«Вон мужик в пиджаке! А вон оно, дерево!» — эта фраза из популярной кинокомедии «Джентльмены удачи» стала крылатой сразу после выхода на экраны фильма в 1971 году. В кадре появляется знаменитый памятник у Красных ворот. Бронзовый монумент великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову был торжественно открыт 4 июня 1965 года. По воспоминаниям участников церемонии открытия в тот день было тепло и ярко светило солнце. Это было мероприятие имело статус высокой государственной значимости, и поэтому в нем принимали участие высшие представители власти, руководители партии и правительства: Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин, министр культуры СССР Е. А. Фурцева, председатель исполкома Моссовета В. Ф. Промыслов.
Открывал митинг первый секретарь Московского горкома КПСС Н. Г. Егорычев. На торжество пришли писатели, поэты, артисты, рабочие, ученые, студенты и школьники. Среди них были Народный артист СССР М. И. Царёв и поэт Роберт Рождественский. Все с нетерпением ждали, когда будет сброшено покрывало, под которым скрывался памятник. И вот глава государства, первый секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев под звуки Государственного гимна СССР разрезал красную ленту и перед собравшимися предстала выразительная фигура поэта, стоящая на высоком постаменте. Лермонтов одет в военный мундир поручика Тенгинского полка, который плотно облегает фигуру. Его голова чуть вскинута вверх, свободно расправлены плечи, а ветер слегка приподнял полу шинели. Поэт словно остановился на мгновение, оглядывая родной город, в котором «много страдал» и где был «слишком счастлив».
А начиналось это все так. Мысль о создании памятника Михаилу Юрьевичу Лермонтову стала бурно обсуждаться в передовых кругах русского общества в 1880-х годах. Тогда в связи с приближавшимся 75-летием со дня рождения поэта и было решено установить ему памятник. Но встал вопрос — где? Одни считали, что лучше всего установить монумент на Кавказе, так как там многое было связано с жизнью и творчеством Лермонтова. Другие утверждали, что наилучшим местом будет Петербург, где прошли годы сознательной жизни поэта. Третьи предлагали установить памятник на родине М.Ю. Лермонтова — в Москве.
В результате в 1889 году первый памятник М.Ю. Лермонтову работы знаменитого скульптора А. М. Опекушина появился в Пятигорске, затем в Пензе в 1892 году был установлен бронзовый бюст (скульптор И. Я. Гинзбург). В 1896 году еще один бюст работы скульптора В. П. Крейтана установили в Петербурге, у фонтана перед Адмиралтейством в Александровском саду, а в 1916 году возле здания Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где учился поэт, появилась бронзовый монумент скульптура Б. М. Микешина.
В 1917 году страну потрясли невиданные перемены, и наступила власть Советов, диктовавшая новые правила. Нужно было в корне менять идеологию и создание людей. Для этого наилучшим образом подходила самая разнообразная наглядная агитация. И в 1918 году руководство страны начинает реализацию знаменитого плана монументальной ленинской пропаганды. Согласно этому документу Совет народных комиссаров (Совнарком) утвердил список персоналий, достойных своих памятников в Москве. Среди более 60-ти имен революционеров, мыслителей, писателей и поэтов, было и имя М.Ю. Лермонтова. Но постановление о сооружении памятника Лермонтову было принято Совнаркомом только в мае 1941 года — в год 100-летия со дня смерти поэта.
Начали с того, что переименовали площадь Красных ворот в Лермонтовскую, потому что именно здесь родился будущий поэт. Лермонтовское название просуществовало до 1992 года. Затем большей части площади внутри Садового кольца вернули историческое название «Красные Ворота», а остальное пространство на стрелке Новой Басманной и Каланчёвской улиц осталось Лермонтовской площадью. Там же и было решено установить будущий памятник. Но вскоре началась Великая Отечественная война, которая остановила многие мирные планы. (про эти места Наталья Леонова рассказывает на своей авторской экскурсии в шикарный особняк Н.Д. Стахеева на Новой Басманной; ближайшая экскурсия 28.11.2024г. в 19:00)
Москва в жизни поэта. Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет в ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю) 1814 года в доме генерал-майора Федора Николаевича Толя, где чета Лермонтовых снимала квартиру. Каменный двухэтажный особняк стоял возле Красных ворот, снесенных в 1927 году. Сейчас на месте этого дома возвышается высотное административно-жилое здание, построенное под руководством архитектора А. Н. Душкина в 1953 году.
