Наша красавица Москва любит «сниматься в кино»: мы видим, как она менялась по множеству знаменитых фильмов. Её 1930-е годы можно увидеть в фильме «Цирк»; 1940-е – «Свинарка и пастух»; 1950-е – «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Девушка без адреса»; 1960-е — «Я шагаю по Москве», «Июльский дождь» и «Берегись автомобиля»; 1970-е – «Иван Васильевич меняет профессию», «Романс о влюбленных» и «Москва слезам не верит»; 1980-е – «Покровские ворота» и т.д.
27 августа в нашей стране празднуется День российского кино. А началось всё в далеком 1919 году, когда 27 августа Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинематографического дела. С этого дня вся фото и кино торговля, промышленность и кинотеатры страны стали государственными. В 1980 году правительство страны утвердило этот праздник как «День советского кино», а согласно указу 1988 года он стал называться «День кино». Своё нынешнее название: «День российского кино» праздник получил в 1990-е годы.
За время существования праздника дата празднования неоднократно переносилась. Сначала её перенесли на 28 декабря, объединив с международным днём кино. По сути, как национальный праздник, День российского кино перестал существовать. Так продолжалось до 2001 года, до того момента, как в Службе кинематографии Министерства культуры России не решили, что российский кинематограф достоин таки иметь свой собственный праздник.
27 августа в субботу в 18:00 в День Российского кино дружественный нашему проекту потрясающе красивый и талантливый фортепьянный дуэт «Каденция» даст необыкновенный концерт в самом центре Москвы в Камергерском переулке в музее С.С. Прокофьева под названием «Золотые хиты советского кинематографа». На советском кинематографе и музыке кино выросло несколько поколений зрителей, которые с ностальгией вспоминают трогательную и нежную музыку. В исполнении Фортепианного дуэта «Каденция» прозвучат любимые мелодии из популярных советских кинофильмов, наполненные неизменной добротой, мудростью, задором и любовью к жизни! Фортепианный дуэт «Каденция» сложился в январе 2016 года. В составе дуэта Ирина Маштакова – выпускница Белорусской академии музыки и магистратуры СПБГУ и Екатерина Одокиенко – выпускница ВлГУ (филиал РАМ им. Гнесиных) и исполнительской художественной магистратуры МПГУ.
27 августа 1895 года в городе Таганроге родилась удивительная актриса Фаина Григорьевна Раневская. Не удивляйтесь такому году рождения, который отличается от того, что указан во всех открытых источниках и её настоящему (по паспорту) отчеству!
Об этом и многом другом в жизни актрисы в столице можно узнать на авторской экскурсии Натальи Леоновой «Москва Фаины Раневской» (ближайшая 02.09 в 19:00). Кстати, когда Раневской говорили о том, что видимо не случайно, её день рождения стал «Днем кино», она с чувством юмора отвечала: «Ну раз они так постановили, не могу же я возражать!».
На ближайшей неделе наш проект «Иди и Смотри» Необычную Москву приглашает вас на самые разные, интересные и необычные экскурсии.
26 августа во вторник в 18:30 приглашаем вас на новую экскурсию «От Рогожки до Таганки: путешествие меж двух границ Москвы». Это уникальное путешествие вместе со старожилом и краеведом Таганки Натальей Леоновой по удивительным местам, где история приготовила множество необычных «подарков». Между двумя московскими границами начала 18 века и конца 16 века было построено множество усадеб, особняков, общественных зданий, доходных домов и церквей. Но только лишь в районе Таганки сохранился островок почти нетронутого временем архитектурного разнообразия Москвы. Наталья Леонова давно собирает истории местных жителей и исследует факты о своей родной Таганке, благодаря чему участники этой экскурсии получат настоящую подлинную информацию.
Путешественников ждут новые открытия и впечатления. Почему станция «Римская» так называется, необычный станционный зал, скульптурные мальчики и единственный в метро фонтан. Почему именно здесь летом был крупнейший транспортный узел Москвы? Уникальный комплекс домов Рогожской ямской слободы. Доходные дома и особняки известных купеческих семей. Маленькая часовня «Проща», величественный храм в честь папы римского, и почему здесь селились староверы? Добрые дела таганских купцов, художников и бизнесменов. Уникальный комплекс семейной фабрики Алексеевых и крупный филиал Петербургской электротехнической компании. Вам предстоит совершить удивительное путешествие по улицам, переулкам, проходным дворам старинной Таганки. Количество участников примерно до 15 человек.
