«Особняк добрых традиций». Афиша ближайших экскурсий проекта «Иди и Смотри» Необычную Москву и дайджест памятных дат с 11 по 18 ноября

Радостно, что в Москве сохранилось множество удивительных особняков и роскошных усадеб. Но в них уже давно нет былой кипучей жизни владельцев. Некоторые еще до революции успели изменить свой жилой статус. Как, например, величественная усадьба Баташева, которая стала больницей еще в 1870-е годы. Или владения Усачевых-Хлудовых-Найденовых, где в советские годы обосновался туберкулезный санаторий, а ныне базируется центр восстановительной и спортивной медицины. Во всей Москве вы найдете один единственный по-настоящему жилой дом – не музей, не офис и т.п. – где живут его нынешние владельцы и куда можно прийти с экскурсией. В течение шести лет хозяева осуществляли дорогостоящую научную реставрацию особняка и сохранили множество дореволюционных интерьеров и предметов. Там постоянно живет потомок дореволюционных владельцев усадьбы, искусствовед, историк архитектуры Мария Васильевна Зубова. Радушная хозяйка дома Мария Александровна Соколова два раза в месяц разрешает прийти в гости в рамках нашей экскурсии «Москва ямская и купеческая», которую проводит руководитель проекта Наталья Леонова. Приходите и вы! В Москве много домов в частной собственности, где живут их владельцы, но они нас к себе не приглашают. Этот – единственный!

 

11 ноября в среду в 18:30 приглашаем на нашу эксклюзивную экскурсию «Москва ямская и купеческая» с заходом в гости в частный жилой дом — старинный купеческий особняк на Таганке! Вас ожидает небольшая прогулка по Таганке, на которой коренной таганский житель Наталья Леонова покажет вам уникальные здания и места, имеющие отношение к купеческой семье Зубовых. Далее вам предстоит полная экскурсия по усадьбе и внутри частного жилого дома, принадлежащего до революции семье Зубовых, куда можно попасть только с нашим проектом. Вы совершите путешествие по анфиладе и уютным залам этого дома, увидите исторические интерьеры, личную столовую и кабинет хозяйки, зеркальный и музыкальный залы, «золотую» комнату, раритетную мебель. Находясь под старинными сводами жилых палат 18 века, вы познакомитесь с личной коллекцией хозяйки, в которой собрана скульптура и живопись уникальных мастеров прошлого и настоящего времени: К. Фаберже, В. Поленова, З. Серебряковой, П. Клодта, Е. Лансере, Н. Богданова-Бельского, А. Рукавишникова, Е. Янсон-Манизер, Л. Берлина, Д. Намдакова, Л. Баранова, Д. Тугаринова, М. Дронова, А. Дедушева, Эрте, Lalique и др. Количество участников — 15 человек.

 

14 ноября в субботу в 12:00 приглашаем вас в необыкновенное путешествие «Тайны древней Москвы» (с экскурсией внутри Новоспасского монастыря и Крутицкого подворья). Вместе с автором нашего проекта, журналистом Натальей Леоновой, имеющей официальную аккредитацию на проведение экскурсий внутри монастыря, вы услышите увлекательный подробный рассказ внутри уникальных монастырских соборов (в том числе и закрытых для посетителей), в усыпальнице предков царской семьи Романовых и в «мини-музее» монастыря, где хранятся личные вещи великого князя С.А. Романова, которые были на нем в момент его страшной гибели. Наталья расскажет об уникальных росписях, фресках и иконах, об истории этого самого древнего монастыря Москвы! В финале вы увидите удивительный архитектурный шедевр Крутицкого подворья (15-17-й век). Как это место было связано со столицей Золотой орды и что в нем происходило в разные времена Наталья знает из архивных источников, а также с непосредственного места раскопок столицы Золотой Орды – Сарай-Бату. Экскурсия насыщена событиями древней и новейшей истории нашей страны, а также любопытными малоизвестными фактами. Количество участников — 10 человек. Осталось 5 билетов.

 

15 ноября в воскресенье в 11:00 приглашаем вас на уникальную экскурсию на Московский ипподром с посещением бегов.

Вы узнаете интереснейшую 170-летнюю историю этого необычного московского места. На трибунах ипподрома его старейший работник Елена Евгеньевна Петерсон расскажет вам о бегах, стачках, наездниках и лошадях, а мимо вас будут проноситься резвые скакуны с изящными жокеями в колесницах. Вы зайдете в шикарное здание ипподрома, совершите экскурсию в музее, где хранится мебель из императорской ложи Николая II, познакомитесь с историей орловской породы лошади и узнаете о знаменитых лошадках и наездниках. При желании после экскурсии у вас будет возможность бесплатно посмотреть бега. Количество участников – 15 человек. 

