Совсем недавно в конце 2020 года, возле железнодорожной станции «Серп и Молот», открылся сквозной проход по старинному Гжельскому переулку. До этого времени почти половина этого переулка была огорожена огромными железными воротами, а со стороны площади Рогожской заставы находился контрольно-пропускной пункт и сторожка для охраны. Внутри этого пространства все советские годы вплоть до начала 2010-х годов находились административно-производственные помещения крупного отечественного объединения «Мосхимфармпрепараты».
Теперь все открыто и каждый может увидеть сохранившийся уникальный кусочек старой Москвы с каменными и деревянными домами XIX века. Переулок первоначально носил неказистое название «Безымянный», на некоторых картах именовался Золоторожским, а с 1892 года упоминается уже как Гжельский: считается, что здесь поселилось много жителей из подмосковного села Гжель, издавна славившегося своим гончарным промыслом.
Кирпичный двухэтажный дом № 15 по Гжельскому переулку занимало до 1917 года производство Товарищества парфюмерной фабрики провизора «А.М. Остроумова». Председателем его правления и директором-распорядителем был известнейший когда-то в России провизор Александр Митрофанович Остроумов. Его успех начался в 1885 году, после того, как он изобрел оригинальное мыло от перхоти отменного качества. Товар пользовался большой популярностью и принес своему создателю прибыль, достаточную для открытия собственной фабрики парфюмерно-косметических товаров. А следующим уникальным изобретением талантливого провизора стал крем от веснушек и загара под романтическим названием «Метаморфоза». Он сделал Остроумова знаменитым на всю страну. Крем выпускался более 30 лет; его можно было увидеть на прилавках московских магазинов еще в начале 1920-х годов.
В 1900 году накопленный капитал позволил А.М. Остроумову основать крупное паевое Товарищество парфюмерного профиля, которое занималось исключительно производством медицинских и гигиенических средств. Фирменные магазины фабрики находились в самом центре Москвы — на Никольской улице и в Верхних Торговых рядах (ГУМе).
В 1910 году Остроумов открыл на Тверской улице специальную косметическую лабораторию, которая вскоре была преобразована в Институт врачебной косметики – первый в мире «институт красоты». Там приготовляли уникальные кремы, лосьоны, пудры, грим и лечебные средства. Остроумов придумал невиданные по тем временам средства от прыщей, морщин, рубцов, розацеа и прочих так называемых «несовершенств», которые в рекламе Института именовали «недостатками». В лечебном заведении осуществляли комплексный уход; там проводили процедуры аппаратами для электролиза, электротехнический и вибрационный массажи, принимали различные ванны и души. За помощью к А.М. Остроумову обращались многие известные актрисы: Антонина Нежданова, Тамара Карсавина, Вера Пашенная, Надежда Плевицкая и многие другие. Их многочисленные восторженные отзывы вошли в книгу под названием «Наши артистки о парфюмерии товарищества парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова».
В рекламных целях Александр Митрофанович создал собственную небольшую типографию, где печатались специальные книги по врачебной косметике, рекламные буклеты и даже лекции специалиста по лечению «косметических» заболеваний кожи, доктора Института врачебной косметики С.И. Маржецкого, прочитанные им в Политехническом музее. После революции фабрика А.М. Остроумова была национализирована, а ее бывший хозяин уехал из России.
Следующий дом по Гжельскому переулку выделяется своей классицистичностью. Этот двухэтажный особняк Балашовых (улица Сергия Радонежского, 15-17с15), украшенный на втором этаже полуколоннами, занимала до 1924 года старообрядческая церковь святых Сергия и Вакха. Старожилы вспоминали, что богослужения в ней проходили на втором этаже дома.
