Вы замечали как много в Москве львов? Они стоят перед парадным входом или на каменных столбах, лежат на пьедесталах, скалят нам зубы со стен или приветствуют нас каменным щитом. Многие думают, что львов много в Питере, и гораздо больше чем в Москве. Возможно…, специально не считала. Но поверьте, в Москве их тоже предостаточно! И появились они впервые именно в Москве как украшение декора и несение охранных задач.
Огромное количество львов появилось в Москве после пожара 1812 года. Можно сказать, что в Москве началась тогда мода на львов. А впервые в Москве узнали о существовании такого дикого зверя только лишь в далеком 15 веке из сборника рассказов о животных, птицах и сказочных существах под названием «Физиолог». О львах «Физиолог» тогда сообщал, что львица рожает детёныша мёртвым и стережет его три дня пока не придет отец, чтобы оживить его своим дыханием. А учуяв охотника, лев заметает свои следы хвостом – кисточкой. Лев «егда спит в пещере своей бдита ему очи», что в переводе означает, что лев не спит, а всегда бдителен. Вот почему лев и был выбран в качестве надежного охранника людских жилищ. После того как в 16 веке москвичи увидели у себя впервые живых льва и львицу, привезенных Ивану Грозному персидским шахом, то стали просить каменотесов изобразить этих сильных животных на фасадах домов. Изначально соседом льва до Ивана Третьего всегда был единорог или по русской азбуке «инрог». По описанию Плиния этот зверь должен иметь «голову оленя, ноги слона, хвост кабана и форму тела лошади». Такая парочка льва и единорога
красуется в Москве на доме № 15 по Большой Никольской улице. Сейчас там Историко-архивный институт, который разместился на месте бывшего Московского Печатного двора, где Иван Фёдоров в 1564 году напечатал первую русскую книгу «Апостол». Новое здание, которые мы видим сейчас со львом и единорогом, было построено уже после разборки старых обветшавших зданий в 1814 году в так называемом готическом стиле для Синодальной типографии, которая размещалась здесь до 1918 года.
Где только и в каких видах не изображены эти львы. Они спят, лежат или сидят во всевозможных московских местах – на Спасской башне, на дверях и крыше Исторического музея, у особняков на Пятницкой, Малой Молчановки, Гончарной, Арбата и на многих других улицах и переулках. Самые старые львы из Измайловского дворца царя Алексея Михайловича хранятся в музее-заповеднике Коломенское.
Мне лично очень нравятся шикарные, якобы спящие, лёвики на Пятницкой улице у роскошного особняка, который имеет нарицательное название ««Дом со львами на Пятницкой». Дом этот построен сыном строителя Исторического музея С.В. Шервудом в 1897 году для М.И.Фон-Рекк. Изначально Шервуд стал строить этот особняк в формах модной тогда эклектики с использованием классических и древнерусских архитектурных элементов для Ирины Галактионовны Марковой. Недостроенный дом Маркова продаёт московской богатой домовладелице жене московского купца Минне Ивановне Фон-Рекк, принадлежавшей к семье известных московских предпринимателей немецкого происхождения (с необычным надгробием на семейной могиле Фон-Рекков мы знакомимся на нашей экскурсии «Заблудившийся трамвай» http://seeandgo.ru/?p=515). Фон-Рекк решает в корне поменять проект, и в результате мы видим уже дворец в стиле позднего модернизма. После революции в здании поселился Замоскворецкий райкомом ВКП(б), где естественно выступал Ленин и работала тогда небезызвестная революционерка Землячка (по рождению Залкинд, по мужу Самойлова). Просто диву даёшься, сколько в себя вместил этот особняк и как только эти львы всё это пропустили мимо своих чутких ушей. Эта табличка с Землячкой до сих пор висит. Когда то Папанин писал про неё «Удивительным человеком была Землячка. Она не уставала заботиться о людях… Она прожила нелёгкую жизнь, испытала и царские застенки, и тюрьмы, не раз смотрела смерти в лицо. И, сколько я её помню, работала, не жалея сил». А на поверку вышло совсем иное из документов: «В ноябре 1920 г. секретарь Крымского обкома РКП(б). Землячка вместе с Бела Куном и Юрием Пятаковым организовала массовые расстрелы пленных белых офицеров армии Врангеля, членов их семей. Жертвами Землячки и Куна стали десятки тысяч офицеров армии Врангеля, которые сдались, поверив обращению Фрунзе, обещавшего тем, кто сдастся, жизнь и свободу. Землячка — автор фразы: «Жалко на них тратить патроны, топить их в море». Вот такой удивительный Дом со львами, в котором тоже бывали «львы» своей эпохи.
