История о необычном доме, в котором становятся актёрами. ГИТИС.

весёлые студенты ГИТИСа

Как много девчонок в детстве мечтают стать актрисами! Можно быть всегда у всех на виду. Можно блистать в глянцевых журналах, перевоплощаться в разных ролях, надевать на себя красивые костюмы и платья и стать известным и знаменитым. Про тебя повсюду будут говорить, и о тебе все будут знать. Яркий свет софитов, горящие глаза зрителей из темного зала на сцену, поклонники у твоей гримёрки и съёмки в кино. Это самая яркая, кажущаяся таковой со стороны, актерская картинка. Но не только эта красивая и манящая сторона жизни притягивает юношей и девушек к этой профессии. Есть еще непреодолимое желание реализоваться в этой жизни, какая-то необъяснимая внутренняя потребность играть или прожить несколько жизней. И, кажется, что это возможно только на сцене. Именно поэтому, вот уже много десятков лет молодые люди толпами собираются у театральных училищ и институтов, с невероятным терпением и колотящимся в груди волнением стоят в многотысячных очередях на прослушивание.
Много лет назад и я, так же как и многие другие девчонки, мечтала стать актрисой. Как героиня фильма Татьяны Лиозновой «Карнавал» я представляла себя в своём богатом воображении играющей на сцене. Тогда я тоже поступала в заветное заведение под названием ГИТИС. Я была настолько наивна и ничего не знала о правилах поступления, что просто пришла к

поступление в ГИТИС

этому дому на Малом Кисловском переулке и, не обращая на огромную очередь во дворе, прошла к комнате, где проходило прослушивание. Как я туда попала, сама до сих пор удивляюсь. Кто-то сказал: «Следующие 10 человек» – и зачитал фамилии. Моей конечно в списке не было, и я сказала: «А меня нет, я Леонова». Быть может, из-за моей известной фамилии меня и пропустили. Сказали — ну проходите! Нас завели в небольшую длинную комнату и посадили на стулья, стоящие вдоль стены этой комнаты. В дальнем углу заседала приёмная комиссия. Кто-то из приёмной комиссии сидел, а кто-то стоял за сидящими у стены. Всего принимающих было человек десять. Помню, что были в комиссии известные знакомые лица, но от волнения я ни на кого пристально не смотрела и поэтому никого не узнала. Участники прослушивания читали стихи, декламировали басню и прозу и делали по заданию комиссии удивительные этюды. Когда дошла очередь до меня, я не помню. В тот момент от волнения я никого не слышала и не видела. Сердце колотилось как у кролика, а уши перестали слышать даже окружающие шорохи. Но в ответ на мою произнесенную фамилию я встала и начала  читать. По-моему это был отрывок из поэмы Маяковского «Хорошо». Практически через несколько секунд меня остановили и сказали прочесть что-нибудь еще. Я попросила — а можно я спою? Пойте! – сказал кто-то из комиссии. И я спела. Убейте, не помню что, но что-то такое забористое и цыганистое. В общем, весёлое. Комиссии видимо это понравилось и мне задали сделать этюд. Вы — говорит — девушка выйдите сейчас за дверь, представьте что вы только что проснулись, идёте из спальни к зеркалу, подходите к нему смотрите и видите что Вы абсолютно лысая! Вот это задание! – подумала я и пошла за дверь. Захожу. Потягиваюсь как будто спросоня, одергиваю ночную рубашку, зеваю и, глядя по сторонам, иду. Останавливаюсь прямо напротив комиссии, секунду смотрю на неё и вижу, что у стены стоит совершенно лысый мужчина. Я вскрикиваю, глядя на него, хватаюсь за голову, и он в этот момент от неожиданности делает то же движение – он же привык что он лысый, а тут такое! Ну, в общем, комиссия в смех, наблюдающие тоже и я довольна. А результаты при нас не объявляли. Когда мы все прослушались и вышли из комнаты, паренек, который и запускал туда народ, объявил несколько прошедших фамилий, среди которых была и моя. Но, увы, документы мною в приемную комиссию поданы не были, а на второй тур допускали только с документами. А я, получается, всех обхитрила. Не зная, что делать дальше, я просто испугалась и не стала больше испытывать судьбу. Потом конечно была и Гнесинка, но это уже совсем другая история.

ГИТИС (старое здание) Малый Кисловский переулок

 А этот дом  № 4 на Малом Кисловском переулке, в котором находится теперь РАТИ (Российская академия театрального искусства) или ГИТИС (Государственный институт театрального искусства) сам по себе особенный и судьба его необычна. Построили его в далёком 1810 году, за несколько лет до Большого Московского пожара, в местечке, издревле известном как Кисловская слобода. В слободе жили люди, которые профессионально занимались засолкой и квашением овощей и ягод, приготовлением кислых напитков (кваса и щей) для царского двора.  Так как их продукция поступала на прямо царский и патриарший стол, а те в свою очередь боялись отравления, то за ними и за их работой велось особое наблюдение. Смотрели, «чтоб вином и табаком не торговали и корчмы и никакого воровства не чинили, и приезжих и пришлых всяких чинов людей несродичей к себе во дворы никого не принимали, из дворов своих на улицу в Кисловке всякого помёту не метали, а кто будет нарушать эти правила и таких людей винопродавцев, имая с вином и питухов, и корчемников, и воровских людей, приводить вверх в Приказ Мастерской палаты».

Первоначально место, на котором расположен ГИТИС, было большой усадьбой первого её владельца московского генерал-губернатора Михаила Никитича Волконского – сторонника Екатерины Второй и одного из руководителей генерального

семья Волконского М.Н.

