Необычная высотка на Котельнической. Кинотеатр Иллюзион.

Многие из Вас наверняка помнят великолепный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». И ту сцену, когда героиня Ирины Муравьевой — Людмила поселяется на жилплощадь ее родственника на время его отъезда, чтобы погулять с собачкой и содержать пустующую без хозяев квартиру в чистоте и порядке. Не секрет, что сцену заселения Людмилы с подругой снимали в одной из знаменитых сталинских высоток. А именно вот в этой на Котельнической набережной.
Таких высоток в Москве всего 7. Так называемых сталинских высоток, из которых: 2 исключительно жилые дома на Котельнической набережной и на Кудринской площади; в третьей расположился Московский Государственный университет; четвертая занята Министерством Иностранных дел, которое москвичи с легкой руки прозвали «meet me»; пятая рядом с площадью трех вокзалов раньше была гостиницей Ленинградской, а теперь превратилась в комфортабельный отель европейского класса «Hilton», шестая высотка — наполовину жилой наполовину офисный дом на Красных воротах (из нее даже метро выходит, которое раньше называлось станцией Лермонтовской), седьмая высотка занята гостиницей «Украина», что напротив Белого дома через Москва-реку. Дома эти действительно необычны, и настолько не похожи ни на какие другие архитектурные сооружения Москвы.
Хотели исполнить сталинский план (при его жизни не успели построить восьмую высотку) и выполнили несколько лет назад. Да, похож, конечно, этот дом на Ленинградском шоссе на оригинал, неплохо смотрится издалека, стоит в отдалении ото всех других в районе Сокола. Но! Все же, видно что это «новодел», и уже ничего необычного сегодня не представляет. А вот я представляю, каково было московским жителям в 50-х годах прошлого столетия видеть возведение таких необычных, оригинальных и безумно высоких по тогдашним меркам домов. Кстати подобную необычную так называемую сталинскую высотку я видела в Варшаве. Для поляков это одно из красивейших зданий города. И когда видишь ее в Варшаве, невольно вспоминаешь о родной Москве!
Жилая высотка на Котельнической набережной была построена по проекту Дмитрия Николаевича Чечулина в 1948—1952. Однако мало кто знает, что вместе с ним над проектом трудились — архитектор А. К. Ростковский и инженер Л. М. Гохман. А выбирал именно это место для строительства высотки и курировал строительство сам Лаврентий Палыч Берия. По плану высотка начала строится уже с 1938 года, но война прервала эти мирные строительные планы. В 40-году работы прекратили и продолжили только в 1948 году. Дом огромен. Состоит из нескольких частей. В доме насчитывается несколько сотен квартир. Там было предусмотрено все, что нужно для жизнедеятельности человека — отдельное почтовое отделение, был шикарный гастроном (сейчас или в запущенном состоянии или все же на реконструкции), свой гараж, внутренний сквер, собачья площадка, кинотеатр с отдельным входом для жильцов дома прямо из своих квартир.
Кинотеатр под названием «Иллюзион» существует здесь и поныне. Это уникальнейший и необычный кинотеатр. Совсем недавно там сделали капитальный ремонт и теперь в нем уютные кресла, хорошо оборудованный зрительный зал, современная техника и хороший звук. Здесь можно посмотреть классику мирового кинематографа и не только по расписанию, но и на заказ. Да, да! Просто подходите к окошку администратора, пишете записку с названием фильма, который вы хотите посмотреть и ждете, когда выполнят Вашу заявку. А еще там показывают фильмы, посвященные различным тематическим моментам – по режиссерам, по странам, по темам. Бывает, что можно посмотреть фильм на языке оригинала с субтитрами или вовсе без них. Проводятся интереснейшие лекции с показами фильмов и творческие встречи с людьми киноискусства. И главное – билеты в этот уникальный зал стоят всего 80-100 рублей!!!