27 августа в субботу в 12:00 приглашаем вас на уникальную масштабную экскурсию, посвященную сразу двум легендарным Новодевичьим: древнейшему таинственному монастырю и самому престижному московскому кладбищу под названием «Новодевичьи истории».
Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря уникален и включен в состав культурного наследия Юнеско. Наш гид – филолог Анастасия Кочемировская — поведает вам самые интересные подробности о необычном создании и ссыльной функции монастыря, об образовании монастырского некрополя и его расширении за пределы кирпичной ограды, о переносе захоронений.
На престижном Новодевичьем кладбище вы увидите скульптурные шедевры на могилах великих людей нашей страны и услышите самые разные рассказы о них, в том числе известные только узкому кругу специалистов. Вы узнаете, как в советские годы кладбище превратилось в зону для погребения «лиц с общественным положением» и какие останки перенесли туда из закрытых некрополей. Скульптурные шедевры, легендарные личности и массовые захоронения. Ведет экскурсию филолог Анастасия Кочемировская. Количество участников примерно до 15 человек.
27 августа в субботу в 14:30 приглашаем вас в необыкновенное путешествие в «Тайны древней Москвы» в Новоспасский монастырь и Крутицкое подворье.
Вместе с автором нашего проекта, журналистом Натальей Леоновой вы услышите увлекательный подробный рассказ внутри уникальных монастырских храмов (в том числе, в закрытом для свободного посещения, который вскоре закроется на реставрацию), в усыпальнице предков царской семьи Романовых и в «мини-музее» монастыря, где хранятся личные вещи великого князя С.А. Романова, которые были на нем в момент страшной гибели. Наталья расскажет об уникальных росписях, фресках и иконах, об истории этого самого древнего монастыря Москвы!
В финале вы увидите удивительный архитектурный шедевр Крутицкого подворья (15-17-й век). Как это место было связано со столицей Золотой орды и что в нем происходило в разные времена Наталья знает из архивных источников, а также с непосредственного места раскопок столицы Золотой Орды – Сарай-Бату. Количество участников примерно до 15 человек.
28 августа в воскресенье в 12:30 приглашаем вас на ПРЕМЬЕРУ уникальной авторской экскурсии по Замоскворечью «Старинная обитель вечной души» с экскурсией внутри Марфо-Мариинской обители и личных покоев Елизаветы Федоровны Романовой.
Вас ожидает необычное увлекательное путешествие по древней обители храмов, ремесленных слобод, именитого купечества, литературных персонажей и их авторов. Вы совершите познавательно-видовую прогулку по части обширного района за Москвой-рекой, зайдете на территорию Марфо-Мариинской обители и совершите экскурсию внутри этого чудесного места. Вам предстоит увидеть необычный Покровский храм обители, построенный архитектором А. Щусевым и расписанный художниками М. Нестеровым, Н. Тамонькиным и П. Кориным.
Вы совершите экскурсию внутри личных покоев создательницы обители — великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Ведет экскурсию Екатерина Барбашина. Количество участников примерно до 15 человек.
28 августа в воскресенье в 16:00 приглашаем вас на ПРЕМЬЕРУ необычной интерьерной экскурсии «Ленинградская» сказка: роскошные излишества сталинской высотки» (с полной экскурсией внутри гостиницы «Ленинградская»).
Вы своими глазами увидите внешнее и внутреннее великолепие самой маленькой и самой изящной из семи сталинских высоток. Вы узнаете подробности истории, как за её роскошь после окончания строительства в 1952 году архитекторов здания наградили Сталинской премией величиной в несколько тысяч советских рублей, а через три года за допущенные «крупные излишества» постановили «лишить премии», уволили с хорошей работы и даже отобрали квартиру.
Диковины сталинского ампира: дух древнерусской архитектуры и московского барокко во внутреннем убранстве. Впечатляющий контраст между внешним и внутренним. Изящная потолочная и настенная лепнина, мраморные полы, живописные панно и роспись, уникальные осветительные приборы, бронзовые скульптуры, деревянные панели, позолоченная смальта, художественные решетки и другие, поражающие взор «излишества». Ведет экскурсию историк искусств Дмитрий Федотов. Количество участников примерно до 15 человек.
Предстоящая неделя насыщена множеством памятных дат и событий прошлого:
![](http://seeandgo.ru/wp-content/uploads/2022/08/21.08-Осада-Москвы-ханом-Тохтамышем-справа-в-башне-пушка-215x300.jpeg)
24 августа 1382 года во время обороны Москвы от татарского набега хана Тохтамыша горожане впервые в России применили пушки-тюфяки.
