На своей экскурсии «Мистические реалии московского кольца» я спрашиваю у участников — какая станция московского метро самая глубокая, и какая самая глубокая станция метро в мире? Практически всегда мне безошибочно отвечают насчет самой глубокой станции в Москве и называют станцию «Парк Победы» глубиной 84 метра, но никто и никогда не ответил правильно о самой глубокой станции в мире! Большинство сразу вспоминают про Санкт-Петербург, ведь там и вправду некоторые станции, особенно возле Невы, очень глубокого заложения.
Однако самая глубокая станция в мире расположена в Киеве и носит название «Арсенальной». Ей глубина 105,5 метров! Два года назад, волею судьбы, мне довелось останавливаться в гостинице неподалеку от этой станции. Спуск и подъем на двух эскалаторах занимал почти 10 минут и практически каждый второй пассажир, уставший к вечеру, присаживался на ступеньки эскалатора во время такого долгого подъема. Из-за такой глубины у станции совсем короткий зал, по так называемому «английскому типу» по аналогии с лондонским метро. Это единственная сохранившая станция такого типа в метро бывшего СССР. Надо сказать, что и в Москве на первой линии метро тоже были такие станции, почти без серединного зала. Например, станция «Чистые пруды». Когда она открылась, то пассажиры после спуска попадали в короткий зал и могли лишь свернуть в две арки налево или направо в зависимости от необходимого направления движения. Только в 1971 году у станции «прорубили» серединный зал, затем через год и переход на «Тургеневскую». Именно поэтому на станции такие узкие проходы, особенно в районе перехода, где установлены эскалаторы на спуск и подъем.
Ну а самая глубокая станция в России действительно находится в Санкт-Петербурге с 2011 года. Это станция «Адмиралтейская» глубиной 86 метров. И именно с Петербургом московское метро связывает очень многое – и опыт строительства, и авторы-архитекторы, и станции, как две капли воды похожие друг на друга или имеющие яркие выразительные элементы в Москве и в Питере. Об этом и пойдет речь в статье.
Станция «Новослободская» (Москва) и «Площадь Восстания» (Санкт-Петербург). В Санкт-Петербурге именно эта станция первая встречает москвичей, потому что расположена она прямо у Московского вокзала. Её название и оформление посвящено теме Октябрьского вооружённого восстания 1917 года. И казалось бы, что общего между этой станцией и московской «Новослободской» – станцией сказочной, оформленной в виде подземного цветного грота, напоминающей своим названием новую слободу за Земляным валом? А Вы посмотрите наверх и тогда увидите! Роскошные люстры, снизу напоминающие дамскую юбку, сотканную, будто из нежнейшего шелка цвета слоновой кости, украшают своды московской и питерской станций.
В строительстве павильона и подземного зала станции «Площадь Восстания» принимал участие знаменитый архитектор Игорь Иванович Фомин, сын не менее знаменитого отца архитектора Ивана Фомина, по проекту которого построена станция «Театральная» (ранее «Площадь Свердлова») в Москве. Сам архитектор так и не увидел этого последнего своего творения, он умер в 1936 году и завершил работу его ученик, архитектор Л.М. Поляков, о котором я буду упоминать в дальнейшем.
Станция «Октябрьская» (Москва) и «Пушкинская» (Санкт-Петербург). Обе станции выполнены по одинаковому проекту архитектора Леонида Михайловича Полякова, поэтому их залы с арочной нишей в торце похожи друг на друга. «Октябрьская» – это своеобразный некрополь погибших в Великой Отечественной войне. Арка с оградой и голубым сводом, прозванная москвичами «голубым огоньком», — словно кладбищенская ограда, за которой сияет совсем другой небесный мир. Та же арка есть и на «Пушкинской» в Питере, где уже не за решеткой, а практически в «райском» саду присел А.С. Пушкин выполненный скульптором М.К. Аникушиным, автором знаменитого памятника поэту возле Русского музея. Первоначально оформление станции планировалось связать со строительством первой в России железной дороги в Царское село, ведь рядом как раз и находится бывший Царскосельский (ныне Витебский) вокзал. Но в окончательном проекте решено было посвятить тематику великому русскому поэту, тем более что учился Пушкин в Царскосельском лицее.
Автор проекта обеих станций Л.М. Поляков родился и учился в Ленинграде, но с 1933 года работал в Москве в составе объединенной группы проектировщиков для возведения огромного здания Дворца Советов и построил высотное здание бывшей гостиницы «Ленинградская». Поляков являлся автором проектов еще двух станций московского метро – «Курская» и «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.
Станции «Маяковские» в Питере и Москве. По проекту эти станции совсем разные, да и построены в разное время. Московская «Маяковская» появилась в 1938 году, а ленинградская только в 1967 году. Это была первая станция, которую я увидела много лет назад в Ленинграде. Мне кажется, она поражает каждого, кто впервые приезжает в этот город. Вся украшенная красной, как кровь, мозаикой она не имеет привычной для Москвы путевой платформы – вместо этого многочисленные двери, которые открываются когда приходит поезд. Но в оформлении этих станций буквально недавно появилось общее. Если зайти на питерскую Маяковку со стороны Невского проспекта, на колонне можно увидеть изображение поэта и стихи: «Славьте молот и стих, землю молодости!». А со стороны эскалатора вот эти известные строки: «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет!».
Такое же оформление со стихами и изображением поэта придали новому выходу к Тверской-Ямской улице из московской станции «Маяковская» в 2005 году. Здесь установили ранее стоявший в торце станции бюст В.В. Маяковского работы А. П. Кибальникова, автора памятника поэту на Триумфальной площади и надгробия с барельефом на Новодевичьем кладбище. А своды вестибюля украсили мозаиками неба и облаков в окружении жёлтого фона листа тетради в клетку, где написаны цитаты из стихотворений поэта.
В наше время, когда отправляешься в путешествие на Сапсане, кажется, что совершаешь обычную поездку на метро. Ведь голос объявляет такую традиционную для метро фразу: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – Санкт Петербург!». Или Москва…
Автор статьи — Наталья Леонова
Дата публикации — 29.09.2014г.
Что вы думаете об этом?