Вряд ли москвич или гость столицы может случайно наткнуться на этот необычный памятник! Он расположен не в центре столицы, не на проходных улицах и площадях, а в скверике на Площади Борьбы, от которой веером расходятся улицы Достоевского, Образцова и Перуновский переулок. Даже перейдя многочисленные трамвайные пути и вступив на этот сквер, не сразу заметишь две стоящие через аллею скульптуры. Но когда вдруг увидишь, то сразу начинаешь разглядывать и читать любопытные надписи на их постаментах. На нашей необычной экскурсии «Дело было на Божедомке: события и судьбы Новой слободки» мы не только разглядываем этот памятник, но и проводим своеобразное ритуальное действо, «согревающее тело и окрепляющее душу»!
Одна скульптура представляет собой мужчину, который явно находится «под шофе», устало прислонился к остановке, крепко держа в руках свой портфель. Другая скульптура изображает рыжеволосую девушку с длинной косой до попы. На постаменте с мужчиной надпись: «Нельзя доверять мнению человека, который еще не успел похмелиться». У подножия девушки начертано: «В Петушках жасмин не отцветает и птичье пение не молкнет».
Эта скульптурная композиция посвящена знаменитой и популярной во всем мире псевдобиографической поэме в прозе «Москва-Петушки», написанной Венедиктом Ерофеевым в 1969-1970 годах и считавшей её своим лучшим произведением. Советская печать опубликовать это не могла по идеологическим причинам, поэтому поэм распечатывали почти подпольно на работе с помощью ротаторов – подобии современных принтеров. В 1973 году поэма была впервые была опубликована в Израиле в журнале «АМИ», который вышел тиражом всего 300 экземпляров. Но этого было достаточно, чтобы о неё широко заговорили и у нас в стране и за рубежом. В результате книга была переведена на 30 языков мира, а в СССР была опубликована только в 1988—1989 годах. Причем сначала в сокращённом виде в журнале «Трезвость и культура», затем в более развернутом виде в литературном альманахе «Весть» и, наконец, почти полностью в 1989 году в издательстве «Прометей».
Поэму лучше всего прочесть самому, а потом еще и пойти на спектакль, который с аншлагами вот уже пару лет идет в театре «Студия Театрального Искусства». Но для тех, кто этого еще не сделал — скажем, что главный герой произведения алкоголик-интеллектуал Веничка едет на электричке из Москвы на 125 километр на станцию Петушки к любовнице и ребёнку. По дороге пьет все что содержит спирт и рассуждает об алкоголе, истории, культуре, политике, философии, периодически засыпает и просыпается, погружаясь то в мир грез, то в мир странных галлюцинаций.
Автор поэмы Венедикт Васильевич Ерофеев родился в 1938 году в пригороде Кандалакши в посёлке гидростроителей и был шестым ребёнком в семье. Его отец работал начальником железнодорожной станции, затем был репрессирован и отбывал в 1945—1951 годах лагерный срок за антисоветскую пропаганду. Ерофеев окончил школу с золотой медалью, затем поступил на филфак МГУ, но был отчислен. Начинал учиться в Орехово-Зуевском, Владимирском и Коломенском педагогических институтах, но также повсюду был изгнан.
В Москве Ерофеев долгое время жил без прописки, работал в разных городах рабочим, грузчиком, бурильщиком, сторожем в вытрезвителе, монтажником кабельных линий связи, лаборантом паразитологической экспедиции по борьбе с окрылённым кровососущим гнусом, редактором и корректором студенческих рефератов в МГУ, сезонным рабочим в аэрологической экспедиции, стрелком ВОХРа и т.д. Только через несколько лет после рождения сына он женился в 1976-м году на москвичке, что дало Ерофееву возможность прописаться в столице, в коммунальной квартире дома 5/6 (стр. 3) на Большой Дмитровке (ранее Пушкинская улица). Затем с 1977 года и до последних своих дней Ерофеев жил со своей второй супругой в доме 17 корп. 1 на Флотской улице. Помимо «Записок психопата» и «Москвы — Петушков», Ерофеев написал пьесу «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», эссе о Василии Розанове для журнала «Вече», произведение «Благая Весть» и другие необычные работы, некоторые из которых невозможно причислить к какому-то конкретному жанру.
