Превращенные фабрики. Фабрика Эмиля Цинделя или Деловой квартал "Новоспасский".

Новоспасский площадь башняНовое часто повторяет старое. Так и у нас в Москве еще в 1747 году Сенат издал постановление об уничтожении всех железных, стекольных и хрустальных заводов и перенос их на расстоянии 200 верст от Москвы. Это было сделано для того, чтобы остановить массовую вырубку лесов для промышленных нужд и сохранения лесного массива вокруг Москвы. Но к концу 19-го началу 20-го века Москва вновь «заросла» промышленностью. Сегодня на месте бывших заводов и фабрик вырастают бизнес-кварталы, культурные пространства и жилые комплексы. Один из таких наглядных примеров «превращения» — деловой квартал Новоспасский, который располагается в бывших корпусах дореволюционной фабрики «Мануфактура Эмиля Цинделя». Сегодня пространство бывшей фабрики вместило в себя не только офисы, но и рестораны и даже очень интересный музей.

Корпуса бывшей фабрики выходят одной стороной на Дербеневскую набережную, другой на одноименную улицу. Интересно, что многие москвичи произносят это название через букву «Ё», когда правильно произносить через «Е». Дело в том, что название набережной и улицы происходит по находившемуся в этих местах поселению Дербеневка, и 14 века. Самая распространенная версия относится к термину «дерба» — «залежь; заросшая пашня, с которой срезается (сдирается) верхний слой; пашня; заросшая лесом или кустарником; понижение, занятое луговой растительностью, кочкарником». Новоспасский проходыВо второй половине 19 века Москву заполонили иностранные предприниматели, многие из которых внесли огромный вклад в развитие промышленности, культуры и других сфер жизни города. Знакомое и близкое сегодня многим слово «санкции» было для прежних москвичей вполне обыденным явлением в разные времена. Так, например, чтобы стимулировать отечественное производство крашения ситца, в 1822 году вышел Указ о запрете ввоза в Россию набивных тканей. При этом основателям новых ситценабивных производств предоставлялись обширные привилегии. И тогда специалисты этого дела приехали в Москву и стали основывать свои предприятия здесь.

В 1823 году на берегу Москвы-реки швейцарец Бухер покупает здесь землю и основывает небольшую ситценабивную мастерскую. В 1825 году попадает в руки немца Георга Фрауенфельдера, который расширяет производство и приглашает в компаньоны московского купца Голубятникова. Под их руководством с 1825 по 1833 г. на предприятии делают плательно-сарафанные, занавесочно-мебельные, рубашечные ткани, платки и шали. Чтобы вывести фабрику на более качественный уровень, в 1833 году владельцы приглашают к себе Георга Штейнбаха — профессионального химика-колориста из германского города Мюльгаузен — центра европейского ситцепечатания. Это была известная личность в своей отрасли, которого знала вся Европа. Именно он впервые в России он применил способ непрерывного беления тканей, что позволило существенно увеличить производство тканей.

Чтобы семейное дело не разошлось по чужакам, после смерти Фрауенфельдера в 1834 господин Штейнбах женится на его вдове и становится хозяином предприятия. Но буквально через пару лет в 1836 году Штейнбах покидает Москву, назначив руководителем фабрики своего брата Иогана. Этот Иоган Штейнбах в 1847 году уезжает на родину, а бизнес передает зятьям — Эмилю Мейеру и уроженцу Эльзаса Эмилю Цинделю (1811-1874), который стал одним из главных учредителей нового предприятия «Товарищество ситценабивной мануфактуры Эмиль Циндель в Москве» Эмиль начал свою профессиональную деятельность с должности рисовальщика на фабрике Остеррида в селе Царёве Дмитровского уезда. Под управлением Цинделя фабрика выдвинулась на первое место среди ситценабивных предприятий России. Подробно о немецкой диаспоре Москвы можно узнать на нашей нескучной лекции «Немцы в Москве» из тематического цикла «Невероятные приключения иностранцев в российской столице».

Эмиль Циндель
Эмиль Циндель

Другими учредителями этого предприятия были очень известные московские предприниматели: И.А. Лямин, К.Т. Солдатенков, А.И. Хлудов, Л.И. Кноп и другие. Председателем правления Товарищества стал знаменитый предприниматель немецкого происхождения И.К. Прове, а директором правления К.Т. Солдатенков. После смерти Эмиля Цинделя с 1874 года правление товарищества возглавлял брат Юлий Иванович Циндель. Позднее к руководству фабрики подключился сын Эмиля Цинделя — Камиль, во времена руководства которого фабрика перешла к массовому машинному производству хлопчатобумажных платков.