Из всех сталинских высоток именно эта высотка была первой заселена жильцами в 1952 году. И именно она была самой необычной. Во-первых, потому, что стоит ближе всего остальных высоток к Кремлю. А во-вторых, по жильцам этой высотки. В этом доме жили такие великие личности как композитор Никита Владимирович Богословский (автор музыки ко многим советским кинофильмам), поэт Андрей Андреевич Вознесенский, актер Михаил Иванович Жаров, певица Людмила Георгиевна Зыкина, актриса Клара Степановна Лучко, писатель Константин Георгиевич Паустовский, балерина Галина Сергеевна Уланова, сам архитектор этого дома Дмитрий Николаевич Чечулин, поэт Александр Твардовский, актриса Фаина Георгиевна Раневская.
В этом доме и поныне живут — писатель Василий Павлович Аксёнов (автор «Московской саги»), поэт Евгений Александрович Евтушенко, основатель Театра на Таганке Юрий Петрович Любимов, актер и шоумен Дмитрий Владимирович Нагиев, актер и художественный руководитель театра Сатиры Александр Анатольевич Ширвиндт, актер Ефим Натанович Шифрин.
Когда то дали в этом доме квартиру самой Фаине Георгиевне Раневской. Но Раневской не понравился этот дом. Она чувствовала себя в нем ужасно неуютно. Окна ее квартиры выходили во двор-колодец, она как личность все время была на виду и всегда должна была находиться во «всевооружении», что очень расстраивало знаменитую актрису, которая никогда не гналась за улучшением бытовых условий, а скромно довольствовалась малым. Фаина Георгиевна оставила после себя не только блистательно сыгранные ею роли, но и массу афоризмов и острот, которые не потеряли своей актуальности и сейчас и стали настоящими крылатыми фразами. Друзья поэта Твардовского, написавшего поэму «Василий Теркин» вспоминают один комический случай, произошедший в этой необычной высотке. Однажды Твардовский забыл ключи от квартиры. Дома никого не оказалось, но ему ужасно захотелось по малой нужде (с кем господа не бывает!). На лестничных площадках дома, как обычно это делали в обыкновенных московских домах до появления домофонов, сделать это было просто невозможно. Черная лестница скорее напоминала парадную, так как ее широкие ступеньки были покрыты красными ковровыми дорожками и прикреплены к сгибам ступенек железными перекладинами. Измученный поэт не выдержал и решил нажать на звонок своей соседки – Фаины Георгиевны. Она, конечно, помогла «несчастному», была безумно рада такому оригинальному знакомству с соседом и провожая гостя произнесла: «Приходите еще! Двери моего клозета всегда открыты для вас!».
У этой необычной высотки три корпуса. Тот корпус, который стоит на набережной Москвы-реки, называется корпусом «А». Именно он был построен в 38-40 годах прошлого столетия. Этот корпус был прозван «чекистским» и после окончания строительства всей высотки был задекорирован под общий стиль дома. Прозвище «чекистский» было дано корпусу «А» отнюдь не случайно. В нем действительно проживали чекисты, и список новоселов после окончания строительства корпуса, подписывал лично Берия. Там были и «генеральские» квартиры, но большую часть занимали коммуналки для младших офицеров. Они были расселены лишь в 80-е годы, когда в здании проходил капитальный ремонт.
Собственно говоря, вся высотка на Котельнической была с «чекистским» уклоном — зоны для военных и спецслужб существовали и в высотной части дома. Рассказывают, что одна из квартир в первом подъезде центрального со шпилем корпуса «В» была специализированной, а под ней и вовсе размещалось общежитие Генштаба, а под общежитием — квартира, в «секретной» комнате которой находилось «секретное» спецоборудование.
Старожилы высотки любят рассказывать новичкам, что вбивая гвоздь в стену можно наткнуться на скелет — якобы рабочие замуровали нелюбимого прораба. Все это связано с тем, что здание строили заключенные. Говорят, что они же являлись и моделями для разнообразных «патриотических» барельефов, скульптурных групп и фигур, украшающих здание. Прямо как у гениального Гауди моделями служили живые или мертвые люди. А на стеклах некоторых квартир можно было найти даже «послания», выцарапанные гвоздем («строили зэки»). Утверждают, что такую запись можно найти и сейчас в квартире писателя Василия Аксенова. Вот интересно было бы разыскать какого-нибудь строителя или его потомков!
