Только в начале 19 века во время правления Александра I были приняты меры по созданию в стране системы общеобразовательной школы. 2 января 1804 года на Варварке была открыта Московская губернская гимназия, которая затем переехала в здание на Волхонке, где и находилась до конца своего существования как Первая московская мужская гимназия. Обучение языкам (латинский, немецкий, французский и греческий) стояло на первом месте. Помимо этого, преподавали географию, историю, мифологию, статистику, чистую и прикладную математику, опытную физику, естествознание, рисование, философию, политическую экономию, коммерцию, технологию, танцы, музыку и гимнастику. После этого в Москве были открыты и другие гимназии, но все они были государственные.
В 1857 году император Александр II подписал постановление, которое «давало лицам, чувствующим на то призвание», открывать частные учебные заведения. И 1 октября 1958 года открылась первая в Москве частная школа Франца Ивановича Креймана. Он родился в 1828 году в Нарве, окончил Петербургское реформатское училище, филологический факультет Дерптского университета и к моменту создания собственного учебного заведения был достаточно опытным педагогом со сложившимися взглядами и идеалами. В основу преподавания Франц Иванович положил выработанную в Западной Европе классическую образовательно-воспитательную программу, потому что считал ее самой правильной для воспитания и образования русского юношества. В этом он был новатором: его школа стала прототипом всех классических гимназий, которые стали обязательными после правительственной реформы 1871 года. Таким образом, не получив еще права называться гимназией, школа Ф. Креймана являлась по сути гимназией по характеру, учебному плану и педагогическим целям.
Вместе с четырьмя учениками школа начала свою работу в скромных небольших комнатах на третьем этаже дома по 1-й Мещанской улице, относящегося к храму Адриана и Натальи. Чуть позже учеников стало семеро, а к концу 1862 года, когда школа приобрела известность, их было уже 60 человек. Необходимо было найти более просторное помещение, и Крейман снял огромный дом Охотникова на Пречистенке. Число учащихся неуклонно росло: с 1864 года по 1870 год их было не менее 160 человек. Первоначально большинство воспитанников были приходящими, впоследствии наоборот: многие жили в гимназии постоянно, некоторые оставались даже на праздники и каникулы. Это был единственный в Москве обширный частный интернат.
22 декабря 1865 года император Александр II даровал право «переименовать содержимый г. Крейманом частный пансион в частную мужскую гимназию», и с того момента школа превратилась в частную классическую гимназию. Преподаватель И.Х. Виберг в своей речи к воспитанникам характеризовал значение этого заведения: «Из гимназии более зрелые ученики переходят в университет … Основная идея гимназии: гимназия есть приготовление к деятельности и области науки. Она должна сделать воспитанника способным с успехом заниматься в университете тою наукою, на поприще которой он желает впоследствии духовно-спасительно действовать. Для этого должно стараться приобрести всеобщие познания в науках и в особенности развитую силу мышления». Достижению этих целей способствуют «занятия языками, в особенности древними, и математикой».
С самого начала существования гимназия была задумана не только как образовательное учреждение, но и как воспитательное в самом широком смысле этого слова. И одна только подготовка учеников к поступлению в Университет не считалась целью. Крейман ставил более широкие задачи: юношу надо подготовить ко взрослой самостоятельной жизни, вырастить из него полезного человека. Воспитание должно быть гармоничным, а образование должно быть общечеловеческое: запасаться знаниями нужно одновременно с развитием чувства, характера и нравственных стремлений. Ф. И. Крейман говорил, что если бы ему удалось здравой дисциплиной и правильной организацией школы сделать ученика человеком-христианином, то его бы цель была достигнута. Сначала должно научиться быть людьми — говорил он, а потом уже учиться быть полезными гражданами.
Вскоре после преобразования в гимназию, заведение Креймана переехало на улицу Петровку (д. 25). Классическое здание с колоннами было построено по проекту знаменитого московского зодчего Матвея Федоровича Казакова для московского городского головы, купца I гильдии, владельца уральских металлургических заводов Михаила Павловича Губина в 1793 году. Дом строился почти напротив Высокопетровского монастыря, поэтому архитектор расположил внутренние помещения для приемов, балов и пиров со стороны двора, чтобы шумные гости не мешали аскетической монастырской жизни. При пожаре 1812 года здание сильно пострадало и после реставрации потомки Губина сдавали его внаем для размещения пансионов и училищ. Здесь и находилась гимназия Креймана до 1905 года. В 1920 году в этом доме разместился Институт физиотерапии и ортопедии. А с 1999 года там располагается Московский музей современного искусства – первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков.