А вот и ещё львы! Уже не спящие, а сторожащие усадебный парк бывшее владение Усачевых-Найденовых — едва ли не лучшее произведение Д. Жилярди, созданное им в 1829—1831 гг. для купцов Усачевых, тех самых кто дал название Усачевской улице и баням. Это были купцы, которые начали с торговли вином и фруктами на лотках, и превратились в купцов первой гильдии. П.Н.Усачев был страстным садоводом-любителем, им был отстроен регулярный парк с образцовыми оранжереями, пользовавшимися в Москве известностью и посещавшимися москвичами. В середине XIX века владение перешло к предпринимателям и текстильным фабрикантам Хлудовым, а на рубеже XIX—XX вв. — к Найденовым. Найдёновым тоже занимались текстильным производством и прочими значимыми делами – созданием общества попечительства о бедных. Найденов решил опубликовать книгу, посвящённую московскому купечеству. Если купец хотел попасть своей персоналией в эту книгу, то должен был уплатить Наёденову 100 рублей. Вот что писал об одном их современник В.П. Рябушинский: «Значение и авторитет Н.А. Найденова в Москве были тогда очень велики. Маленький, живой, огненный – таким он живет у меня в памяти; не таков казенный тип московского купца, а кто мог быть им более, чем Николай Александрович. Так все в Москве: напишешь какое-нибудь правило, а потом самым характерным явлением – исключение. Как в грамматике, он делал свое купеческое ремесло, и хорошо делал, но главное его занятие было общественное служение…Жило в нем большое московское купеческое самосознание, без классового эгоизма. Выросло оно на почве любви к родному городу, к его истории, традициям, быту».
Прекрасная архитектура здания, уникальный кованый зонт над главным входом (с чугунными львами и грифонами), росписи стен и плафонов, а также величественный парадный двор — все это превосходные образцы искусства зрелого классицизма. Усадьба стоит в живописном парке, расположенном на высоком берегу Яузы, соединена с главным домом посредством пандуса, украшенного декоративными вазами. От парковых сооружений сохранились только две колонные беседки и грот, а в конце парка помещены два лежащих на пандусах льва. Сохранились со времен Найденова служебные постройки усадьбы — это каретный сарай, конюшни, кладовые. В наше время усадьба занята врачебно-физкультурным диспансером. Кстати, именно в этом парке снимался фильм «Покровские ворота» в эпизоде территории больницы, где лежал Лев Евгеньевич Хоботов. Помимо этого там снимались кадры фильма «Тот самый Мюнхаузен» и «Звезда пленительного счастья», как дом мамаши Ивана Анненкова в исполнении Игоря Костолевского.
Есть ещё львы со щитами, как например, у этого доходного дома на улице Солженицына, в котором когда-то у сестры Андрея Тарковского жил, будучи студентом, Василий Шукшин. Мы рассказываем об этом на нашей прогулке по Таганке (http://seeandgo.ru/?p=795). Подпирают львы фонарные столбы у памятника Гоголю. Причем поставлены они были ещё к старому памятнику «скорбящему» Гоголю, который теперь стоит во дворе дома-музея Гоголя на Никитском бульваре. Вот и получается метаморфоза – памятник работы скульптора Андреева стоит во дворе, а его львы поддерживают фонарные столбы освещающие памятник автора Томского в самом начале Гоголевского бульвара.
Лежат львы и в Кузьминском парке на пандусах ближе к прудам. Их было много, были и грифоны и другие живности. Долгое время эти львы хранились на складе, после 1970-х годов их достали и снова установили на прежнее место. Очень похожие на «кузьминских», только чугунные львы, украшают ограду Больницы Медсантруд № 23, бывшую усадьбу чугунных магнатов Баташёвых. Они там совсем какие-то древние, могучие, большие. Вальяжно и спокойно расположились на въездных воротах и вот уже 200 лет подсматривают за нами. И Мюрата наполеоновского видели, и Стендаля, и даже работников НКВД и ГПУ! И внучку Баташева – Дарью Шепелеву, над наивностью которой посмеивалась когда то вся Москва и Париж.
Львы на Тверской отнесли «на склад», то есть внутрь дома, ещё в конце 19 века. Всё дело в том, что Английский клуб тогда начал чахнуть, разорялись дворяне, и в моду входило московское купечество и предпринимательство. Устроители клуба решили зря место не терять, а разместить перед зданием клуба торговые палатки, которые москвичи сразу же прозвали «английской» стекляшкой. Только после революции ограду вынесли на фасадную часть Тверской и снова водрузили лёвиков на их законное место. Правда, первым своим современникам они напоминали отнюдь не львов, а неудавшихся собак. Мне тоже так кажется – смотрите сами!
Вот на этом здании на Никольской улице красуются дракончики, издалека напоминающие морских коньков. Это здание Никольских торговых рядов модернового архитектора Кекушева. Дракон можно сказать почти тоже, что и лев! Он призван был олицетворять силу и величие владельцев и привлекать к себе внимание многочисленных посетителей.
А это ни что иное как политехнический музей!!! И белочки грызут «кедровые» орешки, так сказать грызут гранит науки! Правда эти белки отчето на крыс похожи… Поднимите голову, посмотрите иногда внимательно, проходя мимо старых домов, и тогда и Вы увидите как эти красивые изваяния животных всевозможных размеров и форм охраняют бывшие особняки, приютившие у себя всевозможные посольства, красуются, улыбаются, высовывают язык или цепко держат в зубах кольца их маски на стенах домов. Охраняют наш покой – красивые величественные изваяния!
Так что идите и смотрите! Не бойтесь, они Вам ничего не сделают!!!
Очень интересная книга на эту тему «Московские львы». Ссылка на книгу: http://artclassica.ru/catalog/all_books/moscow_lions/