Говорят, что настоящих коренных москвичей можно поискать на окраинах Москвы, в бывших подмосковных деревнях и селах, которые превратились в похожие как близнецы спальные московские районы. Вот и район Бирюлёво, разделённый железной дорогой на две части, наверняка имеет таких старожилов и их потомков.
Трудно себе представить, но там, где сейчас стоят многоподъездные и многоэтажные типовые жилые дома, буквально 120 лет назад шумели леса и летала многочисленная мошкара над болотами. Сейчас о прежней лесной славе этого места напоминает Бирюлёвский лесопарк с дендрарием. Это крупнейший московский парк, который был намечен ещё на карте генерала Шуберта 1832 года и усаженный редкими деревьями и кустарниками в 1938 году инженером-дендрологом Полозовым. В нём и сейчас можно встретить белок или зайцев и услышать певчего дрозда с иволгой.
На рубеже века 19 и 20-го в Бирюлёво от города Павелеца пришла железная дорога, и первая станция в этих местах появилась на месте платформы Бирюлёво-Пассажирская. Называлась станция Загорье по ближайшему к этому местечку селению. Рядом со станцией как грибы стали расти многочисленные дачи, куда уезжали москвичи на лето из пыльной Москвы в лесное Бирюлёво.
Когда дорогу продолжили дальше до Москвы к Павелецкому (тогда Саратовскому вокзалу), то станцию переименовали в Бирюлёво по имени села, которое располагалось в районе улицы Кировоградской. Владели этим Бирюлевым в разное время секунд-майор Петр Алексеевич Татищев, поручик Александр Алексеевич Плещеев, княгиня Аграфена Степановна Оболенская и последним владельцем усадьбы был инженер-капитан Иван Александрович Ромейко. Сельцо Бирюлево и село Покровское были первой от Москвы почтовой ямской станцией.
В отношении происхождения самого названия существует много версий. Однако, все они есть только догадки и предположения. Некоторые исследователи переводят это слово с татарского языка буквально как «одна дорога» и подтверждают свою версию тем, что во времена монголо-татарского ига в этих местах, посреди дремучего леса, шла единственная дорога-просека. Другие считают, что название происходит от протекавшей по этим местам речки Бирюсы (Бирюсинки). И сейчас в районе работает кинотеатр под названием «Бирюсинка». А некоторые считают владельцем села князя по фамилии Бирюлёв.
В 1903 году при станции было открыто железнодорожное училище, к которому в 1911 году пристроили храм, а уже через год освятили его в честь Александра Невского. При церкви образовали школу для детей железнодорожников на 200 человек, а рядом со станцией в 1917 году образовалось обширное кладбище.
К этому году в Бирюлёво разросся рабочий посёлок. Станция было сортировочная, соединяла две дороги – Московско-Курскую и Павелецкую, рядом со станцией находился большой кирпичный завод инженера Верховского, были мастерские и депо с паровозным зданием на семь единиц.
Удивительна судьба этой маленькой церкви на протяжении вот уже 100 лет. В 1924-м она подверглась участи своих «сестёр» — в мае её закрыли и снесли. А уже в июне, благодаря ходатайству местных верующих и патриарха Тихона, Моссовет разрешил постройку новой церкви на территории кладбища. В декабре новенькую деревянную церковь освятили в честь Николая Чудотворца. Так и стоял храм, принимал верующих, отпевал усопших, всю войну пережил, а в 1956 году сгорел как свечка, но на следующий год силами прихожан был отстроен заново. Когда мои бабушка и дедушка в начале 1970-х после многочисленных комнат в коммуналках переехали сюда в отдельную квартиру на улице Медынской, с их балкона я часто смотрела на эту загадочную церковь в небольшом лесу, закрытую от посторонних глаз длинными рядами новых домов. А дом этот под № 3, говорят, построили на территории бывшего кладбища и назвали в народе Шанхаем по многочисленным подъездам и количеству жителей. Помню, как гуляли мы в скверике возле церкви и бабушка мне одну оставшуюся могилу показывала. Сейчас ничто уже о кладбище не напоминает. А церковь эта и вправду волшебная какая-то – маленькая, резная, деревянная и как видим несокрушимая. Её закрывали – она открывалась вновь, горела – восстанавливали, а в 2008 году её и вовсе чудом не взорвали. Вечером 30 ноября прямо во время службы прихожанка храма, Анна Васильевна Михалкина увидела, что из полиэтиленового пакета идет дым и вырывается пламя. Пытаясь затушить огонь, она начала заливать пакет из бака со святой водой. В это время и произошел взрыв. И если бы не действия Анны Васильевны, получившей осколочные ранения, то пострадало бы много людей. Вот такая удивительная церковь!