Старообрядцев в районе Таганки до революции было очень много. Этому способствовало рядом расположенное Рогожское старообрядческое кладбище, образованное во время чумы в Москве в 1771 году, и храмы возле него, которые были духовным центром старообрядчества Белокриницкого согласия. Многих несогласных с церковной реформой середины XVII века, приверженцев старого обряда в молитвах и богослужениях, прозвали «раскольниками». Впоследствии их стали называть старообрядцами или представителями древлеправославной веры. Они подвергались гонениям, уходили в глухие леса, переселялись в дальние края, вынужденно эмигрировали из страны, только чтобы свободно исповедовать свою веру. В результате в течение двух веков в старообрядчестве образовались разные течения: со священством (поповство) или без него. В поповском толке самым значимым с 1846 года стали староверы Белокриницкого согласия, к которому относится Русская православная старообрядческая церковь с центром в Рогожской слободе.
Предполагается, что этот дом с «колонным портиком» был построен в конце XVIII века на основе старинных палат XVII века, и перестроен в XIX веке. Со 1870-х годов он принадлежал богородскому купцу 1 гильдии, фабриканту и совладельцу «Товарищества Мануфактур С. и Г. Балашовых», старообрядцу Сергею Васильевичу Балашову. Благодаря появлению и бурному развитию ткацкого и отделочного производства Балашовых в деревне Куровской, это поселение стало впоследствии городом, входящим ныне в Орехово-Зуевский городской округ. Сергей Васильевич Балашов был женат на Пелагее Сидоровне Кузнецовой, дочери одного из знаменитых фарфоровых фабрикантов Сидора Терентьевича Кузнецова. Как известно, семья Кузнецовых начала свое фамильное дело именно в Гжели. Возможно, и с этим обстоятельством как-то связано название Гжельского переулка…
После смерти С.В. Балашова его сыновья вместе с матерью продолжили развитие производства под брендом «Товарищество мануфактур С. и Г. Василия Балашова сыновья», а дом в Гжельском переулке перешел в собственность старшего сына Максима Сергеевича. Представители рода Балашовых активно участвовали в жизни приходов нескольких московских храмов Белокриницкой епархии. До 1905 года старообрядцы не имели права возводить свои церкви: они имели право устраивать в своих домах только моленные помещения, да и то такая царская милость была дарована Александром III только в мае 1883 года. Cтарообрядцам дозволялось устраивать алтари для богослужения исключительно внутри жилых домов, и так, чтобы по внешнему виду этот дом не был похож на здания православных храмов. В это время и была устроена старообрядческая моленная во имя святых мучеников Сергия и Вакха в доме Балашовых. В четырёхъярусном иконостасе и на стенах моленной поместили около 150 икон древнего письма. Первым её священником стал сын тульского мещанина Никола Мелетиевич Фомин. С середины 1890-х годов он служил там только по праздникам, а позднее и до своей кончины в 1912 году являлся настоятелем этого храма.
Указ императора Николая II от апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» даровал старообрядцам свободу в исповедании их веры, возможность создавать и строить свои храмы. В мае 1907 года при доме была официально учреждена Сергиево-Вакховская община. В 1908 году председателем совета общины являлся владелец дома, потомственный почетный гражданин Максим Сергеевич Балашов. Он снимал жилье по соседству на Малой Алексеевской улице, а это недвижимое имущество полностью передал под нужды общины и церкви.
Сергиево-Вакховская община считалась крупным старообрядческим приходом. Даже в начале 1920-х годов список ее членов насчитывал 62 человека, живших в близлежащих улицах и переулках. Прихожане принимали активное участие в больших крестных ходах, общих торжественных молебнах. Церковный хор общины славился по всей Москве. Но несмотря на то, что советская власть отделила церковь от государства, и поначалу обещала всем свободу вероисповедания, правительство приняло решение о закрытии церкви. В августе 1924 года в храм был направлен инспектор. После обследования он доложил начальству: «После моей ревизии перед религиозной службой причт освящал и кадил помещение, по их словам, изгоняя оттуда «большевистский антихристов дух». В итоге 10 октября 1924 года дом Балашовых, находящийся во владении «Жилтоварищества № 1102 по Гжельскому переулку, № 11», был опечатан 41 отделом милиции.