следствия над Емельяном Пугачёвым. В 1774 году именно Волконский — один из главных организаторов торжеств в Москве на Ходынском поле по случаю подписания мира с Турцией, в которых участвовала императрица Екатерина II. Для этого на Ходынке архитектором Баженовым были выстроены красивейшие павильоны, изображавшие разные страны и это так понравилось императрице, что она непременно решила поручить Баженову строительство дворца в подмосковном селе Черная Грязь (ныне Царицыно). На Волконского также было возложено и введение новых учреждений в Москве. А для приведения Москвы «в благоустройство» при нём в Москве был учрежден Каменный приказ, то есть тогдашнее своеобразное Министерство строительства. Дети Михаила Никитовича продали флигели и главный дом купцу первой гильдии Филиппу Лангу. Именно тогда была сформирована та структура усадьбы, которую с некоторыми искажениями мы можем видеть и сегодня.
После купца Филиппа Ланге владения перешли к семье Солдатенковых. А в 1902 году сюда переехало музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. И началась славная, запутанная и мучительная вереница преобразований этого заведения. Первоначальное училище было приравнено в правах к высшим учебным заведениям — консерваториям. Драматические классы училища возглавляли известные актеры, педагоги и театральные деятели — А. Южин, О. Правдин и Владимир Иванович Немирович-Данченко.

сцена из пьесы А.П.Чехова "Чайка". По центру Книппер-Чехова, слева от неё Мейерхольд, позади неё Станиславский

 Училище в разное время оканчивали знаменитые впоследствии актеры и режиссеры — Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (жена Антона Павловича Чехова), Ольга Савицкая и Всеволод Мейерхольд и другие.  Именно в этом училище образовалась существующая и наши дни традиция заканчивать обучение дипломным спектаклем. И кстати, переулок на котором расположен ГИТИС, с 1937—1993 назывался официально «Собиновским», в честь ученика и преподавателя ГИТИСа, знаменитого певца Леонида Собинова.
После революции в 1918 году Училище под влиянием политических веяний впервые было переименовано. И превратилось в Музыкально-драматический институт, а затем в 1920 году в Государственный институт музыкальной драмы (ГИМДр) с драматическим отделением. Тогда, наряду с такими предметами, как дикция, постановка голоса, танец, фехтование, начали преподавать ещё историю драмы и историю литературы. Курс обучения планировался на 7 лет, из которых 2 года – это техникум, 3 года – ВУЗ и оставшиеся 2 года — «вольные мастерские», то есть актёрская практика.

Через четыре года в августе 1922 года ГИМДр был соединен с Государственными высшими театральными мастерскими, руководимыми Всеволодом Мейерхольдом. Именно это объединение впервые стало называться Государственным институтом театрального искусства – ГИТИС. И официальной датой его образования принято считать 17 сентября 1922. Так что в этом году ГИТИС будет праздновать своё 90-летие!!!
В 1924 году Декретом Совнаркома существующие театральные институты Москвы и Петербурга были закрыты «из-за недостатков театрального образования». И вот, вместо ГИТИСа образуется в 1925 году Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС), где учатся всего четыре года и который предназначен для «воспитания мастеров высшей квалификации». Преподавателями ЦЕТЕТИСа остались профессора и преподаватели ГИТИСа. Число студентов, по сравнению с ГИТИСом, увеличилось в 2 раза. Благодаря ЦЕТЕТИСу появился тогда новый режиссерский факультет.
И вот наконец, 1 октября 1931 года решением Совнаркома был воссоздан театральный вуз под знакомым и сегодня нам

Справа налево - Леонид Собинов, К.С. Станиславский, Светлана Собинова - дочь Леонида Собинова и преподаватель ГИТИСа

наименованием — ГИТИС. В эти годы в ГИТИСе преподавали такие известные театральные деятели, как С. Бирман, Б. Мордвинов, Л. Леонидов, М. Тарханов, В. Сахновский, Б. Бибиков, О. Андровская, М. Астангов, Ю. Завадский и многие другие. Накануне начала Великой Отечественной войны студенты сдавали экзамены и зачеты сессии 1940-1941 учебного года, но начавшаяся война многое перечеркнула в их студенческой жизни. Через несколько месяцев после начала войны занятия в ГИТИСе были временно прекращены. В опустевших аудиториях проходили репетиции только фронтовых бригад. Студенты были эвакуированы в Саратов, где был образован фронтовой театр, который за годы войны дал для фронта более 1500 спектаклей.

В 1991 году ГИТИСу был присвоен статус академии, и Институт был снова переименован, теперь в Российскую академию театрального искусства – ГИТИС.
Сейчас в ГИТИСЕ полным ходом идет реставрация, в которой запланировано увеличение учебных площадей и воссоздание дворовых построек. В настоящее время сложилась катастрофическая ситуация с нехваткой подсобных помещений, поэтому на заднем дворе стоят железные контейнеры для хранения многочисленных декораций учебного театра. В настоящий момент в ГИТИСЕ  учатся 1100 молодых людей, причём на 10 заочников только один студент – очник. А перечислить знаменитых выпускников в нескольких словах просто не представляется возможным. В институте регулярно проводят Дни открытых дверей. Туда можно прийти и посмотреть спектакль будущих звёзд и знаменитостей. А ещё, скажу по секрету), там где то в ГИТИСе стоит моё старое пианино «Заря», на котором я с шести лет училась играть на клавишах. Мне подарили новое, белого цвета. А старое я решила отдать студентам. Пришёл настройщик из ГИТИСа, постучал, послушал, сказал, что барахлят басы, но это поправимо. Потом пришли студенты и дружно вынесли на своих хрупких актёрских плечах моё старенькое пианино за пределы его «родины»…
Так что, Идите и Смотрите!!! И поступайте, куда лежит Ваша душа и сердце! Удачи!

Официальный сайт ГИТИСа — gitis.net

Автор статьи — Наталья Леонова