В прежние времена существовал обычай – проводить своего желанного гостя, близкого и родного человека до заставы. Отъезжающие в дальние края подолгу проводили время в приграничном трактире, чтобы как следует подкрепиться в дорогу. Приезжие крестьяне иногда умудрялись пропить там все заработанное в городе за день. Один из таких сюжетов запечатлел на своей картине «Последний кабак у заставы» знаменитый художник В.Г. Перов. В 1838 году в трактире у Рогожской заставы известный писатель и общественный деятель А.И. Герцен «украл» невесту. Избранницей Александра Ивановича была его двоюродная сестра – красавица Наталья. Она находилась под жестким контролем тетушки, которая хотела выдать ее замуж за нелюбимого человека. При этом тетя желала своей племяннице обеспеченной и благополучной семейной жизни и даже отдавала за ней в приданое много денег и свою подмосковную деревню. Но девушка была безумно влюблена в кузена, и тогда Герцен решил похитить любимую. Он улучил момент, когда тетка с компаньонкой уехали, и Наталье удалось бежать на нанятых женихом извозчиках, пересаживаясь из экипажа в экипаж, петляя по всей Москве и заметая следы. Долгожданная встреча влюбленных произошла в трактире у Рогожской заставы; в знак воссоединения они выпили шампанское и отправились во Владимир, где вскоре и обвенчались.
Проща. Перед отъездом в дальние края молились «на дорожку» в часовне «Проща» у заставы. Она стоит на улице Сергия Радонежского (дом 25). На Руси был такой обычай: на месте прощания с отходящими в долгую дорогу путниками возводить часовни. Позднее их стали ставить у городских застав и в народе называли «прощами». Предание связывает возникновение такой часовни у Рогожской заставы с памятью о посещении преподобным Сергием Радонежским Спасо-Андроникова монастыря в 1365 году. Перед одним из своих важных путешествий «игумен земли Русской» побывал в этой мужской обители и помолился святому и древнему образу Спаса Нерукотворного. Монастырская братия во главе с настоятелем монастыря и любимым учеником преподобного Сергия — Андроником — вышла за пределы монастырской ограды, чтобы проводить святителя, и простилась с ним в полукилометре от монастыря. На месте прощания построили сначала деревянную часовню, а в начале 16 века — каменную. Она представляла собой квадратный объем, покрытый большим шатровым верхом, увенчанным церковной главкой с крестом. В отличие от церкви, часовни не имеют алтаря, в них «могут отправляться богослужения, кроме литургии. Последняя может быть осуществлена на переносном антиминсе». Приблизительно с 6 часов утра и до 6 часов вечера в часовнях последовательно происходят четыре службы суточного круга – часы, отсюда и возникло название «часовня».
Во время церковных преобразований император Петр Алексеевич в марте 1722 года издал указ, который вызвал в Москве сильное народное волнение. Документ запрещал устройство новых часовен, «построенные деревянные» повелевалось разобрать, «а каменные употребить на иные потребы тем, кто оные строил». Тогда в помещении «Прощи» стали продавать калачи. В 1727 году при Екатерине Первой в часовне вновь было позволено проводить богослужения. Возле нее в то время располагался огороженный плетёной изгородью постоялый двор, на котором стояла деревянная изба с соломенной крышей. Там жили люди, которых монастырь нанимал для выполнения различных работ; за аренду двора они платили по 10 рублей в год. По соседству с этим постоялым двором располагался монастырский огород площадью более 3 гектаров с небольшим прудом.
Война 1812 года. Владимирское шоссе (ныне Шоссе Энтузиастов) было главной дорогой, по которой в 1812 году эвакуировали раненых и государственные учреждения; по ней уходили от наступающей наполеоновской армии чиновники и полиция, простые москвичи и беженцы из западных областей России — толпы людей стремились тогда к Рогожской заставе. В ночь с 1 (13) на 2 (14) сентября с простыми людьми смешались и наши войска; через Рогожку отступали из Москвы Лейб-казачий и Изюмский гусарские полки. Той же ночью уехал по Владимирке Московский викарий, епископ Дмитровский Августин с церковными святынями: Владимирской, Иверской и Смоленской иконами Божией Матери. А уже 2 (14) сентября для несения караульной службы возле Рогожской заставы разместился артиллерийский парк 3-го корпуса французского маршала Мишеля Нея. После вынужденного оставления Москвы М.И. Кутузов предпринял знаменитый «Тарутинский маневр», который спас русскую армию и позволил впоследствии освободить Россию.
