Все в Москве знают этот необычный кукольный театр на Садовом кольце с удивительными часами на фасаде здания. Каждый час этих оформлен виде домика, в котором живут сказочные персонажи и животные. Когда стрелка часов подходит к домику, часы кукарекают, дверцы домика распахиваются, из него выпрыгивает «местный житель» и часы поют мелодию известной народной песенки «Во саду ли в огороде…». Ровно в полдень можно увидеть всех обителей часов, потому что именно в это время они все выходят из своих домиков. В это время на улице возле здания театра собирается большая толпа детей и взрослых. Изначально часы кукарекали круглые сутки, пока у жителей соседних домов не лопнуло терпение. После их жалобы часы на ночь утихомирили. Сами часы огромны, их ширина 3 метра, а высота 4 метра. С этими часами связан любопытный момент советского периода. Всё дело в том, что в 80-е годы прошлого века спиртное в магазинах можно было купить только с 11 часов (интересная аналогия с сегодняшним днем!). А как раз в 11 часов наступала очередь волка выскакивать из соего жилища на часах. Поэтому многие, ожидавшие своей очереди у магазинов мужики, радостно и восторженно приветствовали петушиных крик, за что и прозвали эти долгожданные 11 часов «часом волка»!
Новое здание театра было построено в 70-х годах, специально для кукольного театра
под руководством известного и популярного кукловеда Сергея Образцова. Сергей Владимрович родился в Москве 05 июля 1901 года в семье выдающегося инженера-железнодорожника, профессора Московского института инженеров транспорта Владимира Николаевича Образцова, именем которого названа одна из улиц Москвы в районе метро Новослободская (о нём мы рассказываем на нашей прогулке по Божедомкам). Мама Сергея была учителем.
Но Сергей не пошёл по стопам родителей, его с детства привлекали куклы. Первую куклу мама купила пятилетнему Сергею в китайском магазинчике. Её звали Би-Бо-Бу, она была в таком цветастом халатике и головка надевалась на палец. Образцов тут же начал показывать сценки, вылезая отовсюду — из-за стула или дивана, чем очень пугал младшего брата. В 1918 году он поступает во Вхутемас (Высшие художественно-театральные мастерские) и учится вместе с «кукрыниксом» Борис Ефимовыми и будущим художником метро Александром Дейнека. От постоянного безденежья они придумали мастерить кукол и продавать их, чтобы не умереть с голоду. Но куклы не покупали и они стали показывать с ними сценки. Через несколько лет Образцов поступает в Музыкальную Студию Московского Художественного театра, и с 1922 года становится актёром МХАТа-2.
Первые свои выступления Сергей Образцов начинает уже в 20-х годах, становится артистом эстрады, создает пародийный жанр «романсов с куклами», а первыми его зрителями становятся Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд и Маяковский. Образцов сам делал свои первые куклы. Ему нравилось, когда эти тряпичные создания оживают в его руках. Когда молодой Образцов появлялся на сцене с маленькой портативной ширмой, из-за которой забавные куклы в его искусных руках проделывали настоящие чудеса, то аудитория буквально стонала от хохота, когда эти куклы исполняли старинные романсы, оперные арии, всевозможные пародии и интермедии. Это было необычайно смешно, остроумно, талантливо.
В 1931 году Образцов назначается на должность руководителя Центрального театра кукол и более 60 лет возглавляет его. Тогда здание театра располагалось небольшом двухэтажном здании, выходящем на Триумфальную площадь. На фасаде его красовалось изображение раскрытой ладони с шариком, надетым на указательный палец — всем хорошо известная эмблема Центрального театра кукол, возглавляемого Сергеем Образцовым. Раньше в этом здании была так называемая Четвертая студия МХАТ. Когда здание перешло к Образцову, он со свойственной ему выдумкой и изобретательностью превратил его в подлинный маленький дворец чудес для взрослых и детей.
Его уникальные книги «Актёр с куклой» и «Моя профессия» являются учебниками по системе режиссерской и актёрской работы с куклами. Одним из самых популярных спектаклей Образцова стал «Необыкновенный концерт» – кукольная феерия для взрослых. Изначально спектакль назывался «Обыкновенный концерт». Но кто-то из работников органов, которым было положено осуществлять всестороннюю бдительность, усмотрели в этом названии недопустимое «огульное охаивание» концертной деятельности Москонцерта, хотя в спектакле остроумно и справедливо высмеивались только концертные штампы и весьма нередкая халтура. И «Обыкновенный концерт» было рекомендовано переименовать в «Необыкновенный», то есть нетипичный.
А самой знаменитой и любимой куклой Образцова является творение его рук — кукла Тяпа, которая даже признанна лучшей куклой ХХ века. Образцов с ней не
расставался всю жизнь. Он исполнял номер с ней в сборных эстрадных концертах и в своем Сольном концерте, объездившем весь мир. Образов называл Тяпу «самым старым ребенком в мире». Известен очень удивительный случай, произошедший с Тяпой в Берлине. На ступенях рейхстага летом 1945 года Образцов с большим успехом исполнил два своих коронных номера — «Кармен» и «Налей бокал» — и уже хотел поехать в гостиницу, когда к нему обратился немец-инвалид. Он рассказал Сергею Владимировичу, что в декабре 1941 года он потерял ногу в боях под Москвой, что в 1943 году под Сталинградом погиб его единственный сын, что 8 мая 1945 года на глазах у четырехлетней внучки Греты от шальной пули погибла её мама и что с тех пор девочка всех боится, почти не ест и не пьет, не разговаривает и забилась в угол. Он попросил Образцова помочь ему.
Они спустились в глубокое бомбоубежище с тусклой керосиновой лампой, которое до предела было заполнено женщинами, стариками и детьми. Девочка испугалась нового человека и несмотря на уговоры деда все больше закрывалась от нового гостя пледом. Тогда Образцов достал из сумки малыша Тяпу и тихо-тихо запел колыбельную песенку. Увидев куклу, девочка протянула к ней руки, потом они вместе держали «засыпающего» Тяпу. Потом Сергей Владимирович аккуратно, чтобы Тяпа не проснулся, снял его с руки и оставил в объятиях Греты. Через несколько десятков лет Образцов вновь приехал в Берлин с концертом, на который пришла женщина средних лет и протянула ему небольшой букет цветов. Это оказалась повзрослевшая Грета, которая поведала, что Тяпа жив до сих пор, совсем не повзрослел и теперь помогает ей укладывать спать внучку… Этой кукле уже больше 70 лет (их было несколько), но, тем не менее, Тяпа до сих пор не нуждается не только в реставрации, но даже и в простой чистке. Лицо у Тяпы такое же свежее и румяное, как много десятилетий назад. Никто не знает, почему.
Спектакли, поставленные Сергеем Образцовым, побили все возможные рекорды театральных аншлагов и театрального долголетия. Древнюю профессию артиста театра кукол, именно Образцов сделал престижной. Сергей Образцов является также создатель нового жанра документального киномонолога и автором фильмов «Кинокамера обвиняет», «Удивительное рядом», «Невероятная правда» и «Кому он нужен, этот Васька».
Сергей Образцов умер 8 мая 1992 года в возрасте 91 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На могиле мастера стоит вытянутая ладонь человеческой руки с шариком, надетым на палец. Эта скульптуры его театра кукол, которых он обожал и которые оживали благодаря его мастерству.
Что вы думаете об этом?