Из прошлого — один диссидентский день в Москве Пушкинская и Кремль

митинг в защиту Кубы 1961 год

5 декабря 1965 года в день Конституции СССР небольшая группа людей вышла на Пушкинскую площадь, чтобы потребовать гласного разбирательства дела двух писателей – Синявского и Даниэля. Эту акцию в народе прозвали первым «Митингом гласности» и первой публичной политической демонстрацией в послевоенном СССР. Митингующие требовали освободить Даниэля и Синявского и держали в руках плакаты с призывом «Уважайте Советскую Конституцию». Тогда на площадь вышли около 200 человек, митинг был разогнан в течение нескольких минут. Прямо с площади на допрос были увезены несколько участников, которые после двухчасового допроса были отпущены. Синявский и Даниэль опубликовали под псевдонимами Абрам Терц (Синявский) и Николай Аржак (Даниэль) свои очерки и книги – «Искупление», «Говорит Москва», «Руки» «Человек из МИНАПА», «Суд идет», «Любимов» и другие. Кто донес на них в КГБ до сих пор неясно, то ли само ЦРУ, то ли лица, помогающие этим публикациям заграницей. Несмотря на то, что Синявский и Даниэль не признали себя виновными, Даниэль был осужден на 5 лет лагерей, а Синявский на 7 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима по статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда». В поддержку Синявского и Даниэля выступали известные личности — актер Кваша, литературовед Иванов, писатели Людмила Чуковская и Константин Паустовский. А со стороны властей выступал притив них Михаил Шолохов. После суда появилось «письмо 63-х» — 63 писатели подписали письмо с требованиями об освобождении, но это к сожалению не возымело успеха даже по сокращению сроков. В 1973 году после освобождения Андрей Донатович Синявский переехал во Францию и умер там в 1997 году, а Юлий Маркович Даниэль остался в СССР, печатался под псевдонимом Ю. Петров и даже некоторые из переводов были опубликованы под именем Б. Окуджавы. Даниэль умер в Москве в 1988 году и похоронен на Ваганьковском кладбище. На его похороны из Франции срочно собралась семья Синявских, но документы оформлялись столь долго, что к самим похоронам они не успели…

5 декабря 1969 годавсё в тот же День Конституции (праздники в СССР менялись

Валерия Новодворская в школе

редко) во время спектакля в Большом Кремлевском дворце съездов во время революционной оперы «Октябрь» девятнадцатилетняя девушка с балкона стала разбрасывать листовки со стихами собственного сочинения:
Спасибо, партия, тебе
За ночи, полные отчаянья,
За наше подлое молчание
Спасибо, партия, тебе!…

Это была Валерия Новодворская, и это стало её политическим дебютом, за который пришлось отсидеть срок в Казанской спецтюрьме, а затем и в психиатрической больнице. Еще подростком она узнала о ГУЛаге и о процессе над Синявским и Даниэлем, что натолкнуло юную девушку к несогласию с политикой советской власти.