 

10 и 17 ноября во вторник в 19:15 приглашаем на нашу шикарную банную экскурсию «По руслу реки Неглинки в Сандуновские бани» с полным осмотром Высшего мужского разряда.

Вы увидите легендарные, роскошные и самые старинные московские бани, которые парят своих завсегдатаев до сих пор. И только по вторникам, в санитарный день, можно посмотреть убранство самого красивого банного отделения. В остальные дни туда приходят только мужчины (это мужской разряд), оплатив за 2 часа пребывания 3000 рублей. На нашей экскурсии вы своими глазами увидите все это великолепие и услышите увлекательные рассказы о создании, владельцах, посетителях и интерьерных шедеврах этих легендарных бань. Вы посетите все залы Высшего мужского разряда (отделения) – предбанник в стиле рококо, готическую раздевальню, мавританский и античные залы, отдельные кабинки и кабинеты, классическую мыльню со скульптурными львами, латунными кранами, мраморными скамьями, и огромный красивый бассейн! Ведет журналист Владимир Ващенко. Количество участников — 15 человек.

 

Предстоящая неделя ноября насыщена множеством памятных дат и событий.

12 ноября 1954 года родился известный современный прозаик, публицист, драматург и поэт Юрий Поляков. Он появился на свет в Москве, в рабочей семье. Окончил факультет русского языка и литературы МОПИ им. Крупской, где защитил диссертацию по фронтовой поэзии. Поляков дебютировал в литературе сначала как поэт в 1974 году, а вскоре после выхода своей первой книги «Время прибытия» из цикла «Непережитое» стал одним из лидеров поэтического поколения. Наряду со стихами Поляков начал писать прозу. По произведениям Юрия Михайловича были сняты известные фильмы: «Работа над ошибками», «ЧП районного масштаба», «Сто дней до приказа», «Козлёнок в молоке» и другие. Поляков является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок». По его повести «ЧП районного масштаба» спектаклем «Кресло» 1 марта 1987 года состоялось официальное открытие «Табакерки» (ныне Московского театра Олега Табакова).

Юрий Михайлович считается одним из самых читаемых авторов России. Его пьесы с успехом идут в Москве, в театрах России, СНГ и дальнем зарубежье. Произведения Полякова переведены на многие языки, включены в школьные и вузовские курсы современной российской литературы. За 45 лет работы в литературе писатель выпустил около 150 книг (включая переводы и переиздания). 17 лет Юрий Поляков занимал пост главного редактора «Литературной газеты»: под его руководством это издание стало ведущим культурологическим еженедельником страны. Юрий Михайлович давно живет в знаменитом писательском Переделкине, которое подробно показывает на своей экскурсии «Литературно-дачные переделки в Переделкине» наш гид — местная жительница Инна Воронова.

 

сцена из спектакля Чудо святого Антония

13 ноября 1921 года считается датой официального основания Государственного академического театра имени Вахтангова. Тогда он был открыт под названием «3-я студия Московского Художественного театра» показом спектакля «Чудо святого Антония». Истоки этого театра восходят к образованной в 1913 году Студенческой драматической студии, которой руководил Евгений Вахтангов. Вахтангов был режиссёром МХТ, но в свои студийные занятия, помимо системы Станиславского, добавил идею нравственного совершенствования. Изначально у театра не было своего помещения, и труппа репетировала на съёмных квартирах. А через некоторое время дирекция МХТ запретила Евгению Вахтангову работать на стороне. Тогда студия ушла в подполье и всерьёз взялась за обучение актёрскому мастерству, став примером новой театральной школы.

Осенью 1914 года студия сняла большую квартиру в Мансуровском переулке на Остоженке, устроила там общежитие, сцену и зрительный зал на 35 человек. В 1917 году студия заявила о себе публично под названием Московская драматическая студия Вахтангова. При этом сам Вахтангов называл её Мансуровской. Летом 1920 года студия заняла бывший особняк Берга на Арбате, 26. В том же году студию признали и приняли в состав Художественного театра; она стала называться 3-я студия МХАТ. 24 июля 1941 года в здание театра попала фашистская бомба. Новое здание было построено на месте старого в 1946—1947 годах по проекту архитектора П. В. Абросимова.

 

14 ноября 1925 года Есенин закончил работу над стихотворением «Черный человек». Именно эта дата стоит под одним из самых известных произведений поэта. Замысел этой поэмы возник у Есенина еще во время его зарубежной поездки 1922—1923 годов. В ноябре 1925 года редакция журнала «Новый мир» обратилась к Есенину с просьбой дать новую большую вещь. Новых произведений не было, и Есенин решил напечатать «Черного человека». Он перерабатывал уже ранее написанную поэму в течение двух вечеров 12 и 13 ноября. Те, кто слышали её ранее в его чтении, находили, что окончательный текст короче и менее трагичен. Узнать самое необычное из жизни и творчества поэта можно на нашей авторской экскурсии Татьяны Чечеткиной «Путеводная звезда Сергея Есенина» с посещением новой уникальной выставки (ближайшая 24.11 в 11:00).