Члены правления Товарищества Л. Кноп (сидит в середине)
Члены правления Товарищества Л. Кноп (сидит в середине)

В 1883 году директором правления Товарищества стал Герман Леонидович Штекер, ставший родственником К.С. Станиславского, когда его сын Андрей женился на сестре Станиславского Анне Алексеевой (известна как актриса Художественного театра под псевдонимом Алеева). В 1897 году правление возглавил Павел Петрович Воронин. За годы своего существования изделия фабрики стали пользоваться большим спросом – у тканей были яркие цвета, изящные рисунки, красивые узоры, которые творили талантливые художники на любой вкус и для знатных особ, и для простонародья.

Члены правления фабрики
Члены правления фабрики

Особый талант был у русского рисовальщика Константина Ивановича Арапова, создавшего на фабрике большое количество рисунков для платков и тканей. В результате, в 1895 году фабрика получает право зарегистрировать товарный ярлык с государственной эмблемой России. В настоящее время увидеть эти великолепные ткани с разнообразными «принтами» можно в Музее художественных тканей Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина, где хранится уникальная в своем роде «Книга манеров» мануфактуры Э. Цинделя. циндель ткань староеВ конце 19 века Дербенёвская улица становится внутрифабричной – по левой стороне располагается фабрика, по правой – здания для жизни и быта рабочих и служащих, которых к началу 20 века насчитывалось около 4 000 человек. В 1870-80-х годах под руководством известного архитектора и инженера Василий Герасимович Залесского на фабрике проводится полная реконструкция старых фабричных построек. Именно эти заводские и жилые корпуса дошли до нашего времени почти в первозданном виде.

Архитектор Залесский
Архитектор Залесский

Для справки. Василий Герасимович (Гаврилович) Залесский (1847 — после 1923) — архитектор, инженер, преподаватель, специалист по строительному делу, отоплению и вентиляции. Происходил из старинного дворянского рода, в 1867 году окончил Строительное училище со званием гражданского инженера. В 1895 году вместе с коллегой инженером-теплотехником В. М. Чаплиным организовал Торговый дом «В. Залесский и В. Чаплин». В 1902 году компаньоны построили собственный дом на Большой Дмитровке, 16, в котором их семьи имели по отдельному этажу, в этом же доме располагались помещения конторы. Этот торговый дом выполнил аботы по установке системы отопления и вентиляции почти в 1500 зданий Москвы. Среди них Музей изящных искусств имени императора Александра III (ГММИ им. А.С.Пушкина), Политехнический музей, Брестский (Белорусский) вокзал, автозавод АМО (АМО «ЗИЛ»), Сандуновские бани, гостиница «Метрополь», ресторан «Эрмитаж», Заиконоспасский монастырь, храм Марфо-Мариинской обители и др. циндель школа магазинИнтересны сохранившиеся до наших дней строения фабрики и рядом с ней. Комплекс из краснокирпичных трех-двухэтажных производственных зданий имел две проходные — с набережной и Дербеневской улицы. В центре комплекса, как и прежде большая площадь, на которую выходит бывший корпус отделки с башней с часами. Они каждый час играют мелодию Спасской башни, которая звучит на ней в полдень и в полночь. Новоспасский труба площадь башняЕсли стоять на большой площади, то сразу обращает на себя внимание краснокирпичный корпус с трубой. Это бывшая котельная фабрики, которое перепланировали, оснастили новейшими инженерными коммуникациями и специальным оборудованием. Но при этом сохранили старую кирпичную кладку и чугунные лестницы. В 2011 года там открылся необычный музейно-выставочный комплекс «Институт русского реалистического искусства», где можно увидеть произведения живописи советских и русских мастеров 20-21 веков. В основу коллекции музея вошло частное собрание бизнесмена и мецената Алексея Николаевича Ананьева (совладелец холдинга «Промсвязькапитал», в который входят один из крупнейших российских банков «Промсвязьбанк» и издательский дом «Аргументы и Факты»).

К концу 1899 года были построены собственные отделения крашения, корпус для отбеливания и набивки тканей, а также железнодорожная ветка для отправки продукции. Фабрика имела филиалы и склады в Нарофоминске, Нижнем Новгороде, Китае, Ташкенте, Коканде и Хиве. Последним по времени в 1906 году был построен новый набивной корпус по красной линии Дербеневской улицы (архитектор Т.Я. Бардт). циндель дом для служащих староеСказать, что правление заботилось о своих работниках, значит почти ничего не сказать. Для людей при фабрике был построен универсальный магазин Общества потребителей Кожевнического фабрично-заводского района. Этот дом и сейчас сохранился по адресу: Дербеневская улица дом 11 стр. 1.