В 1990-х годах скульпторы Сергей Манцерев и Валерий Кузнецов приступили к созданию скульптур, работа над которыми длилась около двух лет. Первоначально памятник Веничке предполагали поставить на Курском вокзале, а его любимую девушку в Петушках. Но в мае 2000 года через 10 лет после смерти писателя эту необычную скульптурную композицию установили на Площади Борьбы. Торжественное открытие проходило в духе самого произведения. По словам очевидца открытия памятника Александра Мешкова «водка лилась рекой» бесплатно: «Сначала собравшийся люд тушевался, прятал взор. Но постепенно осмелел, но апогея так и не достигал. Не просто пить, а интеллектуально общаться пришел сюда русский творец. Под закуску мировую да к тому же дармовую — под пельмешки да с огурчиком. Много творцов собралось в этот день помянуть хорошим словом Венедикта Ерофеева. Друзья его пришли и те, кто просто любит его. Группа Манго-Манго в количестве двух человек громко спела несколько своих исполненных глубинного лирического драматизма песен. Поэт Игорь Иртеньев, согласно сюжету, щедро раздавал детишкам орехи и мороженое. Другой поэт, куртуазный маньерист Вадим Степанцов, фальшиво, но искренне спел свою трогательную песнь. Когда поют поэты, спокойно люди пьют. Отцы города были лапидарны и своим участием праздника не омрачили. Для детворы был устроен конкурс рисунка на асфальте на соответствующую тематику. Дети-творцы в своих работах попытались осмыслить проблему алкогольной эстетики. Рисунки снабжались недвусмысленными подписями: «Алкоголю — нет!», «Не пей!»… Тусовался среди публики и негр, как бы символизируя своим присутствием интернациональный характер происходящего. Специально приглашенные на этот чудный праздник милиционеры были обворожительны и милы. Смущенно улыбаясь, как бы осознавая абсурдность существования себя на этом празднике русского слова, они тактично и учтиво делали мягкие, но справедливые замечания разгоряченным парням по поводу уместности использования ими экспрессивной лексики. И царила там культура пития. И воздух был наполнен добротой и гармонией. Цвели жасмин, цикламены и желтофиоли, и птичье пение не смолкало (в записи). Все происходило медленно, но правильно, и никто и не думал загордиться. И Веничка смотрел на нас со своего невысокого пьедестала немного грустно и растерянно». Напрашивается невольный вопрос – почему все же скульптуры героев поэмы были установлены именно на Площади Борьбы? А дело в том, что нелёгкий путь Венички с Савёловского вокзала на Курский проходил как раз неподалеку от этой площади. Происходило это так: «Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало – и ни разу не видел Кремля. Вот и вчера опять не увидел, – а ведь целый вечер крутился вокруг тех мест, и не так чтоб очень пьян был: я, как только вышел на Савеловском, выпил для начала стакан зубровки, потому что по опыту знаю, что в качестве утреннего декокта люди ничего лучшего еще не придумали. Так. Стакан зубровки. А потом – на Каляевской – другой стакан, только уже не зубровки, а кориандровой». Для справки – Каляевской улицей в советское время называлась нынешняя Долгоруковская улица в Москве. Этот необычный памятник можно в подробностях осмотреть на нашей необычной экскурсии «Дело было на Божедомке: события и судьбы Новой слободки». На скверике мы делаем культурную остановку и совершаем действо в духе Венички, а именно в холодное зимнее время немного согреваем тело и интеллигентно, без фанатизма «окрепляем душу»!
Автор статьи — Наталья Леонова
Дата публикации — 03.12.2015г.
Что вы думаете об этом?