 

15 ноября 1933 в 11:00 в Москве началось первое в СССР регулярное троллейбусной движение. За тот день пара троллейбусов марки «ЛК» совершила 14 рейсов и перевезла 1209 пассажиров. График работы на первом и пока единственном троллейбусном маршруте был с 7 утра до полуночи. Средняя скорость движения «ЛК» составляла 36 км/ч, а всю линию машина проходила за 30 минут. Таким образом народ пытались пересадить с популярного и привычного трамвая на «рогатый» троллейбус. А что такое марка «ЛК»? Это первые буквы имени и фамилии Лазаря Моисеевича Кагановича, который возглавлял тогда транспортное дело и строительство первого метро в нашей стране. Но Каганович больше любил автобус, а вот первый секретарь МГК ВКП(б) Н.С. Хрущев обожал «безрельсовый трамвай».

Строительство первой однопутной линии московского троллейбуса от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе шло ударными темпами. Открытие было приурочено к знаменательной дате 7-го ноября – годовщине Октябрьской революции. Наверху каждого рогатого «Лазаря» поместили красочные надписи: «Подарок XVI годовщине Октября». Но эти планы натолкнулись на жесткие возражения военных. В Москве готовился традиционный военный парад, и военная техника должна была двигаться в сторону Красной площади именно по Ленинградскому проспекту. Поэтому официальный пуск первого троллейбуса был перенесен на 15 ноября.

Проект первого советского троллейбуса «ЛК» был разработан в автотракторном НИИ под руководством А.А. Липгарта, будущего главного конструктора Горьковского автомобильного завода. Шасси изготовили на Ярославском автозаводе, кузова – на заводе ЗИС, а электрооборудование — на московском заводе «Динамо». Кузов был деревянным: каркас из дубовых брусьев скреплен металлическими угольниками, а снаружи обшит металлическими листами. Внутри салон был обит фанерой и оклеен дерматином темно-зеленого цвета. Снаружи троллейбус был окрашен в два цвета: кремовый верх – синий низ. В салоне было 36 мягких дерматиновых сидений, под каждым из которых находилась электропечка. Плюс одно сидение было закреплено за кондуктором. Только под сиденьем водителя забыли спроектировать печку, поэтому они работали в валенках.

25 августа 2020 года «рогатые» троллейбусы покинули улицы Москвы… Теперь в городе будет лишь один троллейбусный маршрут, да и на нем можно будет увидеть не привычные нам машины, а их ретро-версию. Протяженность единственного маршрута составит всего пару остановок. Маршрут условно назван музейным, так как неподалеку на Новорязанской улице вскоре откроется обновленный Музей Транспорта Москвы.

 

интронизация Патриарха Тихона 1917 год

18 ноября 1917 года Поместный собор Русской православной церкви после более чем двухсотлетнего перерыва принял решение о восстановлении в России патриаршества. Избрание патриарха происходило в храме Христа Спасителя. В специальный небольшой ковчег были опущены записки с именами кандидатов на патриарший престол. Старец-затворник Зосимовой Пустыни Алексий трижды перекрестился и, не глядя, достал оттуда записку с именем избранника. 11-м патриархом Московским и всея Руси стал 52-летний митрополит Тихон (в миру Василий Белавин). Огромная тяжесть ответственности легла на плечи нового патриарха при новой большевистской власти в стране. Народ необыкновенно любил и чтил своего архипастыря. Патриарха часто приглашали служить в разные храмы Москвы и Подмосковья. Когда он приезжал в какой-нибудь город, его встречал весь народ, и работа там обычно прекращалась на все время его пребывания. Почти сразу отношения государственной власти и Патриарха Тихона приобрели характер острого конфликта: многочисленные декреты советской власти коренным образом ломали церковную и народную жизнь.

В 1922 году началась активная борьба с религией и изъятие церковных ценностей. Власти признавали только так называемых «обновленцев» – оппозиционную Патриарху Тихону церковную власть, принявшую полностью новый социалистический строй. В том же году патриарха поместили под стражу в кельи второго этажа башни Донского монастыря. Там в марте 1925 года его не стало. Новый патриарх Сергий был избран только во время Великой Отечественной войны, 8 сентября 1943 года в Москве, в Чистом переулке.

