Сейчас в этом месте среди обилия жилых домов, тишины и зелени мало что напоминает о кипучей торгово-промышленной жизни Москвы конца 19 века. Кирпичные девятиэтажки стоят вперемежку с «немецкими» послевоенными домами и советскими 1-ти этажными башнями.
Но когда то, сто лет назад именно эти места были выделены под скотобойное дело и мясную торговлю. Проблема снабжения населения Москвы мясом становится одной из самых актуальных в конце 19 века. В этом деле творится антисанитария и разнообразие цен на продукцию. И московский генерал-губернатор П. А. Тучков начинает настаивать на передаче всего скотобойного дела в единые руки Городской администрации, в том числе и для обеспечения должного санитарного надзора. Для нормальной санитарии в таком деле требуется наличие чистой воды, которой в этих местах было достаточно – рядом протекали речки и пруды. К тому же Важную роль в выборе места для этих мясобоен сыграл закон, принятый в 1882 году, который запрещал прогон скота по московским гужевым дорогам и улицам. Согласно этому закону перевозить скот разрешалось исключительно в вагонах по железной дороге, и для этой цели железную дорогу подвели прямо к этому месту от Покровской и Спасской заставы через деревню Дубровку. Проезжие дороги к радости местных жителей были основательно замощены крепким булыжником и обеспечивали проезд по ним круглый год в отличие от сотальных мест на окраине Москвы.
20 июля 1886 года состоялась закладка городских боен, а 2 июня 1888-го они были освящены. Смотрителем строительства, а затем и управляющим городских боен был назначен бывший контролер Городской управы Д. Д. Ведеревский. Сооружение было грандиозным и масштабным. Бойня включала в себя более 50 зданий, 3 завода, специальную водокачку, скотопригонную площадку, загонные дворы, железнодорожные пути, поля орошения на Сукином болоте и прочее. Этот маленький городок занимал пространство около 200 десятин и обслуживался персоналом в 1000 человек. На территории находилась мясная биржа, кровяной и альбуминовый заводы, забойные и разделочные цеха, морозильники и погреба. Строительство обошлось казне в сумму около 2,3 миллиона рублей. Поля орошения скотобоен устроили на Сукином болоте вблизи железнодорожной станции «Угрешская» как обычные сливные ямы, а в 1912 году построили специальную станцию биологической очистки с непрерывно действующей системой фильтрации.
- надстроенные дома городских боен
Улицы рядом с бойнями получили соответствующие названия Новая конная площадь, Скотопрогонная улица, Боенский проезд.
Сегодня часть бывших зданий «мясного городка» занимает Микояновский колбасный завод, от которого в прежние времена по округе стелился такой запах, что лучше было ходить с закрытыми ноздрями. Сейчас местные жители утверждают, что запаха нет, так как завод использует исключительно замороженную продукцию для производства. Однако нет нет, да появляется своеобразное амбре всё-таки в этом районе в зависимости от направления ветра…
Сохранилось в этих местах здание мясной биржи для торгов, которое в советские годы превратилось в клуб Микояновского завода. Ныне это здание занимает Дом Культуры «Стимул». В нём есть многочисленные кружки для детей и взрослых по интересам, студия оперетты, танцевальный класс и уютный внутренний дворик, в котором проходят выставки. Рядом с этим домом сохранились старые ворота, на которых при въезде прежде стояли гигантские фигуры быков.
На стене дома сохранился старинный знак нивелировки московских зданий. Почти напротив дома культуры находится старое здание московского отделения Сибирского торгового банка, построенное в 1908-1909 годах архитекторами Г.А. Остаповичем и А.М. Вигдорчиком. Перед первой мировой войной по объёму операций занимал 7-е место в стране. Важнейшую роль в деятельности банка играло кредитование торговли, поэтому расположение банка рядом с биржей весьма способствовало росту торговли и деятельности банка. Сейчас в здании тоже расположен «Кредитинвестбанк»!
Рядом с территорией бывших боен есть Ведерников переулок, который при внешнем рассмотрении похож на проход между домами, однако числится как переулок и проехать на машине по нему тоже можно. Назван он так в 1925 году честь Алексея Степановича Ведерникова (Сибиряка), участника боёв на Красной Пресне в 1905 году. На этом переулке всего три одинаковых дома, построенных ещё пленными немцами после войны. В одном из домов, до недавнего времени, был ОВиР и отделение милиции, сейчас говорят, что учреждения переехали и только в одном из домов остались жильцы. Что с этими домами будут делать дальше неизвестно…Так что, Идите и Смотрите!!! Необычные остатки московского прошлого не только в центре, но и на бывших её окраинах!
Автор статьи — Наталья Леонова
Что вы думаете об этом?