Незадолго до этого наш московский князь Дмитрий Донской победил Мамая на Куликовом поле, чем фактически расчистил дорогу к трону потомку Чингисхана — Тохтамышу. Но наш князь отказался платить ему дань, и Тохтамыш решил выбить её силой и направился на Москву.
Слухи о начале похода дошли до Дмитрия Донского, и он оставил Москву, понимая, что справиться имеющимися силами с врагом сейчас невозможно. Оборона города была поручена Остею — варяжскому наследнику из рода Гедиминовичей. Ему удалось дать отпор ханским войскам и не позволить взять город штурмом. 23 августа передовой отряд врага подошел к стенам Кремля и не торопился начинать бой. Утром 24 августа к воинам Тохтамыша подошли основные силы хана, и тогда москвичи открыли по ним огонь: «тюфяки пущаху на ня, иные из самострел стреляху и пороки шибаху, иные пушки великие пушаху». Название «тюфяк» происходит от тюркского слова «труба». Этого враги не ожидали. Только 26 августа, Тохтамыш обманом выманил Остея с воеводами из города и убил их, а после этого разграбил и сжег город. Но эта оборона Москвы стала первым упоминанием использования артиллерии на Руси.
23 августа 1935 года было принято постановление СНК о замене медных позолоченных орлов на башнях Кремля на пятиконечные звезды. «Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлёвской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом». Двуглавые орлы были государственной символикой России и находились на верхушках шатров кремлёвских башен с XVII века. Примерно один раз в 100 лет орлов меняли, и на момент их снятия все они были разного «возраста»: самый старый орёл 1870 года был на Троицкой башне, а самый новый 1912 года – на Спасской.
Эскизы звёзд было поручено сделать поручены художнику Е. Е. Лансере, однако он получил от Сталина несколько замечаний, и в итоге разработку звёзд отдали художнику Ф. Ф. Федоровскому. Для снятия орлов, специалисты «Стальпроммеханизации» разработали специальные краны, которые устанавливались на верхних ярусах башен. Золотое покрытие орлов сняли и передали Госбанку. 23 октября 1935 года позолоченные пятиконечные звезды с серпом и молотом из самоцветов установили на постаментах в Центральный парк культуры и отдыха им. Горького, а рядом поставили на обозрение «голых» орлов. Через 2 года из-за атмосферных осадков самоцветы потускнели и потеряли свой вид. В мае 1937 года к двадцатилетию Октябрьской революции было решено установить на пяти кремлевских башнях рубиновые звезды, которые светят до сих пор. Самые интересные подробности о Кремлевских стенах и башнях можно узнать на авторской экскурсии Натальи Леоновой вокруг Красной площади «То, о чем вы еще не знали» (ближайшая 16.09 в 19:00).
26 августа 1395 года в Москву из Владимира была перенесена чудотворная Владимирская икона Пресвятой Богородицы.
По преданию ее написал в 1 веке апостол и евангелист Лука на доске от стола, за которым сидели Иисус Христос и Богородица. В середине 12 века икона была подарена великому князю Юрию Долгорукому. Его сын, князь Андрей Боголюбский, в 1155 году взял икону в новую русскую столицу Владимир и поместил ее в Успенском соборе. В честь этого события на месте встречи иконы был построен Сретенский монастырь (от древнерусского и церковно-славянского слова — «встреча», «встретить», «обретать». Саму икону установили в Успенском соборе. В советское время икона была передана Третьяковской галерее. В сентябре 1999 года Владимирская икона Божьей Матери была передана в храм Святителя Николая при галерее.
Каждый может увидеть и прикоснуться к этой древней святыне, например, на нашей интереснейшей экскурсии «Чистая история на Чистых прудах» (ближайшая 30.08 в 18:30).
28 августа 1853 года в городе Грайворон Белгородского уезда Курской губернии родился талантливый инженер-новатор Владимир Григорьевич Шухов. В 1876 году он с золотой медалью окончил инженерно-механическое отделение Императорское московское техническое училище (ныне Бауманка). После этого он был удостоен почетного права отправиться в Америку на Всемирную выставку в Филадельфию. Там он познакомился с инженером и предпринимателем Александром Вениаминовичем Бари. Через несколько лет В.Г. Шухов поступает на работу в «Строительную контору А. В. Бари», возглавляет отделение в Баку, изобретает оригинальный шнуровой насос для непрерывной добычи нефти и клепаные железные резервуары большой емкости с тонким днищем для хранения нефти, дающие экономию средств. Почти 40 лет Владимир Григорьевич проработал в этой фирме. Там он создал горизонтальный и вертикальный паровые котлы, нефтеналивную баржу, стальной цилиндрический резервуар, висячее сетчатое покрытие для зданий, арочное покрытие, нефтепровод, промышленную крекинг-установку и ажурную гиперболоидную башню.