_________________________

Известный писатель Валентин Петрович Катаев написал прекрасную книгу воспоминаний «Алмазный мой венец», где каждому из реальных «персонажей» даны свои имена: Есенин – Королевич, Маяковский – Командор и т.д. Катаев очень подробно описывает премьеру есенинского «Черного человека»: «Таинственно улыбаясь, он сказал мне полушепотом, что меня ждет нечаянная радость. Я спросил какая. Но он сказал еще более таинственно: – Сам увидишь скоро. В веревочной кошелке, которую он держал в руках, я увидел бутылку водки и две копченые рыбины, связанные за жабры бечевочкой. Рыбины были золотистого оттенка и распространяли острый аромат, вызывающий жажду, а чистый блеск водочной бутылки усугублял эту жажду. Но королевич, заметив мой взгляд, погрозил пальцем и, лукаво улыбнувшись, сказал: – Только не сейчас. Потом, потерпи.

… раздался звонок и в дверях появился соратник. Это и был приятный сюрприз, обещанный мне королевичем. Оказывается, королевич уже успел где-то встретиться с соратником, извиниться за скандал, учиненный на седьмом этаже, и назначил ему свидание у меня, с тем чтобы прочитать нам еще никому не читанную новую поэму, только что законченную. … Мы остались втроем – королевич, соратник и я. Королевич подошел ко мне, обнял и со слезами на глазах сказал с непередаваемой болью в голосе, почти шепотом:

– Друг мой, друг мой, я очень и очень болен! Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

Он произносил слово «очень» как-то изломанно, со своим странным акцентом. Выходило «ёчень, оёчень, иочень»… Слова эти были сказаны так естественно, по-домашнему жалобно, что мы сначала не поняли, что это и есть первые строки новой поэмы. Потом он встал, прислонился к притолоке, полузакрыл свои вдруг помутневшие глаза смертельно раненного человека, может быть даже животного – оленя, – и своим особым, надсадным, со странным акцентом голосом произнес:

– То ли ветер свистит над пустым и безлюдным полем, то ль, как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь. Голова моя машет ушами, как крыльями птица. Ей на шее ноги маячить больше невмочь. Черный человек, черный, черный, черный человек на кровать ко мне садится, черный человек спать не дает мне всю ночь.

Только тут мы поняли, что это начало поэмы. «Черный человек» он произносил с особенным нажимом, еще более ломая язык: «Чьорный, чьорный, чьорный, человек, ч’лавик»… Королевич вздрогнул и стал озираться, как бы увидев невдалеке от себя ужасный призрак. Поэма называлась «Черный человек».

– Черный человек водит пальем по мерзкой книге и, гнусавя надо мной, как над усопшим монах, читает мне жизнь какого-то пройдохи и забулдыги, нагоняя на душу тоску и страх. Черный человек, черный, черный…

Слезы текли по щекам королевича, когда он произносил слово «черный» не через «ё», а через «о» – чорный, чорный, чорный, хотя это «о» было как бы разбавлено мучительно тягучим «ё». Чорный, чорный, чорный. Что делало это слово еще более ужасным. Поэма королевича «Черный человек» была полна строк именно не печальных, но постыдных, которых поэт не мог и не хотел смыть, уничтожить.

«…Не знаю, не помню, в одном селе, может в Калуге, а может в Рязани, жил мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… И вот стал он взрослым, к тому ж поэт, хоть и небольшой, но с ухватистой силою, и какую-то женщину сорока с лишним лет называл скверной девочкой и своею милою».

Королевич стоял, прислонясь к притолоке, и как бы исповедовался перед нами, не жалея себя и выворачивая наизнанку свою душу. Мы были потрясены.

Он продолжал: – …Черный человек! Ты прескверный гость. Эта слава давно про тебя разносится. Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу…

Королевич вдруг как-то отпрянул и сделал яростный выпад, как будто бы и впрямь у него в руке была длинная острая трость с золотым набалдашником. Потом он долго молчал, поникнув головой. А затем почти шепотом промолвил:

– …Месяц умер, синеет в окошко рассвет. Ах ты, ночь! Что ты, ночь, на коверкала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало…

Звездообразная трещина разбитого зеркала как бы прошла через наши души. Какой неожиданный конец! … Мы обмыли новую поэму, то есть выпили водки и закусили копченой рыбой. Но расстаться на этом казалось невозможным. Королевич еще раз прочитал «Черного человека», и мы отправились все вместе по знакомым и незнакомым, где поэт снова и снова читал «Черного человека», пил не закусывая, наслаждаясь успехом, который имела его новая поэма. Успех небывалый. Второе рождение поэта». Прочесть полностью книгу В. Катаева «Алмазный мой венец» можно по ССЫЛКЕ.