Здание бывшего универсального магазина для работников
Здание бывшего универсального магазина для работников

Напротив, через улицу, целый квартал (дома 6-20) занимали дома для служащих и казармы для рабочих мануфактуры. Между ними помещалась начальная школа. Стоящий сейчас на Дербеневской улице дом № 10 был построен в 1896 году  как «Дом для служащих на мануфактуре товарищества «Эмиль Циндель» в Москве».  Изначальное дом был 3-этажный, затем в 1930-е годы его надстроили двумя верхними этажами.

Жилой дом для работников
Жилой дом для работников

На углу Дербеневской улицы и 1-го Дербеневского переулка находится здание бывшей фабричной больницы с амбулаторией.

Здание бывшей больницы и амбулатории
Здание бывшей больницы и амбулатории

Управление Федерального казначейства по Московской области разместилось в бывшем здании фабричного клуба (Дербеневская улица, д.5). Для обеспечения работников витаминами, вдоль Жукова проезда возле Летниковской улицы был разбит фруктовый сад и огороды, на которых выращивались овощи и фрукты.

Здание бывшего Клуба фабрики
Здание бывшего Клуба фабрики

Крупнейшая в России фабрика работала до 1915 года, пока не случился майский погром, пропитанный ненавистью ко всему немецкому. При этом погромщики не разбирались, кто владелец сегодня – раз иностранная фамилия Циндель, значит чужой. И это несмотря на то, что основателя уже давно не было в живых. После революции фабрика была национализирована и стала называться «Первая ситценабивная фабрика» (с 1978 – «Ситценабивная фабрика объединения Мосхлоппром», затем акционерное общество «Ситценабивная фабрика»). В наше время употребление ситцевых тканей стало сильно сокращаться, фабрика не смогла выдержать конкуренцию с Иваново и в начале 2000-х закрылась.

В 2000 году ЗАО «Промсвязьнедвижимость» приступило к масштабной реконструкции бывших фабричных владений и в 2006 году здесь открылся крупный офисный центр. Проект выполнило архитектурное бюро «Мегастрой 2000» под руководством архитектора Игоря Лапунова. В результате масштабных работ были укреплены фундаменты строений, надстроены мансарды, выполнены наружные открытые металлические лестницы и козырьки над входами, а поврежденную временем кирпичную кладку на фасадах зданий закрыли бетонными пломбами с металлическим вензелем Эмиля Цинделя. Деловой квартал получил название «Новоспасский» по рядом расположенному одноименному монастырю и мосту. Это удивительное место, по которому сегодня приятно прогуляться, посидеть в кафе, посмотреть на музейную коллекцию и насладиться великолепной промышленной архитектурой.

Спиридонов гранитНеобычная гранитная глыба. На территории бывшей фабрики возле забора, в углу, вдалеке от проходов стоит сохранившийся массивный камень из гранита с надписью: «Рабкору ПРАВДЫ Н.И. Спиридонову убитому 8/IV 1922 г. от рабкоров ПРАВДЫ, РАБОЧЕЙ ГАЗЕТЫ и ячейки ВКП(б) Таганской части». Здесь на фабрике действительно 8 апреля 1922 года был убит корреспондент, секретарь фабричного комитета, член литературной коллегии рабкоров Замоскворечья и Центральной коллегии рабкоров газеты «Правда» Николай Иванович Спиридонов. Как выяснилось в ходе следствия, организовал это преступление член фабричного комитета Володин из мести – корреспондент изобличил его, других членов фабзавкома и его председателя в недобросовестной деятельности. Месть была осуществлены руками нескольких примазавшихся к партии пьяниц и бездельников. 5 августа главный редактор газеты «Правда» и сестра вождя пролетариата Мария Ильинична Ульянова написала статью «К делу об убийстве тов. Спиридонова», в которой сказала: «Проникая в наши ряды под видом друзей, они (враги) разлагают нас изнутри, распространяя заразу, внося разложение. Для таких людей не может быть снисхождения, не может быть пощады…».  Похоронили Спиридонова на кладбище Новоспасского монастыря, на месте захоронения воздвигли памятник (ни могилы, ни памятника не сохранилось). Этот памятный знак был установлен на фабрике в 1935-м году.

Подробно о Новоспасском монастыре можно узнать на нашей необычной экскурсии по Москве «Тайны древней Москвы».

Послание из прошлого. В декабре 2012 группа рабочих при проведении реставрационных работ в кладке фундамента обнаружила капсулу, в которой находилось письмо работников Ситценабивной фабрики 1960-х годов. Письмо предназначалось для комсомольцев 21 века, в нем было подробно написано о перевыполнении рабочих планов и завещано потомкам трудиться на благо Отечества: «Труд — наш главный друг, и вы не должны забывать об этом. Трудитесь на благо своих потомков, как мы сегодня работаем ради вас».

Автор статьи – Наталья Леонова
Дата публикации — 21 июля 2016 года