Через 2 дня прихожане Сергие-Вакховского храма написали жалобу во ВЦИК – тогдашний исполнительный орган власти – а также отдельное письмо лично его председателю М.И. Калинину. Они просили открыть храм для проведения торжественной службы в престольный храмовый праздник. Удивительно, но эта просьба была удовлетворена. Однако уже через два дня представитель власти в присутствии милиционера, секретаря комсомольской ячейки и приглашенного от общины священника Григория Карабиновича ликвидировал Сергиево-Вакховскую моленную. Часть церковного имущества прихожанам удалось перевезти в храмы Рогожского кладбища, остальную утварь забрал Мосфинотдел и комсомольская ячейка при химико-фармацевтическом заводе, который занял и само здание храма. Сначала в доме было жилье для рабочих, а 1967 года по 1990 год там была заводская столовая.
По соседству с домом Балашовых (ул. Сергия Радонежского, дом № 15-17, стр. 16) находится двухэтажный кирпичный дом, в котором в советское время располагался заводской клуб «Красный химик». В середине 1980-х годов там начала свою деятельность легендарная школа рок-музыки — альма-матер российского рока. Выпускники и преподаватели клуба – музыканты популярных рок-групп: «Ария», «Кипелов», «Рондо», «Черный кофе», «Сектор Газа», «Король и Шут», «Земляне», «Добрые молодцы», «Кинематограф», «Глюк’oZa», «Бахыт Компот», «Город 312» и др. Школа музыки продолжает свою историю в наши дни и носит название «Красный химик» по месту своего рождения.
К зданию бывшего клуба примыкает чудом сохранившийся удивительный дом (ул. Сергия Радонежского, дом № 15-17, стр. 20), первый этаж которого выстроен из кирпича, а второй деревянный, украшенный изумительно красивыми карнизами и наличниками. Дом принадлежал купцам Шлыковым. В этом доме родился московский скульптор Алексей Петрович Шлыков, который создал бюсты Я. Свердлову и Н. Бауману на одноименных станциях московского метро, памятник Н. Бауману перед МВТУ, памятник детскому писателю Аркадию Гайдару у Дворца творчества детей и молодёжи в Текстильщиках.
А вот фармацевтическо-химическая история этого места началась здесь еще в 1882 году, когда мануфактур-советник и купец 1-й гильдии Роман Романович Кёллер открыл в Москве в собственном доме (ул. Сергия Радонежского, 15-17с2) фабрику фармацевтических принадлежностей. Кёллер был по происхождению немцем, а по вероисповеданию католиком или лютеранином. Впоследствии Фридрих Карл вероятно принял православие и стал Романом Романовичем. О данном факте косвенно свидетельствует то обстоятельство, что Кёллер был в 1907 году похоронен на православном Ваганьковском кладбище.
Кёллер начал свою работу в Москве штатным химиком-провизором в знаменитой старой аптеке К. Феррейна на Никольской улице. В возрасте 24 лет в 1862 году Роман Романович уже смог основать небольшую, но первую в Россию фабрику по производству водочных и конфетных специй и эссенций. Через два года Кёллер расширил производство и занялся выделкой эфиров. Все выпускаемые на этой фабрике товары поступали к нам до этого исключительно из-за границы.
Затем Роман Романович всерьез увлекся развитием зарождавшейся тогда в стране земской медицины. Он разработал уникальный по тем временам проект сельской лечебницы с амбулаторией, хирургическим кабинетом и аптекой. В 1872 году торговый дом «Роман Кёлер и К°» экспонировал этот проект на Московской политехнической выставке. «Подобная же лечебница, но иного типа, была экспонирована Медицинским Департаментом Министерства Внутренних дел; но экспертиза признала за первой огромные преимущества полноты, удобства, дешевизны, и присудила устроителю высшие награды: почетный диплом от Комитета выставки и большую золотую медаль». Эта лечебница очень понравилась посетившему выставку императору Александру II, и он наградил изобретателя орденом Св. Станислава 3-й степени.
