Московский цирк – старый и новый, и тот, который превратился в театр.

клоунМногие москвичи продолжают называть московские цирки «старым» и «новым», под «старым» имея в виду Цирк на Цветном бульваре, а под «новым», тот, что на проспекте Вернадского. И тот и другой цирк заслуживают отдельного рассказа.

Тот самый старый Никулинский цирк появился в Москве в 1880 году. Его основал цирковой наездник и предприниматель Альберт Саламонский. Его сын оставил воспоминания, в которых писал, что у отца было несколько уникальных номеров с лошадьми. цирк саламонскогоНапример, на высоте 55 метров под куполом он проезжал на лошади по двум положенным бревнам или его лошадь перепрыгивала последовательно через шесть стоящих недалеко друг от друга лошадей без разбега!!! Под его руководством лошади очень лихо танцевали вальс или польку. Саламонский мечтал о постройке своего стационарного цирка цирке, но заработков циркового артиста на такой замысел не хватало. Тогда он договорился о постройке здания цирка в кредит, который ему дал подрядчик строительства. Шикарное здание цирка было построено по проекту архитектора австрийского происхождения Августа Вебера. По иронии судьбы в 1894 году Вебер построил себе дом на Божедомке, в котором жил знаменитый артист и дрессировщик Владимир Дуров, купивший в последствии этот дом и устроивший там в 1912 году свой «уголок зверей».

полька саламонскогоА Саламонский после постройки своего детища в течение нескольких лет отдает долги. Но первый полученный за билет рубль он вставляет в серебряную рамку и до конца своих дней хранит этот амулет как символ последующего его богатства. С первых дней цирк Саламонского стал популярным заведением – здесь по субботам собиралась вся праздная Москва. Саламонский придумал замечательный маркетинговый ход. В здание цирка можно было зайти просто так без покупки билета, поглазеть или посидеть в буфете, который работал с 12 часов дня до поздней ночи. Это было рассчитано на случайного посетителя, который сидя в кафе мог видеть радостные и изумленные лица людей, выходящих с представления, и пожелать самому увидеть цирковые чудеса и трюки. Буфет обожали артисты, которые отдыхали там после репетиции, играя в карты, домино и частенько выпивая горячительные напитки. После представления богатые посетители-поклонники щедро угощали артистов цирка, иногда засиживаясь с ними до утра. Такими любителями цирка были князь Куракин, булочник Филиппов, владелец водочного завода Смирнов и нефтепромышленник Красильников.

Саламонский хорошо взялся за дело, он первый среди тогдашних цирковых предпринимателей понял, дети являются отличной публикой для цирка и по воскресеньям стал давать специальные детские спектакли, а на Рождество устраивал на манеже елку с раздачей подарков для детей. Цирковой бизнес Саламонского еще до революции сильно подкосила конкуренция.

Братья Никитины
Братья Никитины

В 1886 году известные цирковые братья Никитины купили пустовавшее круглое здание «Панорамы Плевны», расположенное аккурат рядом с цирком и открыли там «Русский цирк братьев Никитиных» (ныне в этом здании находится киноконцертный зал «Мир»). Никитины почувствовали новые веяния времени и начали давать представления, где выступали именно русские артисты, тогда как у Саламонского продолжали выступать привычные для публики иностранные артисты — госпожа Труцци и братья Паскали. Петр Никитин был наездником-акробатом, исполнял на арене разнообразные новые конно-акробатические жанры, был первоклассным гимнастом и делал невероятные трюки на различных снарядах. В Никитинском цирке выступал конный акробат и один из первых русских жонглеров Михаил Пащенко. В результате публика, минуя уже знакомый цирк Саламонского, валом валила к новичкам Никитиным.

Саламонский предпринимает решительный шаг – за баснословную сумму в 35 тысяч рублей он выкупает у Никитиных здание цирка и подписывает договор, по которому братья обязуются уехать из Москвы и в дальнейшем не открывать здесь никаких цирков. Саламонский успокаивается, в здании бывшей панорамы и цирка Никитиных он открывает конный манеж, где богатая публика учится верховой езде бесплатно, но при этом одаривает хозяина богатыми подарками.