Он играл в шахматы, в теннис, был заядлым велосипедистом и страстным фотографом, закалялся и обливался холодной водой. С 1898-го по 1901-й Шухов проживал в купленном им одноэтажном особняке на углу Скатертного и Мерзляковского переулков (не сохранился). В 1904 году он поселился в особняке на углу Смоленского бульвара и 1-го Неопалимовского переулка (не сохранился), из которого был выселен 11 сентября 1918 года. Тогда семья Шухова заняла часть обширной квартиры Бари (умер в 1913 году) в Кривоколенном переулке, дом №11/13. В остальных четырех парадных залах работал «Мосмашинотрест» (бывшая «Строительная контора Бари»). Он жил там вплоть до 1932 года. Последним московским адресом Шухова был Зубовский бульвар, д.16-20, там великий учёный прожил до своей трагической гибели в 1939 году.
28 августа 1899 года в Воронеже, в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских родился писатель Андрей Платонов. В 1918-1921 годах он активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте. Впервые Платонов попал в Москву в октябре 1920 года. Он был делегатом воронежской организации, направленный на I Всесоюзный съезд пролетарских писателей, который проходил в «Доме Герцена» на Тверском бульваре, 25. В этом доме он и проживет до своей смерти в 1951 году. Про этот дом Наталья Леонова подробно рассказывает на своей авторской экскурсии «Блеск и нищета Тверского бульвара» в особняк П.П. Смирнова.
Платонов с семьей переехал из Воронежа в Москву в июне 1926 года и первым его жилищем стал дом 6 по Большому Златоустовскому переулку. Большую часть здания занимал Центральный Дом крестьянина, а на четвертом этаже размещался Центральный Дом специалистов сельского и лесного хозяйства. В последнем и было предоставлено Платонову временное пристанище. Через четыре недели Платонова уволили с работы, и семью стали выживать из Дома специалистов. С 1927 по 1932 годы, по воспоминаниям золовки писателя: «Жили где придется: в каком-то подвальчике в Москворечье, узком, как коридорчик». Проживали также в дачном поселке Серебряный бор на Щукинской и центральной улицах. В 1931 году А. Платонов жил в новом писательском доме напротив МХАТа (Камергерский проезд, д.2, кв. 14). В конце 1931 года был решен вопрос о выделении семье Платонова квартиры на Тверском бульваре, 25.
30 августа 2007 года была открыта одна из самых красивых станций начала 21 века — «Трубная». На сводах станции установлены водозащитные декоративные зонты из белого стеклопластика, изготовленного в Твери. Путевые стены, порталы и карнизы облицованы светлым итальянским мрамором, а колонны и вставки между порталами — тёмно-зелёным мрамором. Между колоннами расположены скамейки из ажурного металла. Наверху установлены 18 декоративных светильников в виде бульварных фонарей в стиле модерн. Между колоннами установлено двенадцать цветных витражей с изображениями древних городов и сёл России — Боголюбово, Владимир, Кижи, Коломенское, Москва, Великий Новгород, Палех, Переславль-Залесский, Псков, Ростов, Суздаль, Ярославль. Практически на всех витражах изображены церкви и соборы, но ни на одном их куполе не было креста. Через несколько месяцев после открытия станции кто-то из пассажиров самостоятельно прикрепил к витражам маленькие нательные распятия и деревянные крестики, которые в некоторых местах можно наблюдать до сих пор.
________________________
Пожалуй, наиболее ярко процесс создания кино изобразил режиссёр Фёдор Хитрук в мультфильме-пародии 1968 года «Фильм, фильм, фильм». Там звучит короткая песенка, которую исполнят два коллектива: на инструментальную часть в исполнении группы «Сокол» был наложен вокал в исполнении В. Витебского, Л. Бергера и Вячеслава Добрынина из ВИА «Орфей».
Профессий много, но!
Прекрасней всех кино.
Кто в этот мир попал,
Навеки счастлив стал!
Фильм, фильм, фильм!
И нам, конечно, лгут,
Что там тяжелый труд.
Кино — волшебный сон.
Ах, сладкий сон…
Фильм, фильм, фильм!
Фильм, фильм, фильм!
Что вы думаете об этом?