На этой выставке Кёллер завязал много полезных знакомств, и заручившись их поддержкой, решил открыть собственную торговлю аптекарскими лекарственными товарами и основать фабрику для переработки сырых продуктов в химические и фармацевтические товары. Впервые в России подобное производство заработало вне аптечных стен, в 1882 году на Вороньей улице (ныне Сергия Радонежского). На этой фабрике удалось произвести качественные аналоги практически всех ранее ввозимых из-за границы иностранных медикаментов. Журнал «Австрия» писал: «В области фармацевтических препаратов до последнего времени в России исключительно господствовала заграничная фабрикация. На химической же фабрике г. Кёллера этому заграничному господству теперь возникает конкуренция, которой судя по выставленным предметам, можно предсказать полную победу».
За всю свою историю фирма Кёллера неоднократно получало высшие награды: на Сибирско-Уральской художественно-промышленной выставке в 1887 году, на Казанской научно-промышленной выставке в 1890 году, на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году и на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго.
Фабрика на Вороньей улице постепенно расширялась за счет соседних владений; на ней производили разнообразнейшие химико-медицинские, фармацевтические и технохимические препараты; было устроено особое отделение для производства «искусственных ароматических начал путем химического синтеза», которые являлись тогда одной «из новейших и интереснейших задач химии». В селе Хорошёве (ныне московский район) Товарищество Р. Кёллера открыло фабрики по производству кислот, эфиров, туалетного, медицинского и простого мыла. На Арбатской площади размещался фирменный магазин и фабрика фотографических пластинок. Реклама гласила, что «фабрикаты Товарищества расходятся в громадных количествах по всей России и достигают Бухары, Хивы, Персии и Китая».
На фабрике Кёллера выпускался актерский грим, средства для лица и волос, концентрированные бульонные кубики, а также ставшая популярной «Кёллерская карманная аптечка». На одном из антикварных порталов я нашла такую аптечку, с футляром в форме портсигара и с указанием на ней цены в 80 копеек. Она укомплектована 21 предметом, причем во всех упаковках сохранилось их содержимое. Внутрь было вложено её описание и применение средств: Хинин: при лихорадке, невралгии, зубной боли; Лондонские капли (с молочным сахаром, в виде прессованных таблеток): против кашля, чувства саднения и царапания в горле; Капли д-ра Иноземцева: при поносах, болях под ложечкой и в животе; Борная кислота: как полоскание при боли горла; как дезинфицирующее средство при обмывании ран, язв; как глазные капли при воспалениях глаз и пр.; Мятные капли: при тошноте, рвоте, боли в животе, поносах; Эфирно-валериановые капли: при слабости, головокружении, нервности и истерических припадках; нашатырный спирт, сода двууглекислая, кровеостанавливающая вата, свинцовый уксус, салициловый вазелин, кисточка волосяная, пипетка глазная и т.д.
В 1917 году эта крупнейшая в России фабрика по выпуску медикаментов была национализирована и получила название «Фармзавод № 12». В 1922 году, продолжая занимать лидирующие позиции в химико-фармацевтической промышленности, предприятию присвоили имя первого Наркома здравоохранения РСФСР Николая Александровича Семашко. В дальнейшем на заводе открыли ампульный, таблеточный, 3 химических цеха, и организовали производство наркозного и чистого хлороформа. В 1976 году бывшая фабрика Кёллера в числе пяти других старейших московских заводов вошла в состав нового производственного объединения «Мосхимфармпрепараты» им. Н. А. Семашко». В 2006 году оно было преобразовано в открытое акционерное общество, 100% акций которого принадлежит государству. Вплоть до середины 2010-х годов в подразделении предприятия в районе Гжельского переулка работал цех фасовки и производства препаратов в крупноёмких ампулах и участок по производству аэрозолей. В 2018 году старейшая в России фармацевтическая фабрика была признана банкротом; в настоящее время готовится передача компании в управление корпорации «Ростех».
А чудесные старинные домики в открывшемся для прохода Гжельском переулке ждут своей реставрации и новой жизни. Говорят, что здесь появится офисно-досуговое пространство благодаря команде креативной экосистемы «Флакон». Хотелось бы только, чтобы легендарная история зарождения первого отечественного производства лекарственных и косметических средств в России была каким-то образом отражена в концепции нового пространства.
Автор статьи Наталья Леонова
Что вы думаете об этом?