Экскурсоводы по московским высоткам рассказывают, что здание на Котельнической должно было стать стратегическим объектом (и именно поэтому в нем был такой «чекистский» контингент). Собирались даже построить подземные тоннели к Кремлю, Новоспасскому монастырю и через Москва-реку. И даже ради этих тоннелей было сдвинуто русло Яузы.
Вызывает много споров и загадок цифра по количеству квартир в высотке. Разные достаточно официальные источники называют разные цифры. К примеру, ежегодник Академии Архитектуры СССР «Советская архитектура» за 1954 год утверждал, что квартир в здании — 344. Книга «Высотные здания Москвы» Н.Кулешова и А.Позднева называет цифру «около 800». Другие источники уверяют, что квартир свыше 700, называется и цифра около 500. Полнейшая неразбериха. Конечно, можно предположить, что возможно было разъединение сначала коммунальных квартир в некоторых корпусах, а затем их объединение и сложение уже существующих объединенных. Об этом как раз и говорит председатель «домкома» высотки Софья Николаевна Перовская. Но – загадка всё же остается не раскрытой.
Квартиры в доме на Котельнической являлись предметом мечтаний советской элиты и вызывали зависть и восхищение у всех остальных граждан. Роскошь квартир и сам дом казались недосягаемым оплотом жизни «класса люкс» или как мы бы сейчас сказали ВИП-класса высшего пилотажа. Хрустальные люстры или бронзовые светильники, потолочная лепнина, дорогой паркет, «сталинский» кафель, консьержка и охрана у входа (гарантия против ограблений) — все это являлось неотъемлемой принадлежностью квартир высотки на Котельнической. Однажды лет двадцать назад довелось мне быть в гостях у одного моего приятеля, сына знаменитого профессора-историка. Квартира его оказалась не в центральном секторе, а в боковом. Ну, так что же? Высотка – есть высотка. И вот увидела я небольшую метров в 65 двухкомнатную квартиру с высокими потолками и лепниной. Комнаты все проходные и достаточно узкие. Есть проход и на кухню. Единственное, что меня тогда поразило – так это наличие прачечной или хозяйственной комнаты, внутри которой размещался санузел и ванна. Вид с балкона конечно удивлял и поражал глаз. Москва-река, огни на набережной, Кремлевские звезды и купола кремлевских соборов. Все это очень явно залегло в память и вспоминается до сих пор.
Но элитное время дома уже прошло и теперь квартиры в высотке считаются чем-то подобным бизнес-классу нашей сегодняшней недвижимости. Элитную нишу заняли более современные и комфортабельные дома. Здание ветшает, «сталинский кафель» давно обвалился. Только сохранившиеся хрустальные люстры сияют по-прежнему. Но у жителей существую вечные проблемы с лифтами, мусоропроводами, стоянками и прочим техническим обслуживанием. Поэтому сейчас для многих высотка утратила прежнюю значимость, сохраняя лишь привлекательность исторического плана. Но я, честно говоря, и сейчас не отказалась бы там пожить!
В этом необычном доме располагается музей-квартира знаменитой нашей балерины Галины Улановой. Попасть в музей можно по предварительно записи или со специальными авторскими экскурсиями. И парадный подъезд центрального корпуса увидите, и на лифте покатаетесь, и по старинным лестницам, по которым столько знаменитых людей шагало, пройдетесь. А вот в сам подъезд, если очень захотите заглянуть можно – ну так, хоть одним глазком. Хотя может Вам повезет или Вы будете суперпредприимчивы, занимая консьержку мнимыми поисками какого-нибудь придуманного Вами жильца. Ну и что тут такого – посмотреть же на такое чудо очень хочется. И не только в кино или по телевизору – а наяву!
Так что, Идите и Смотрите!!! Не пожалеете!!!