Но вернемся в начало 20 века. В поселке помимо церкви, училища и мастерских, находилась чайная лавка и местный кабак Золотова. Станция работает по пассажирскому расписанию и главным образом в дачный сезон. В зимнее время сюда приезжают компании на воскресные пикники. В 1911 году было продано более 32 тысяч билетов всех классов в основном на Москву и отправлено около 20 тонн грузов, в основном топливо и лесоматериал. Как раз в это время, чтобы не смешивать пассажиров-дачников и грузоперевозки, решили сделать две станции Бирюлево – товарную (для сборки составов и погрузо-разгрузочных работ) и пассажирскую (для выхода и входа пассажиров). По-видимому, это было сделано для того, чтобы не выгружать дачников в одном и том же месте с торфом и кирпичом. Железная дорога «кормилица и бич» Бирюлева – она делит его пополам на разные части. Лет 30 назад рядом со станцией через реверсивный проезд под железной дорогой можно было на машине попасть в другую часть района. Теперь только через Третье транспортное или через МКАД. Платформа для пассажиров «Бирюлёво-Товарная» была построена только в 1936 году, потому что вокруг уже в полную силу жил рабочий посёлок и москвичи массово перебирались сюда в более просторные дома из бараков города.
До сих пор в левой от железной дороги части Бирюлёво есть улица Элеваторная. Она напоминает о крупном довоенном зерновом элеваторе — основным поставщиком Москвы. Ровно через месяц после начала войны в ночь на 22 июля 1941 года в первый массированный налет гитлеровской авиации несколько бомб попали в элеватор и он загорелся. Наши пытались потушить пожар, а фашистские летчики, ясно видевшие как ориентир огромный пламенный столб, продолжали подбрасывать бомбы. Элеватор горел несколько дней. Всего было сожжено столько зерна, сколько хватило бы всей Москве на все четыре года войны. Полусгоревшее зерно рабочие успели выбросить в ближайший овраг. Хлеб из него испечь было уже нельзя, но кашу сварить можно. И местные жители всю зиму вывозили на санках зерно в мешках. Попорченного зерна в овраге было так много, что в нем как в шахтах, рыли пещеры, отыскивая пригодную к употреблению пшеницу. Именно после этой бомбежки для всех москвичей сократили норму пайка хлеба на человека.
Только в 1960 году Бирюлёво вошло в состав Москвы. Его разделили по железной дороге на Восточное и Западное, начали активно застраивать и превращать его в «спальный» район. Больше всего квартир в этом районе получили тысячи работников Завода имени Лихачева и работники железнодорожного транспорта. Получили отдельные квартиры, но лишились собственных домов и участков местные жители Бирюлева и окрестных деревень. Многие переехали сюда из старых центральных московских районов и до сих пор чувствуют себя как в ссылке. Тогда всем говорили, что скоро в Бирюлево будет метро, но его здесь как не было, так и не будет. Правда, появились планы о строительстве скоростной автодороги вдоль железнодорожных путей.
В Бирюлёво до сих пор находится крупная промышленная зона Москвы – тут и ТЭЦ, и строительный завод, предприятия легкой и пищевой промышленности, опытный завод сухих смесей, колбасный завод, современный мусоросжигающий завод, автотранспортные предприятия, овощная база, Торговый комплекс «Покровский» и один из самых больших в Москве пивоваренных заводов «EFES Pilsner».
Но люди привыкли жить в своём Бирюлево. Вот как мои бабушка с дедушкой. Дедуля 20 с лишним лет пока не ушёл с работы, вставал рано утром, и каждый день на электричке ездил на работу на Проспект Мира. А сестру с братом отвозили в Бирюлево на выходные, словно на деревню к бабушке. Подъезды длинного дома Шанхая сейчас сказочно и ярко разрисовали, в подъездах чисто, соседи приветствуют друг друга, а главная по подъезду женщина Вера развела на лестничных площадках целый «ботанический сад». Так что, быть может, правду говорят – вот где затаились коренные москвичи???
Автор статьи — Наталья Леонова
Уважаемая Наталья! Очень люблю наш город , много знаю о нем, вдруг сегодня каким-то случайным образом » наткнулась» на Ваш сайт и читаю уже три часа, не отрываясь. О многих фактах я знала, но поверхностно, а тут… И про Люсик Лисинян довольно подробно, и про основание ресторана » Арагви», и про Бпрюлево! Спасибо огромное, получаю удовольствие от прочитанного! У Вас очень хороший слог и приятно читать Ваши посты! И понятно, что Вы помните наш город таким, каким он был раньше! Еще раз благодарю!!!
Наталья, большое спасибо за интересную статью. Очень люблю, когда пишут про мой район, это так приятно. Многие ведь считают, что Бирюлёво — клоака и криминальная дыра, где по определению нет ничего интересного. Может, Ваш проект будет и у нас экскурсии проводить?,)))
Уточните, пожалуйста, как звали ту женщину, которая спасла церковь, — она то Анна Васильевна, то Анна Михайловна. И еще небольшую поправочку позволю себе: церковь всё-таки освящают в честь святого (не освещают).