Об учебе в гимназии и этом доме вспоминал один из его учеников Д.И. Абрикосов: «Я довольно быстро привык к новой жизни и девять лет гимназии были для меня очень счастливыми. Это была классическая гимназия, где латинский и греческий были самыми главными предметами… Каждый учитель считал свой предмет самым важным и не сделанное тщательно домашнее задание расценивал как персональное оскорбление и ставил за это плохую оценку. … в день у нас было постоянно шесть часов занятий с одним перерывом на завтрак и прогулку во дворе. Два часа после обеда полагалось на домашнее задание, не говоря о разных домашних уроках рисования, музыки и английского, который, в отличии от французского и немецкого, не изучался в гимназии. Ежегодная сдача бесчисленного количества экзаменов под угрозой в случае провала остаться на второй год была настоящим испытанием для наших нервов… Но хотя гимназическая жизнь была напряженной, я вспоминаю ее с большим удовольствием, чем годы учебы в университете, которые принято считать самыми счастливыми. Гимназия располагалась в доме, который раньше принадлежал старой аристократической семье. У нас был большой зал, в котором мы прогуливались после завтрака, если погода была плохой, несколько больших комнат, которые когда-то служили для приемов и в них ещё сохранились остатки украшений на потолке и стенах. Было легко представить, какие приемы бывали здесь раньше, когда сюда съезжалась вся аристократическая Москва и в залах играл оркестр, пары танцевали, а в укромных уголках оранжереи среди пальм расцветали романы. Но все это великолепие ушло в прошлое, и все эти грациозные фигуры были вытеснены гимназистами, рядами прогуливавшимися по коридору или сидевшими за партами».
Через 25 лет гимназия Креймана отметила свой первый юбилей. В типографии Каткова была издан небольшая брошюра, посвященная этому событию и начинавшаяся такими словами: «Бывшие воспитанники гимназии приветствовали своего любимого наставника, образовав три депутации. Во главе первой депутации предстал юбиляру первый его воспитанник, заставший еще основание школы, В.П. Шлезингер, который поднес ему адрес в массивном дорогом плюшевом переплете малинового цвета; в средине с выпуклым оттиском из золота инициалы юбиляра; адрес написан древнеславянскими буквами и украшен венками и виньетками (изящная работа В.В. Осипова)».
Гимназия славилась строгой дисциплиной и высоким уровнем подготовки учеников. Латинский и древнегреческий язык преподавал Иван Христианович Виберг; математику и физику – Юрий Францевич Виппер; историю — его сын, будущий член Академии наук СССР, Роберт Юрьевич Виппер; музыку и пение — один из основателей Московской консерватории, композитор Карл Карлович Альбрехт; естествознание — профессор Петровской сельскохозяйственной академии Карл Эдуардович Линдеманн; астрономию — будущий директор Московской обсерватории Павел Карлович Штернберг; закон Божий — протопресвитер Успенского собора в Кремле, профессор богословия Московского университета и Духовной академии Н. А. Сергиевский. В гимназии великолепно преподавали немецкий язык, учащиеся писали сочинения по-немецки и переводили на него отрывки из произведений И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.
В числе учеников гимназии были ставшие выдающимися в будущем лица. Это знаменитый архитектор Р.И. Клейн, исследователь древнерусских летописей А.А. Шахматов, поэт В.Я. Брюсов, нумизмат П.В. Зубов, известный московский хирург П.И. Постников, один из основоположников отечественной актинометрии В.А. Михельсон, владелец сахарорафинадных заводов И.Н. Терещенко, представители известных московских предпринимателей Абрикосовых, Боткиных, Вогау, братья Бахрушины и многие другие.
Франц Карлович пытался создать в гимназии домашнюю, почти семейную обстановку, которая бы способствовала воспитанию в духе христианской религии и нравственности. Каждый день перед началом занятий все учащиеся собирались вместе с директором, воспитателями и преподавателями, и один из старшеклассников читал молитву. Молились также перед трапезами, в воскресные и праздничные дни. Крейман неоднократно обращался к родителям учащихся с просьбой помочь воспитывать детей «в назидании и страхе Господнем», советовал предостерегать их от развлечений и наслаждений, ослабляющих дух.
