без конца, выпучив глаза и сильно размахивая руками. Здесь на Трубе его можно встретить только в холодное время, летом же он где-то за Москвой перепелов на дудочку ловит и рыбку удит.

А вот и другой «тип», — очень высокий, очень худой господин в темных очках, бритый, в фуражке с кокардой, похожий на подьячего старого времени. Это любитель; он имеет немалый чин, служит учителем в гимназии, и это известно завсегдатаям Трубы, и они относятся к нему с уважением, встречают его поклонами и даже придумали для него особенный титул: «ваше местоимение». Под Сухаревой он роется в книгах, а на Трубе ищет хороших голубей.

— Пожалуйте! — кричат его голубятники. — Господин учитель, ваше местоимение, обратите ваше внимание на турманов! Ваше местоимение!

— Ваше местоимение! — кричат ему с разных сторон.

— Ваше местоимение! — повторяет где-то на бульваре мальчишка.

А «его местоимение», очевидно, давно уже привыкший к этому своему титулу, серьезный, строгий, берет в обе руки голубя и, подняв его выше головы, начинает рассматривать и при этом хмурится, и становится еще более серьезным, как заговорщик.

И Труба, этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют».