Как в Москве улицам имена меняли?

с вопросомДавным-давно в детстве попалась мне в папиной богатой библиотеке маленькая потрепанная книжица П. В. Сытина «Из истории московских улиц». И так она меня заинтересовала, что я днями и ночами напролет все читала и читала, почему московские улицы именно так называются, а не иначе. К сожалению, тогда Сытин о происхождении названия давал только одну версию. А теперь появились новые сведения. Длинная улица в районе Таганки называлась Болвановкой, побывала она и Таганской. У Сытина говорилось, что на ней жили шляпных дел мастера-болванщики. А теперь есть иная версия, что название было давно в древние времена  местечку Болванью, где наши князья во времена Золотой Орды встречались с представителями ханской власти и ставили войлочных болванов, которым поклонялись в Орде.

Так или иначе, но переименовали Болвановку в 1919 году в Верхнюю Радищевскую улицу. А теперь ходят разговоры, что её снова переименуют… в улицу Высоцкого. Театр на Таганке, где он играл, одним боком как раз на эту улицу выходит. Хорошо ли это? И нужно ли Москве? Постоянное переименование улиц? Но как-то бездумно порой с прежних времен и до сих пор происходят эти переименования. Задумалась я, и решила провести свое исследование – как, когда и почему в Москве улицы переименовывали? И вот что получилось…

В бывшем Дурном (ныне Товарищеском) на Таганке
В бывшем Дурном (ныне Товарищеском) на Таганке

По хозяину. Возьмем, к примеру, нынешний Дурасовский переулок. Назывался он в старину улицей Малый Арбатец по существовавшему здесь дому-приюту для странников, в том числе и с востока. А в конце 18 века построил себе здесь, на углу переулка, дворец  известный армейский бригадир А. Н. Дурасов и переулок назвали  Дурасовским. Потом хозяин сменился на представителя дворянского рода Дурново или Дурновых (так их еще в народе называли) и переулок стал именоваться Дурным или Дурновским. Теперь он снова Дурасовский, и даже странно, как это такой переулок в центре Москвы с таким неблагозвучным названием ни разу не был переименован за годы советской власти в имя какого-нибудь знаменитого воспитанника военной Академии им. Куйбышева, расположенной неподалеку?

тоннель под ж/д путями в Большой Полуярославский переулок
тоннель под ж/д путями в Большой Полуярославский переулок

По фабрике и её владельцу. Был в Москве в районе Курского вокзала Шелапутинский переулок, названный так по фамилии известной купеческой семьи меценатов и благотворителей. А затем в этом месте появилась  крупная суконная фабрика купца И. М. Полуярославцева. Оттого переулок и набережная были названы Полуярославскими по фамилии владельца фабрики. А Шелапутины тоже не были обижены, их имя до сих пор носит другой переулок на левом берегу реки Яузы. В этом Шелапутинском переулке разваливается в наши дни старинное здание Морозовской богадельни, в котором в советские годы был родильный дом им. Клары Цеткин. В нём я и родилась когда-то.

пуговицы фабрики им. Балакирева
пуговицы фабрики им. Балакирева

Или вот рядом с Бакунинской улицей есть Балакиревский переулок, который прежде назывался Рыкунов по фамилии домовладельца полковника Рыкунова. На Бакунинской улице находилась в конце 19 века пуговичная фабрика акционерного общества «Ронталлер и Ко». На этой фабрике трудился рабочий Николай Дмитриевич Балакирев – активный участник революции 1905 и 1917 годов. В 1920 году он умер от тифа в полевом госпитале Астраханской губернии, после чего и фабрику и переулок переименовали в его честь.

сыромятникиПо целой слободе. Есть в Москве рядом с Курским вокзалом Сыромятнические улицы и переулки, никогда не переименовывавшиеся. А названы были так не потому, что жители этой слободы в 17 сыр делали, а потому, что занимались первичной обработкой кожи! Шкуры животных размачивали в воде, мяли, распрямляли, посыпали мукой и клали в квасильный чан, поливая сверху специальным рассолом. Так шкуры лежали несколько дней, их периодически вынимали, мяли и прибавляли свежей муки, полоскали в чистой воде. Работа эта считалась тяжелой, требовала большой физической силы и количества людей. Такое производство называлось «сыромятием».

щипокНародное название. Часто москвичи сами в процессе неудобного произношения меняли названия улиц и переулков, с которыми они дошли до наших дней. Такие названия в итоге утверждались как исконные и закреплялись в постановлениях и табличках. В районе Серпуховской улицы есть улица Щипок. В правильном варианте она должна была и называлась ранее Щупок, по слободе московских таможенников 17-18 века, которые стояли на страже многочисленных застав со специальными щупами – деревянными палками с железными наконечниками на конце. Этими щупами они проверяли въезжающие в Москву обозы. Но буква «У» в произношении слова за долгие годы, как и сами эти таможенники, исчезла … и появилось более удобное произношение с буквой «И». Так Щупок превратился в официальный Щипок.

мартыновскийА в районе Таганки есть Мартыновский переулок. Он назван так по церкви МартИна Исповедника. Но Мартин был папой римским, а для россиян такое имя непривычное, привычнее русское МартЫн. Так и получилось, что Храм Святого МартИна исповедника, а за ним Мартыновский переулок.

Áîëüøîé Âàòèí ïåðåóëîêЕсть еще в Таганке Большой Ватин переулок. С ним так вообще глупая неразбериха. Он должен быть называться Вагиным в честь купца Саввы Емельянова сына Вагина, на деньги которого была построена церковь Никиты Великомученника, находящаяся в конце этого переулка. Но в результате то ли произношения, то ли чьей-то ошибки переулку было присвоено имя ВаТин. Вот и гадают люди, кто и где здесь раньше делала вату???

школьнаяПотеря значения улицы. Была когда то в Москве в районе Рогожской заставы самая широкая московская улица Тележная. Местный житель П.И. Богатырёв писал о ней: «Вся она сплошь состояла из постоялых дворов, в которых и останавливались все обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам…. Торговали на ней, кроме простых телег, и экипажами средней руки, и шорным товаром, и всем, что нужно ездившим по дорогам. Для проезда оставлена была только середина улицы. Улица эта была очень широкая. На ней с раннего утра толпился народ, и она представляла большую ярмарку. Движение народа, обозов, троек со звенящими бубенцами — все это ее очень оживляло, и она резко отличалась от всех московских улиц. Трактиры и полпивные были всегда полны народом. Гул стоял над улицей… В Макарьевскую ярмарку на Тележной улице была такая толчея, что, я помню, мы с отцом, идя в пять часов утра, еле протискались. Не только с Владимирского и Рязанского трактов стекались сюда обозы, но положительно со всей России, главным образом к «Макарию», как звали тогда Нижегородскую ярмарку».  Улица часто страдала от пожаров, потому что дома были «каменные, двухэтажные, но самые дворы были с деревянными навесами и вымощены тоже деревом». Но окончательный удар по улице нанесли не пожары, а конкуренция… Недалеко от улицы в 1861 году построили Нижегородский железнодорожный вокзал и все, кто раньше отправлялся на ярмарку, пользуясь услугами Тележной улицы, пересели постепенно на железную дорогу. Поэтому улицу эту в конце 19 века назвали статично – 1-й Рогожской, а параллельные ей улицы 2-й,3-й и 4-й Рогожскими. Во времена тотального переименования улиц после Октябрьской революции ей было присвоено звание Школьной.

маркса карлаВеяния нового времени. Часть Первая. Годы 1920-е. После Октябрьской революции, установления новой власти и переноса столицы в Москву нужно было немедленно стереть с улиц Москвы «буржуйские» имена и заменить их новыми героями. Поначалу этим стали вольно заниматься местные власти. Таким образом, в 1919 году были переименованы Большая и Малая Алексеевские улицы в Большую и Малую Коммунистические. Вот что вспоминает врач Л.А. Духанина, член партийной организации Рогожско-Симоновского района: «Меня включили в комиссию по переименованию улиц района. Возглавлял комиссию старый большевик Воронин. Он ходил с палочкой, всегда в галстуке-бабочке. «Товарищеский переулок», «Большая Коммунистическая улица», «шоссе Энтузиастов»… Правда, это последнее название вызвало в комиссии спор. Казалось, что это трудное и не совсем понятное слово не приживется. Но Воронин все-таки убедил всех, что Владимирское шоссе, по которому шли политические ссыльные, только так и можно назвать».

коммунистическаяС 1921 в Москве заработала целая комиссия ученых и специалистов городских служб и структур, которая приняла постановление «О порядке переименования улиц, проездов и площадей города Москвы» и стала заниматься массовым переименованием улиц. Членами комиссии стал директор Коммунального музея Москвы, квалифицированный знаток и исследователь топонимии Москвы П. В. Сытин, историки Москвы М. А. Александровский и П. Н. Миллер. В итоге комиссия внесла предложения по переименованию 447 улиц, переулков, бульваров, набережных и площадей!!!

И понеслось…  Владимир Маяковский об этом тотальном переименовании написал в стихотворении «Ужасающая фамильярность»:

Куда бы ты ни направил разбег,
и как ни ёрзай,
и где ногой ни ступи,-
есть Марксов проспект,
и улица Розы,
и Луначарского — переулок или тупик.
Где я? В Ялте или в Туле?
Я в Москве или в Казани?
Разберешься?- Черта в стуле!
не езда, а — наказанье.
Каждый дюйм бытия земного
профамилиен и разыменован.

Веяния нового времени. Часть Вторая. Послевоенная. После войны московские улицы вновь подверглись атаке переименования. По  этому поводу москвичи шутили: «Москва превращается в филиал Новодевичьего кладбища«. Во избежание неразберихи в 1950-х гг. был даже составлен список «Проектируемые новые названия улиц, переулков, площадей Москвы», содержащий возможные не мемориальные названия для будущих улиц развивающейся Москвы. А реальная угроза возникла с самим названием города Москвы. Если в 30-е от этой идеи отказался сам Сталин, сказав якобы «делайте, что хотите после моей смерти», то действительно такие предложения были серьезными.  Москву предложили переименовать в город Сталин, на юго-западе Москвы хотели создать целый район «Памяти товарища Сталина», построить институт Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, музей Сталина, Сталинскую академию и так далее.

володарскогоВеяния нового времени. Часть Третья. Годы 1960-е. Именно в этот период в состав Москвы вошло множество окрестных деревень, городов и поселков — Бабушкин, Бирюлево, Давыдково, Кунцево, Люблино, Перово, Тушино, Чертаново, Ясенево и другие. В той новой Москве одинаковых улиц было около тысячи — одних Центральных улиц в новой Москве тогда числилось 18, а Пушкинских улиц – 11. Например, в поселке Бирюлево были улицы Советская, Чернышевского, Льва Толстого, Чапаева, Шевченко и Станиславского. А в 1966 году их все переименовали в Медынские с 1-й по 6-ю!

Bolshaya_AlekseevskaiaВеяния нового времени. Часть Четвертая. Годы 1990-е. После смены тотального коммунистического режима, когда в стране началась перестройка, Москва вновь стала переименовываться. В основном это коснулось пределов Садового кольца. В результате этих переименований вернулись многие исконные московские имена. Тверская, Маросейка, Покровка, Никольская, Варварка, Ильинка, Лубянка, Гончарная и еще более 100 улиц вернули себе прежние названия.

солженицынаСейчас. Увековечивание памяти выдающихся людей – дело нужное. Об этом всегда ратовал Николай Андреевич Шамин, который радел за память о личностях Москвы в 19 веке. Но зачастую москвичи недоумевают над принципами сегодняшнего их переименования. Например, по поводу улицы Александра Солженицына в районе Таганки, которая до 2008 года носила имя Большой Коммунистической. До революции она была Большой Алексеевской и названа была так по церкви Алексия Митрополита, построенной известным архитектором Д. Ухтомским и недавно восстановленной после советского складского прошлого. Приход Храма Мартина Исповедника, расположенного на этой улице, в 2005 года повесил на храме табличку с названием улицы и номером дома «Большая Алексеевская 15». В 2005 году переименовали соседнюю Малую Коммунистическую в улицу Станиславского и прихожане храма и местные жители были уверены, что этой улице вернут историческое название. Но этого не произошло… В августе 2008 года вышло постановление о переименовании улицы в честь Александра Солженицына. Несмотря на то, что согласно московскому закону улицу в честь человека можно назвать в Москве только через 10 лет после смерти, это все же произошло. Каждый раз, проходя по этой улице на нашей экскурсии «В купеческий особняк, что в Таганке» я слышу вопросы: «Ну почему именно эту улицу переименовали? Какое отношение она имеет к Солженицыну?» И так далее. Сказать мне нечего. Солженицын не жил на этой улице, не работал – просто так назвали и всё. Ну да, находится рядом возле метро Таганская Дом русского зарубежья им. А. Солженицына. Но ведь там есть улица Нижняя Радищевская улица, которую очень логично было бы переименовать в улицу Солженицына? Или, к примеру, переименовать Марксистскую улицу, учитывая то, что прежнее название её Пустая. Но факт остается фактом.

А недавно я услышала новость, что Театр на Таганке (или иницитивная группа) попросил московские власти переименовать Верхнюю Радищевскую в улицу Высоцкого. Так что нам ещё долго придется учиться ориентироваться в пространстве таких разных московских улиц и переулков. Есть одно предложение чтобы избежать путаницы и сохранить историю – быть может, просто добавлять таблички не снимая старые, как это сделано в Ярославле, Тутаеве или в Гатчине??? Мне кажется, было бы ЗДОРОВО!!! тутаев

Автор статьи — Наталья Леонова

Дата публикации — 23.01.2014г.