В Москве огромное множество великолепных роскошных зданий, создающих неповторимый ансамбль города – музея под открытым небом. Архитектурные стили разных эпох можно наблюдать на улицах столицы. Это классические портики с колоннадой, плавные эркеры модерновых балконов, «неорусские» проемы окон и готические башенки по углам домов. Но неизменно внимание пешехода привлекают два московских дома с невероятной красоты резными узорами по фасаду.
Один из них москвичи прозвали «домом со зверями». Все удивляются и гадают, что же это за дом? Сейчас в нижнем этаже дома расположен аквариум, и люди тем более ассоциируют эту постройку с чем-то «звериным». Однако, дом этот был построен в 1908–09 гг. как доходный для людей Церкви Троицы на Грязех, которая находится на улице Покровке и в настоящее время восстанавливается. Проект дома был разработан архитектором Львом Людвиговичем (Леон Войцех) Кравецким при участии инженера-строителя Петра Карловича Микини. Оба они происходили из поляков, но учились и работали в России. Деньги на постройку дома были выделены купеческой семьей Оловянишниковых, члены которой были попечителями и ктиторами этой церкви и жили на Покровке. Семья владела известной до революции фабрикой церковных изделий, на которой изготавливались изделия из золота, серебра, бронзы, дерева, парчовые облачения.
В начале 20 века в московской архитектурной практике вошло в моду обращение к древнерусским мотивам старины, и архитектор Кравецкий задумал украсить фасад дома сказочными барельефами. За эскизы будущих украшений взялся известный архитектор, дизайнер и художник Сергей Иванович Вашков. Образцами для фантастических животных, птиц и деревьев послужили художнику барельефы Дмитриевского собора во Владимире, который С.И. Вашков считал вершиной владимирского зодчества. Но художник не просто скопировал эти древние рисунки, а создал на их основе уникальные неповторимые мифические образы немыслимых львов, грифонов, единорогов и других сказочных существ. Хотя более древние изображения диковинных зверей можно и сейчас увидеть на Георгиевском соборе в Юрьев-Польском.
А выполнила эти каменные украшения знаменитая художественная артель гончаров «Мурава», которая была открыта в 1904 году и просуществовала до 1918 года. В артели работали такие известные художники, как С. Коненков и Д. Митрохин. Эта же артель делала оформление на сказочном доме Перцовой у храма Спасителя, о котором вы можете узнать в отдельной статье на нашем сайте.
Дом изначально был построен в три этажа — на первом этаже жили прихожане церкви, а два других предназначались для сдачи внаем и получения прибыли. Когда в советские годы дом превратился в коммуналку, то в 1945 году в нем достроили еще два этажа под жилье. Сейчас на нижних этажах дома располагается Морской аквариум-океанариум, магазин антикварной книги «Русский Библиофил», а на других этажах «Апарт Хостел» и жилые квартиры. С подробной историей церкви Троицы на Грязех, удивительной иконой «Три радости» и необычном «доме со зверями» вы сможете познакомиться на нашей необычной экскурсии «Честь и нечисть на Чистых прудах».
Другой необычный дом, прозванный москвичами «кружевным» или «ажурным», находится на Ленинградском проспекте (д. 27). Он был построен в 1940-1941 годах по проекту архитекторов А. Бурова и Б. Блохина. Незадолго до войны эти архитекторы возвели три серии крупноблочных домов из бетонных блоков. Этот дом был третьим и самым лучшим в этом эксперименте, так как в то время бетон нужен был тогда стране на строительстве заводов и укрепительных сооружений, и из бетонных блоков жилые дома массово не строились. Дом был возведен перед самой войной и фактически явился образцово-показательным началом советского крупноблочного строительства, так как в нем были применены блоки максимального размера, высотою в целый этаж, которые остаются таковыми и в наше время.
Метод сборного строительства из бетонных блоков заводского изготовления позволил ускорить, удешевить и механизировать строительный процесс жилого дома. Но наряду с началом, так называемого массового «блочного строительства», этому дому повезло — он был украшен по фасаду красивейшим ажурным узором с растительным орнаментом по эскизам художника В. Фаворского. Ажурные решетки, выполненные из бетона, установлены на кухонных окнах, выходящих на Ленинградский проспект, потому что эта сторона является теневой. Именно в этом доме впервые в СССР индустриальные бетонные блоки были применены как конструктивные и в то же время как декоративные элементы здания. Такая новая система компоновки блоков в 1955 году была утверждена Госстроем СССР для применения в массовом строительстве, но в итоге подобные дома в серию пущены не были. А жаль…
Помимо новаторства в строительстве дома, здесь была введена новая система внутренней планировки квартир. Дом состоял исключительно из небольших квартир, предназначенных для проживания одной семьи. Внутри дома планировали расположить кафе и детский сад. В планировке дома была заложена идея общественного проживания: там был только один лифт, две светлые лестницы, все помещения обслуживающего персонала выходили в вестибюль единственного подъезда. Сейчас это также жилой дом с магазинами и банком на нижнем этаже. Общая площадь типовой двухкомнатной квартиры с изолированными комнатами 55 метров, площадь кухни аж 14 метров, да еще и с таким ажуром на окне!
«Музыкально-лесной дом» на Тверской улице. Выдающийся архитектор Андрей Константинович Буров жил на Тверской улице в доме 25, построенном по собственному проекту в 1936 году. Этот дом был удостоен премии Моссовета как один из лучших домов в Москве. Он очень необычно выделяется среди всей монументальной застройки советского периода на этой улице и напоминает своими внешними элементами итальянские палаццо с арками и росписями. К тому же он и строился необычно, двумя частями и для разных заказчиков. Левая часть дома со стороны Тверской была построена первой в 1936 году по заказу Наркомлеса. Поэтому она украшена многочисленными росписями на лесную тему в технике сграффито по эскизам Владимира Андреевича Фаворского. Недавно прямо перед этим домом с угла Благовещенского переулка снесли палатки с магазинами, в результате чего образовался уютный зеленый скверик. А самое главное открылся фасад дома с этой стороны, где над входной дверью можно прочесть уникальную надпись «Дом ИТР Наркомлеса». Кстати, именно на месте этого сквера и этой части дома находилась до 1929 года церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, давшая название переулку.
Левая часть дома была построена уже после войны в 1949 году для работников Большого театра, поэтому лепнина на этой части дома изображает театральные маски. Именно здесь жили выдающие наши музыканты и артисты – Эмиль Гилельс, Александр Мелик-Пашаев, Сергей Лемешев и другие. До строительства дома на месте этой части стоял по фасаду Тверской усадебный дом графа Дмитриева-Мамонова, который решили сохранить и передвинули в конце 1930-х годов вглубь двора, да еще и развернули почти на 90 градусов. Подробно о Тверской улице, об этом доме и о том, как и какие здесь передвигали дома, можно узнать на нашей эксклюзивной прогулке «Антифасадная Тверская».
Автор статьи – Наталья Леонова
Дата публикации – 15.07.2014
спасибо, очень полезная статья, очень интересная