Мать Михаила Юрьевича, Мария Михайловна, происходила из древнего рода богатых и знатных дворян Столыпиных. После рождения сына, семья Лермонтовых прожила в Москве недолго. Уже весной 1815 года они переселились в имение бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной), в село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне село Лермонтово Пензенской области). Там и прошло детство Михаила Юрьевича, который в три года потерял свою мать, умершую от чахотки. С того времени воспитанием внука целиком занялась бабушка Е. А. Арсеньева.
В конце лета 1827 году Елизавета Алексеевна привезла 13-летнего внука в Москву для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение. Сменив несколько адресов, в августе 1829 года бабушка с Михаилом переехала в небольшой особняк купчихи Черновой на Малой Молчановке. Ныне в этом доме (№ 2) располагается Дом-музей М. Ю. Лермонтова ГМИРЛи им. В.И. Даля https://goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-m-yu-lermontova/ , где можно увидеть множество подлинных раритетов, в том числе принадлежавших самому Михаилу Юрьевичу.
В сентябре 1828 года М. Ю. Лермонтов поступил сразу в 4-й класс Благородного пансиона Московского университета. Это учебное заведение с шестилетним курсом обучения располагалось в доме на углу Тверской улицы и Газетного переулка. Оно являлось довольно прогрессивным для своего времени и считалось одним из лучших в России наравне с Царскосельским лицеем. Пансион не только дал Лермонтову глубокие знания, но и помог развитию его богато одаренной натуры. Лермонтов прекрасно рисовал, увлекался музыкой и театром, хорошо играл на скрипке. В пансионе он начал интенсивно заниматься поэзией и в 1828—1829 годах написал много лирических стихотворений. В сентябре 1830 года М. Ю. Лермонтов поступил в Московский университет; сначала на отделение «нравственных и политических наук», а затем на «словесное».
С юных лет М. Ю. Лермонтов живо интересовался историческим прошлым родного города и его достопримечательностями. Особый интерес вызывала у юноши Петровская эпоха. С годами, поэт все полнее «открывал» для себя Москву и узнавал историческое прошлое России. Михаил Юрьевич очень любил Московский Кремль, которому посвятил такие восторженные строки: «Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть… Надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!»
Именно с Москвой связано начало плодотворной поэтической деятельности Михаил Юрьевича. В 1829 году Лермонтов начал работу над поэмой «Демон». А на следующий год в журнале «Атеней» появилась его первая публикация — стихотворение «Весна», подписанное латинской буквой L. Затем, находясь в Москве, в период с 1830 по 1832 годы он написал около 200 стихотворений, 3 драмы и 10 поэм.
В тот ученический период Лермонтов прожил в Москве 5 лет — сравнительно небольшой срок. Но именно в эти годы сформировались его убеждения, вкусы и идеалы, открылось поэтическое призвание. В 1832 году Михаил Юрьевич уехал в Петербург и вопреки собственным планам, под влиянием родственников, поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 году, уже будучи юнкером этой школы, в сочинении на тему «Панорама Москвы» М. Ю. Лермонтов написал о своем любимом родном городе: «Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча… Нет! у нее есть своя душа, своя жизнь… каждый ее камень хранит надпись… богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением… как у океана, у нее есть свой язык».
В последующие годы Лермонтов неоднократно бывал в Москве. В одном из писем к М. А. Лопухиной он отзывался о своём родном городе такими словами: «Москва моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив».
