В торце станции метро Римская на разрушенных римских колоннах резвятся два каменных мальчика. Один сидит на колонне, а другой как будто пытается придвинуться к нему на четвереньках и боится упасть. Многочисленные пассажиры метро, шествующие на выход, порой совсем не замечают этих ребят и внимательно и с удивлением разглядывают их в начале нашей экскурсии «В купеческий особняк, что в Таганке». А между тем, один из них Ромул, а другой Рэм. Причем кто из них кто — никто не знает. И замечательный скульптор, автор этой работы с официальным названием «Римские достопримечательности» об этом умолчал. Но некоторые, философски настроенные граждане рискуют предположить, что тот, кто уверенно сидит на колонне, не кто иной, как Ромул — будущий император Рима. Мол, не зря же он сидит, а брат ползет на карачках. Что ж, может быть… Я воспользуюсь этой логикой в дальнейшем повествовании.
Перед Рэмом как будто выцарапана надпись «Римская», а над ней нацарапано «Берлин». Надпись о столице Германии в такой месте заводит в тупик осматривающих эти достопримечательности граждан. А ведь Берлин — это фамилия скульптора этой композиции Леонида Львовича Берлина (1925-2001), который получил за эту работу в 1997 году премию Москвы. Мальчишек недавно выкрасили жуткой серо-бежевой краской, и смотрятся они совсем не так, как было при открытии и как они должны выглядеть в оригинале, например в подвале купеческого особняка Зубовых, где находятся их оригинальные копии. Правда копии это уже не Ромул и Рэм, а «путти» — изображения маленьких мальчиков в скульптуре. Были бы с крылышками – назывались бы ангелочками. К этим мальчикам в метро отношение разное. Как то раз я видела, как ватага 10-летних на вид пацанов быстренько пробралась к фонтану за колонны, стала бегать, что-то громко выкрикивать, а заметив каменных мальчишек со всей яростью принялась дубасить их по голове. Хорошо, что успокоились быстро. Хотя откуда такая ярость к каменным маленьким мальчикам? Видимо потому, что те, молчаливые, не могут дать отпор. Но буквально сразу после этого случая подошел к фигуркам молодой человек восточной наружности, посмотрел на них, улыбнулся так по-детски по-доброму, снял с себя вязаную шапку и одел Ромулу на голову. Потом посмотрел на него как на живого – дескать, ну как так тебе теплее? Конечно, в большинстве своем мальчики никого не оставляют равнодушными. Те, кто их замечает, непременно желают с ними сфотографироваться. Одна девушка подошла ко мне и попросила снять ее на фотоаппарат, сказала, что специально приехала сфотографироваться на память о Москве. Можно сказать, что это не «римские достопримечательности», а с полным правом московские! Скульптурные украшения Берлина можно увидеть еще на станциях метро «Красногвардейская», «Орехово» и «Битцевский парк».
Берлин сделал эту композицию в обход существующих канонов и принципов и этих мальчишек он называл «обсосками». Если вы пройдете дальше на выход из станции Римская и, встав на эскалатор, обернетесь назад (всего лишь несколько секунд), то увидите медальон, на котором волчица кормит этих малышей. А на другой стороне перед переходом на станцию «Плаощадь Ильича» изображена Мадонна, кормящая грудью младенца.
Леонид Львович был очень разносторонним художником. В 1949 году он окончил Московский государственный художественный институт им. Сурикова, где руководителем диплома у него был маститый скульптор Н. Томский (автор памятника «веселому» Гоголю). Как и многие скульпторы Берлин мечтал работать с бронзой, но будучи по натуре очень мыслящим и необычным творческим человеком Берлин обратил внимание на металл, которого было полно на московских свалках. Он одним из первых в СССР стал делать движущиеся скульптуры с использованием метала и глины и работать со сварной скульптурой из железа, что в семидесятые было новаторским приемом.
Его композиции, собранные из многочисленных деталей, до сих пор радуют детей и удивляют взрослых. Это ожившая скульптура — механизмы скрипят, движутся, горят огнями. Скульптор работал без помощников и на каждую скульптуру из «железной серии» было потрачено от нескольких лет труда до нескольких десятилетий. Одно такое чудо стоит перед входом в Сахаровский центр на Земляном валу. Это «Ангел» выполненный из сварного железа. Берлин подарил его Музею и общественному центру им. Андрея Сахарова и с тех пор ангел является талисманом-хранителем этого места. Фигурки Ромула и Рэма, а также части движущихся композиций скульптор выполнял в технике шамот.
На территории усадьбы Зубовых можно увидеть еще одну необычную работу Берлина, которая повергает прохожих в легкий шок. Кто-то морщится и молчит, кто то делает вид, что ничего такого не увидел, но при этом внимательно разглядывает, кто-то просто смеется и фотографируется рядом. Речь идет о бронзовой скульптуре Владимира Высоцкого, которого Берлин изобразил с гитарой, но абсолютно голым. Так он видел открытость и обнаженность Высоцкого перед миром.
Одна из уникальных работ Берлина «Птица в клетке» стоит как надгробие на Новодевичьем кладбище на могиле известного советского критика, объявленного в 1950-е годы космополитом № 1 в стране, Юзефа Юзовского. Большая железная композиция, с грустными глазами, из чрева которой выползают слова и строчки.
А я приглашаю вас иногда оглянуться по сторонам и заметить удивительное рядом. И не важно, что это не Берлин, а Москва – важно, что рядом удивительные и трогательные работы БЕрлина!!!
Автор статьи — Наталья Леонова
Дата публикации — 20.12.2013г.
Настоящий отец — Султан-заде (Микаэлян), иранский армянин, референт В.И. Ленина по восточному вопросу, один из основателей персидской компартии. В 1925 г. назначен главным редактором журнала «Экономическое строительство», где в то время работала Е.М. Берлин. Расстрелян в 1938 году. О том, кто его настоящий отец, Л. Берлин узнал лишь в 16 лет.