И желающим посмотреть другие современные фото района ссылка: http://moscowwalks.ru/2013/06/06/birulyevo/
Уважаемая Марина! Спасибо за Ваш отзыв и конструктивные поправки — мы исправили. Насчет женщины, спасшей церковь — на сайте http://www.pravmir.ru/terakt-vzryv-v-xrame-svt-nikolaya-v-biryulyove/ сказано что её зовут Анна Васильевна Михалкина. Что касается экскурсий по району Бирюлево, то пока не планируем))) У нас все гиды, в том числе и я, заняты на других основных видах деятельности, поэтому как у кого-то появится возможность и желание сделать это интересно и профессионально, то конечно же проанонсируем!
С Уважением,
Наталья Леонова
Марина, добрый день! у меня мало шансов, что Вы увидите это сообщение, но чудеса случаются)) Меня заинтересовали источники комментариев к фотографиям, которые размещены по ссылке
ссылка: http://moscowwalks.ru/2013/06/06/birulyevo/
которую Вы дали в 2015 году в комментариях к статье В поисках коренных москвичей или рассказы о Бирюлёве (от 2013 года).
Это интересное краеведческое исследование и хочется им воспользоваться, для этого нужно понимание источников. Есть задумка сделать путеводитель по Бирюлево Восточное . Если сможете помочь — мой адрес ipo-1@yandex.ru, ольга
Когда в 1976 году моя семья переехала в Бирюлёво, тогда не было Промзоны, мусороперерабатывающего завода, пивняка ефес. Машины были у двух из тысячи. На работу ездили либо на электричке, либо до м. Каширская. Гостей с гор, кстати, тоже не было. Зато были огромные сады НИИ садоводства. Слава богу остался до сих пор дендропарк.
И я, своё родное БИРЮЛЁВО не на что не променяю.
Да точно! Повадились про Бирюлево что попало писать. мы зелёненькие, чистенькие, тихие и уважительные. У нас и парки и придирки и вообще Бирюлёво-лучшее.
Ну , и как же вы коренные москвичи согласились в такой кошмар переехать ?
Промзона, мусороперерабатывающий завод, ефес , не озонирует также , транспортная недоступность, метро нет и не будет.
Отказались бы ехать, выбрали бы район поприличней.
Уважаемая Лена! К сожалению, в советское время выбирать не приходилось…А жить в отдельной квартире после коммуналок очень даже хотелось! И верили обещаниям, что будет метро. Такова жизнь! Желаю, чтобы у Вас выбор был больше и лучше!
Для Вас пределом мечтаний является метро??? оно есть в Москве…в отличие от многих других населённых пунктов РеэФии. Может Лене нужно вернуться на историческую родину и попробовать поднять село????
Когда мы переезжали — ничего этого не было, были посадки яблонь и ничего лишнего.
Елена надо читать больше историю ! В60-х годах в центре Москвы многие москвичи жили в комуналках.Когда расширили границы Москвы Москвичей не спрашивая переселяли в эти районы. По тем временам там строилось хорошее жильё!
Всё у нас хорошо в Бирюлёво. Зелено, тихо и метро у нас будет. И ничего нам не мешает. Как будто в других районах нет мусора и всего того, что приписывают нашему Бирюлёво.
Конечно затаились:) Коренных москвичей еще в 70-х выселили из центра. Знакомая родилась У Новодевичьего, потом жила на Никольской (у Красной площади!), а потом им дали квартиру в Западном Бирюлево. У меня похожая история — прабабушка с прадедушкой жили в отдельном особнячке недалеко от Таганской, я уже родилась на Красной Пресне в коммуналке, потом детство в Чертаново, потом Орехово-Борисово, теперь Бирюлево-Восточное:)
Спасибо Вам за интересную статью! Любопытно было посмотреть старые фото…
Наталья,
Очень интересная статья, спасибо! Я сама 15 лет живу на ул. Кировоградской, и несколько лет к тому же проработала в тесном партнерстве с Пивоварней Москва-Эфес, поэтому для меня информация вообще очень ценная!)
Только вот такой возник вопрос — подскажите, пожалуйста, если село Бирюлево раньше располагалось, как Вы пишете, на ул Кировоградской, получается, что современное Бирюлево «отъехало» в сторону? И также, если знаете, не могли бы рассказать о деревне Чертаново — существовала ли такая? Мы с мамой думали, что ул Кировоградская как раз появилась на месте бывшей деревни Чертаново..
заранее большое спасибо!
Марина спасибо! Этим вопросом вплотную занимается писатель и краевед Михаил Коробко. Я писала в этой статье о рабочем поселке и ж/д станциях Бирюлево.
На месте территорий, ныне входящих в состав районов «Бирюлёво Западное» и «Бирюлёво Восточное», ещё в конце XIX века рос сплошной лес, чередующийся с болотами.
Однако к 1900 году от посёлка Павелец сюда подошла линия Рязано-Уральской железной дороги, и была построена первая в этих местах станция, названная по имени ближайшего к ней селения — Загорье. В Москву поезда следовали через Царицыно.
С продолжением железной дороги в сторону Москвы через Царицыно, станцию Загорье переименовали в Бирюлёво, поскольку первое название уже было на железнодорожной карте. Новое название станции взяли от деревни Бирюлёво, хотя и располагалась она на расстоянии 4 км от этого места. При станции в 1900 году образовался посёлок, также получивший название Бирюлёво.