Когда в 20-х годах прошлого столетия скульптур Н.А.Андреев, прославляя новую советскую власть и ее основу — рабочий класс, ваял эту скульптуру, он и представить себе не мог, что смотрел в будущее. И на много десятилетий вперед! Простой советский рабочий стоит на площади Крестьянской заставы, в начале бульварчика, и держит в руках нечто, удивительно похожее на большой мобильный телефон. Такое ощущение, что товарищ рабочий получил в 1925 году от некоего абонента смс сообщение о том, что его поставят здесь на месте бывшей таможни Камер-Коллежского вала. Практически на окраине Москвы в то время. На самом деле задумка скульптора была в том, чтобы изобразить рабочего в раздумьях над какой-то сложной деталью. А получилось – вот что. Памятник выполнен из простого бетона и стоит вот уже без малого 90 лет, «охраняет» стоящую позади него редкость – Доску почета работников Таганского района, которую Вы можете увидеть на нашей авторской экскурсии. А перед ним находится конечная остановка 46 трамвая, на котором отсюда от метро «Пролетарская» можно за пару часов доползти за 28 рублей, осматривая окрестности, аж до Улицы Подбельского! Этот трамвай еще мою бабушку катал. Правда тогда только до села Богородского (нынешняя Краснобогатырская улица в районе Преображенской площади).
Скульптор памятника Николай Александрович Андреев (1873-1932) учился скульптурному ремеслу в знаменитом Строгановском художественно-промышленном училище. Именно он является автором самого необычного памятника классику русской литературы Николаю Васильевичу Гоголю. Благодаря импрессионисткой манере скульптора, присущей тогда его руке, памятник наиболее четко и глубоко отразил последние тяжелые дни великого писателя. Того времени, когда Гоголь сжигал свои рукописи, никого не принимал, был тяжело болен, боялся заснуть и умереть, не ложился и ни с кем не хотел общаться. Скульптор очень точно передал не только внешнее сходство, но и внутреннее душевное состояние писателя, разочаровавшегося в своем творчестве в конце жизненного пути. Гоголь устало сидит на скамье, ему как будто холодно, плечи его покрывает тяжелая шаль, голова под тяжестью сложных мыслей наклонилась немного вниз. Печаль и боль за свою жизнь и за все человечество пронизывает весь образ Гоголя. Пьедестал памятника и барельефы на нем выполнены знаменитым архитектором Федором Шехтелем, где изображены сцены и герои произведений Гоголя – «Ревизор», «Петербургские повести», «Мертвые души» и другие. Памятник был открыт на обозрение публики к столетию писателя в 1909 году. Одним из его крупных пожертвователей явился богатый промышленник, предприниматель и меценат П.П.Демидов. И сразу памятник приобрел себе клеймо образа скорбящему Гоголю. Мало того, что барельефы с изображением героев были как бы противопоставлением грустной фигуре разочаровавшегося писателя, так еще и сам образ такого Гоголя никак не вмещался в общественное сознание. Споры вокруг памятника начались до революции и продолжились вплоть до 1951 года, когда на место него поставили новый, в противоположность этому «оптимистичный» памятник стоящему Гоголю. А старый, на взгляд многих действительно настоящему Гоголю, сначала был «сослан» в Донской монастырь, а затем тихо приютился во дворике бывшей усадьбы графа Алексея Толстого, в которой Гоголь провел 4 последних года своей жизни. Вот что говорил о памятнике великий русский живописец Илья Репин «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное… Да здравствует Н. А. Андреев! В душе своей я благословил комиссию, утвердившую эту смелую по правде идею. Москва не без просвещенных людей: большое счастье для искусства».
Так что Идите и Смотрите!
Что вы думаете об этом?