Однако, вернёмся к памятнику. Война надолго приостановила работы по увековечению памяти поэта. Но уже в 1952 году состоялся всесоюзный конкурс на лучший проект памятника. Этот первый этап не дал реальных результатов, так как силы большинства художников были сосредоточены тогда на теме событий Великой Отечественной войны. В 1958 году на открытый конкурс было подано 48 проектов, из которых в соответствии с условиями конкурса приняли к рассмотрению лишь 42 работы. И снова ни один проект не был принят. Жюри под председательством скульптора Н. В. Томского отмечало, что «ни в одном из проектов авторам не удалось дать решения, в должной мере раскрывающего образ гениального поэта, человека высоких патриотических устремлений, творчество которого составляет гордость русской литературы».
В 1959 году Министерство культуры СССР решило провести заказной конкурс, для участия в котором специально пригласило ряд талантливых скульпторов. Большинство из них составляли известные мастера. Жюри отобрало два лучших проекта – опытного и знаменитого мастера Георгия Ивановича Мотовилова и молодого и малоизвестного скульптора Исаака Давидовича Бродского. Им и было предложено продолжить работу над памятником. В состав первой авторской группы входили скульптор Г. И. Мотовилов и архитектор Л. М. Поляков, в состав второй — скульптор И. Д. Бродский и архитекторы Н. Н. Миловидов и Г. Е. Саевич.
Шло время. В 1964 году снова объявили конкурс на лучший проект памятника. В нем участвовало уже восемь авторских коллективов, в том числе и получившая признание ранее команда скульптора И.Д. Бродского, которая и стала победительницей. Предстояла грандиозная работа. Предполагалось завершить создание монумента к осени, так как в октябре планировались торжества в честь 150-летия со дня рождения поэта. Поэтому темпы работ были просто фантастические. Необходимо было за короткий срок сделать чертежи, создать модель памятника и композиции вокруг него, отработать важнейшие детали и отлить все это в бронзе. В тот период И.Д. Бродский фактически не выходил из своей мастерской, там он днями и ночами работал и спал, и все его мысли были заняты только памятником Лермонтову. 21 сентября 1964 года рабочая модель памятника была отправлена на ленинградский завод «Монументскульптура» для отливки бронзового оригинала. В июне 1965 года все работы по сооружению и установке памятника М. Ю. Лермонтову были завершены. Москва, родина поэта, воздала своему уроженцу дань своего глубокого признания.
Особые детали. В нашем спешащем мире, на бегу, мало кто обращает внимания, что памятник на углу Лермонтовского сквера не одинок, а вписан в целую тематическую композицию, созданную из удивительных деталей. Она расположена на большой гранитной площадке. Бронзовая фигура поэта возвышается на пьедестале, представляющем собой простой круглый столп из серого полированного гранита Жежелевского месторождения Винницкой области Украины. Этот гранит использовался в Москве в облицовке Мавзолея В. И. Ленина, трибун на Красной площади и памятника Т. Г. Шевченко. Важной частью композиции является массивная, широкая и удобная скамья, протянувшаяся вдоль всего правого края площадки. В начале 1960-х годов такой элемент был своего рода новаторством.
Еще одна уникальная составляющая памятника расположена за бронзовым монументом. Это многофигурный тематический рельеф в виде решётки длиной 11,5 метра и высотой 2 метра; он отделяет мемориальное пространство от остальной территории сквера. В нем можно увидеть изображения мотивов поэзии Лермонтова — битву Мцыри с барсом, одинокий парус на гребне бурной волны и сидящего Демона. Заключительным аккордом решетки звучат стихотворные строки М.Ю. Лермонтова, помещенные на гранитном блоке:
«Москва, Москва!..
Люблю тебя как сын,
Как русский,-
Сильно, пламенно и нежно!»
Автор статьи Наталья Леонова
Дата 16.11.2024г.
P.S. 22 ноября 2024 года в «Доме И.С. Остроухова в Трубниках» ГМИРЛИ им. В.И. Даля (в котором трудится автор проекта «Иди и Смотри» Необычную Москву и данной статьи) открывается необычная выставка «М.Ю. Лермонтов. Места силы. Музейный сериал» в рамках которого пройдут обзорные экскурсии тематические историко-литературные программы, музыкальные мероприятия и интерактивные занятия. Выставка продлит свою работу до 23 марта 2025 года.
Что вы думаете об этом?