Но за время пребывания французов в древней столице Москва страшно пострадала от пожаров. Если в других районах города многое чудом сохранилось, то Таганская часть выгорела вся целиком. Очевидец описывал увиденное в конце октября 1812 года: «Боже! что я ощущал при каждом шаге вперед! Мы проехали Рогожскую, Таганку, Солянку, Китай-город, и не было ни одного дома, который бы не был сожжен или разрушен. Я почувствовал на сердце холод и не мог говорить». От пожара пострадала и часовня «Проща»; у нее сгорел весь шатровый верх, который пришлось возводить заново. Прошло время, и за несколько десятилетий ее здание сильно обветшало.
В 1890 году на месте старой часовни возвели новое чудесное строение. Средства на строительство здания «с приличным иконостасом и с жилыми помещениями для часовенного старца монастыря» пожертвовал московский купец Василий Александров. Автором проекта стал талантливый зодчий Александр Афанасьевич Латков. С конца 19 века на протяжении более 20 лет он занимал должность архитектора Троице-Сергиевой лавры и создал там множество прекрасных сооружений, в том числе краснокирпичные торговые ряды на площади перед обителью.
В часовне каждый день служили молебны, крестили младенцев и отпевали усопших; к ней регулярно совершались крестные ходы от монастыря под торжественный колокольный звон при большом стечении народа. В результате всеобщей борьбы с религией советская власть закрыла и уничтожила множество монастырей и храмов; некоторые церковные постройки уцелели, но стали служить совсем иным целям. В 1929 году закрыли и часовню «Проща» и передали ее в распоряжение Союза безбожников завода «Серп и молот» (бывший завод Гужона). В результате был полностью уничтожен красивый шатер, и часовня сравнялась с соседними домами. Потом внутри здания торговали вином, минеральными водами и ремонтировали часы. В 1995 году часовню вернули верующим.
Усилиями возрожденной общины Спасо-Андроникова монастыря, к 2000 году часовня была полностью восстановлена и отреставрирована. Внутри был создан новый изящный резной иконостас, а на уличном фасаде появились чудесные керамические рельефы с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи. Работы по воссозданию часовни были признаны правительством Москвы лучшей реставрацией в историческом центре города. Как и прежде сейчас там регулярно совершаются богослужения и работает церковная лавка.
Возвращаясь к песне. Казалось бы, всего несколько песенных строк… «Тишина за Рогожской заставою, спят деревья у сонной реки, лишь составы бегут за составами и кого-то скликают гудки…». Но насколько эти слова пронизаны историей и атмосферой этих мест. О Рогожской заставе довольно подробно я рассказала в предыдущем номере газеты. Но вот где же за ней была тишина и спали деревья у сонной реки? Поэт Александр Фатьянов скорее всего имел ввиду древнюю московскую реку Яузу, протекающую рядом с заставой. Но до 1930-х годов здешние жители имели возле Рогожки еще один довольно крупный водоем — ручей Золотой рожок. Его воды и сейчас впадают в Яузу возле железнодорожного моста через нее под названием Андроньевский виадук. Этот маленький ручей дал название множеству здешних улиц, тупиков и валу.
Золотой рожок. Согласно преданию, такое красивое название дал небольшому ручью митрополит Алексий. Святитель дважды бывал в Константинополе и один раз прожил там целый год. Когда он возвращался из Царьграда во второй раз осенью 1355 года (некоторые исследователи указывают 1356 год), то в Черном море попал в большую бурю, горячо молился и дал обет в случае спасения возвести монастырь. Так был основан в наших местах Спасский (позднее Спасо-Андроников) монастырь. Ручей, который омывал с одной стороны высокую гору близ монастыря, Алексий назвал Золотой рожок по одноименному заливу Золотой Рог. В 7 веке до нашей эры у гавани, расположенной в устье залива, была основана колония Византий, вокруг которой впоследствии и сформировался град Константинополь. Прежние путешественники называли залив самой красивой частью города. Вероятно, рогожские места напоминали своей красотой древний православный город.
Ручей Золотой рожок был полностью заключён в трубу в конце 1930-х годов. Но он до сих пор не только течет под землей, но и пополняется талыми водами одноименного снегосплавного пункта «Золотой Рожок», расположенного на бывшей Золоторожской (ныне Волочаевской) улице. Его название до сих хранят Золоторожский вал, проезд и переулок. А вот где и какие в таганских местах когда-то, как поется в песне, бежали составы за составами я расскажу вам в следующем выпуске нашей газеты. Продолжение следует.
Автор текста – Наталья Леонова
Статья опубликована в № 2 октябрь 2021 года газеты Совета депутатов муниципального округа Таганский в городе Москве
Что вы думаете об этом?