В книге Ю.А. Бахрушина «Воспоминания» его отец Алексей Александрович, создатель уникального театрального музея, рассказывает: «В день рождения старика Креймана все учителя и ученики собирались в гимназию особенно рано и потихоньку проходили в его квартиру в кабинет, который весь убирался гирляндами из дубовых листьев, живыми цветами и прочей ерундой. К началу первого урока надо было все кончить и отправиться в класс как ни в чем не бывало. Во время этого первого урока являлся кто-либо из преподавателей и сообщал, что Крейман просит прервать урок и пожаловать к нему. Собирались все в залу. Когда гимназия была в сборе выходил Крейман в праздничном сюртуке, в ермолке, растроганный и благодарил всех. Кто-либо из учеников читал ему приветственные стихи – иногда двое или трое каждый своего сочинения. Затем Крейман объявлял, что уроки сегодня отменяются и что вечером он просит всех к себе на вечер с танцами. Вечером все снова являлись в гимназию, где танцевали часов до двенадцать ночи с хорошенькими дочерьми Креймана и их многочисленными подругами, а учителя играли в винт. Угощали чаем с конфетами и печеньем и фруктовыми водами. Учителям и старшим ученикам предлагали пиво. Кое-кто из учеников был вхож к Крейману и не в столь официальные дни. Старик иногда звал некоторых учеников к себе вечерком в воскресенье помузицировать и повеселиться с его дочерьми». Алексей Бахрушин и его брат Сергей неоднократно удостаивались такой чести, где на подобных вечерах царила веселая и непринужденная обстановка.
В то же время гимназия славилась строгой дисциплиной. Туда принимали детей, исключенных из казенных гимназий. Некоторые родители даже пугали своих нерадивых детей, что если они будут плохо учиться и вести себя, то их переведут к Крейману, где их проступками займутся всерьёз. В этом учебном заведении жёстко пресекали прогулы, чтение посторонних книг, длинные волосы, курение, списывание и подсказки. Но, несмотря на это и довольно высокую плату за обучение, гимназия пользовалась большой популярностью у московских родителей. Другой известный представитель семьи Бахрушиных, будущий коллекционер, Алексей Петрович обладал большой физической силой и независимым характером. Он держал «в терроре» половину учеников и. преподавателей. В виде воспитательной меры его часто сажали в карцер, который представлял собой маленькую комнату со столом и стулом, и размещался наверху, на хорах. Самым жёстким было исключение из гимназии, после которой уже в другие не брали.
Основатель гимназии Ф.И. Крейман скончался в 1902 году, оставив дело на попечении сына Рихарда. Он и построил по проекту архитектора Н.Л. Шевякова в 1905 году отдельное трехэтажное здание гимназии в Старопименовском переулке (дом 5). Там гимназия отметила свой полувековой юбилей. Газета «Русское слово» от 01 октября (18 сентября) 1908 года сообщала: «Полувековой юбилей гимназии. Вчера частная гимназия Ф.И. Креймана праздновала 50-летие своего существования. На торжестве присутствовал помощник попечителя Исаенков, пастор Дикгоф, директор 10-й гимназии Виноградов и много бывших воспитанников гимназии, среди которых немало было весьма почтенных старцев».
В 1920-1930-х годах в здании бывшей гимназии работала образцовая школа № 25, в которой учились дети Сталина – Светлана и Василий, дети Молотова Н. А. Булганина, А. И. Микояна, А. Н. Туполева, сын Берии, дочь В. В. Куйбышева, племянник А. В. Луначарского, внучки Максима Горького (Марфа и Дарья) и родной брат моего дедушки Яков Владимирович Крейнин. На школьные вечера приглашали известных артистов: там неоднократно выступала оперная певица Валерия Барсова, которая жила по соседству. Дети ходили на экскурсию в закрытый тогда для свободного посещения Кремль. В 1937 года школа утратила «элитный» статус и получила № 175. Зимой 1941 года в здание попала немецкая бомба, и ученики вместе с учителями разбирали своими силами завалы в течение нескольких дней. Когда в 1943 году в нашей стране было введено раздельное образование, то школа стала женской, вплоть до 1954 года. В те же годы здание было надстроено до пяти этажей. В настоящее время школа является вторым по номеру подразделением лицея № 1574 и включает семь кадетских классов ФСО. Так что основы дисциплины, заложенные Ф.И. Крейманом, хранят здесь до сих пор!
Автор статьи — Наталья Леонова
Дата публикации 23.01.2020 года
Что вы думаете об этом?