Бывшее здание цирка Никитиных на Триумфальной площади
Бывшее здание цирка Никитиных на Триумфальной площади

Но не тут-то было! Через год Никитины возвращаются и открывают цирк на Воздвиженке. Саламонский подаёт в суд и… и проигрывает дело… Оказывается, договор с ним заключал только один из братьев Дмитрий Никитин. К моменту возвращения в Москву Дмитрий официально выходит из бизнеса и получается, что он ничего не нарушал! Надо было Саламонскому обращаться к хорошим юристам, которые смогли бы предусмотреть такое развитие события. Но увы… А Никитины поработав в Москве, вскоре ее покинули и стали успешно работать в провинции. Они стали настолько популярны, что участвовать в коронационных торжествах Николая Второго в 1896 году приглашают именно их. В 1911 году на Старой Триумфальной площади Никитины строят грандиозное здание цирка, который ныне занимает Театр Сатиры.

Сцена из представления "Москва горит"
Сцена из представления «Москва горит»

А через несколько лет в 1913 году умирает Саламонский, и цирк на Цветном бульваре постепенно утрачивает свой былой блеск. В первые годы революции от него остались только стены и крыша. Национализированный государством цирк пережил новое рождение – там стали создаваться грандиозные мимодрамы, например Владимира Маяковского под названием «Москва горит» или «Чемпионат». Для знаменитого клоуна-прыгуна Виталия Лазаренко, с которым поэта связывала тесная дружба, он писал смешные и остроумные репризы.

бугримоваПосле войны на арене старого цирка стала выступать первая в России женщина-укротительница львов Ирина Бугримова, которая управляла хищниками одна. Для этого номера Бугримовой подарили трёх львят, которых она назвала Каем, Юлием и Цезарем. Она растила, воспитывала и много лет выступала с ними на сцене, показывая фантастические номера, вызывающие страх и восхищение публики. Её львы ходили по канату и качались вместе с укротительницей на качелях под куполом цирка. Выдающиеся номера «Лев в воздухе», «Лев на мотоцикле», «Кресло смерти», «Лев на проволоке» и многие другие оставили неизгладимые впечатления у посетителей цирка.

Виталий Лазаренко
Виталий Лазаренко

До 1971 года этот цирк был в Москве единственным и очень популярным – все известные нам клоуны (Бим-Бом, Карандаш, Олег Попов, Михаил Шуйдин, Юрий Никулин), дрессировщики (Дуровы) и другие цирковые артисты работали здесь. Когда Никулин стал руководителем цирка, его прозвали Никулинским, а после смерти Юрия Владимировича цирк получил официальное название «Цирк Никулина на Цветном бульваре».

Карандаш
Карандаш

В 1995 году здание цирка было практически полностью перестроено – прежним остался только его фасад и уникальная комната – гримерка Юрия Никулина и его друга клоуна Михаила Шуйдина. Желающие могут посетить организованной группой эту комнату, увидеть скрытое от зрителя цирковое закулисье и узнать секреты циркового искусства на нашей необычной экскурсии «Секреты циркового закулисья».

цирк вернадскогоСтарый цирк был единственный в Москве, его зрительный зал вмещал всего 2000 человек и конечно не вместить всех желающих. Тогда решено было построить новое здание цирка на проспекте Вернадского. И вот в 1971 году появилось необычное стеклянное здание с куполом, построенное по проекту архитектора Я. Белопольского. Это здание считается самым большим стационарным цирком в мире. Словно по мановению волшебной палочки манеж этого цирка может быстро меняться в конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой.

юрий и максим никулиныСтарый цирк возглавляет сейчас возглавляет сын Юрия Владимировича Никулина, Максим Никулин.

запашныеА новый цирк можно назвать «цирком династии Запашных» — его директором является народный артист РФ Эдгар Запашный, художественное руководство осуществляет его родной брат, тоже народный артист России Аскольд Запашный, а первым заместителем директора является их мама Татьяна Запашная.

Цирк – это всегда волшебство и неожиданность, смелость и отвага, чудеса и восторг! Для детей посещение цирка то всегда веселый и радостный праздник, а для взрослых – возможность хотя бы на пару часов заглянуть в мир детства, удивляться чудесам и великолепной сноровке цирковых артистов, которые совершенствуются постоянно и придумывают невероятные по сложности исполнению трюки, чтобы зрителю никогда не было скучно в ЦИРКЕ!

Старик Хоттабыч в цирке
Старик Хоттабыч в цирке

Автор статьи — Наталья Леонова

Дата публикации — 21.10.2014года