Дорогие друзья! Приглашаем вас на наши интересные «утепленные» экскурсии, на которых не только интересно, но и комфортно. На них мы не дадим вам замерзнуть в прохладную погоду или промокнуть от дождя. На таких экскурсиях часть программы проходит на улицах, а вторая часть – в теплых помещениях музеев, ресторанов, особняков и в других уникальных местах. На наших экскурсиях мы строго следим за количеством участников, чтобы не ходить толпами. Максимальное количество слушателей в зависимости от принимающей стороны составляет 10, 15 и максимум 20 человек. Мы желаем, чтобы каждому участнику наших экскурсий было не только интересно, но и уютно в небольшой компании единомышленников!
15 октября в четверг в 18:30 приглашаем на УТЕПЛЁННУЮ экскурсию «Горю и не сгораю» в уникальный, единственный в мире Музей страхового дела. Вы увидите раритетные предметы: таблички страховых обществ, квитанции, документы, фотографии. Мультимедийные устройства поведают об истоках страхования в древнем Египте, покажут страшный пожар в Лондоне и его влияние на развитие страхования. Вы увидите, как благодаря страхованию со дна океана подняли затонувшие золотые слитки. Вы возьмете в руки настоящие легендарные Олимпийские факелы 1980 и 2014 годов. Вы узнаете самое интересное о страховании в России, познакомитесь со множеством страховых компаний до революции. Они страховали жизнь, здания, имущество, скот, зеркала и стекла, грузы и порой самые «экзотические» случаи. В советские годы единственной компанией стал Госстрах, а из него «родился» Ингосстрах. В его недрах и родился единственный в мире музей страхового дела. После полноценной экскурсии в музее вы прогуляетесь в течение часа по замоскворецким улицам и прикоснетесь к местам накопления богатства и страхователях своего имущества. Экскурсию проводит историк, продюсер и один из авторов книги «Легенды российского страхования» — Ольга Котельникова. Количество участников — 15 человек. Осталось 5 мест.
16 октября в пятницу в 18:30 приглашаем вас в УТЕПЛЁННОЕ путешествие вокруг Красной площади «То, о чем вы еще не знали!».
Автор проекта, журналист Наталья Леонова расскажет вам о самом необычном и неизвестном в самом центральном месте страны! Мы начнем экскурсию со станции метро «Площадь революции». Там вы узнаете любопытные подробности почти обо всех бронзовых фигурах. Вас ожидают самые неожиданные истории о «Метрополе», фонтане, ЦУМе, Доме Союзов, Охотном ряде, кремлевских стенах и башнях, Александровском саде, памятниках, Лобном месте, казни стрельцов, захоронениях у Кремлевской стены, ГУМе, Покровском соборе и многом другом! Уверяем вас, что знакомое с детства место повернется к вам совершенно неожиданными сторонами! Количество участников — 10 человек.
17 октября в субботу в 10:00 приглашаем на увлекательную экскурсию «Литературный дом на две улицы» в шикарный ресторан ЦДЛ в особняке Святополк-Четвертинского. Автор нашего проекта – выпускница Литературного института им. Горького, Наталья Леонова проведет экскурсию по самым литературным местам по дороге от метро и внутри двух зданий ЦДЛ – на Поварской и Большой Никитской.
Путешествие охватывает целых три дома, в которых давно обосновались литераторы: древнейшая усадьба Боде-Колычева, старинный особняк Святополк-Четвертинских (Олсуфьевых) и советское здание, где снимают популярную телепередачу «Приют комедиантов». Вы совершите подробную экскурсию внутри архитектурного шедевра на Поварской. Дубовый зал с изящной резьбой, уютные гостиные с каминами, сказочные балконы с витой оградой, скрипучая деревянная лестница, загадочная символика, витражи, картины, фарфор, бронза и хрусталь. Вы узнаете о создателе, владельцах дома и его знаменитых посетителях. Мы пройдемся с рассказами по всем старинным залам, кабинетам, гостиным и спальням бывшего особняка, и зайдём в советскую часть ресторана: литературное «Арт-кафе» и Пестрый зал, в котором сохранились рисунки и высказывания знаменитых посетителей. Наших гостей ожидает приятное угощение в подарок от легендарного ресторана Центрального дома литераторов.
17 октября в 15:00 не упустите шанс посетить нашу уникальную экскурсию «Ва-банк миллионера Стахеева» с полной экскурсией по залам его роскошного особняка.
Нашу экскурсию проводит журналист Наталья Леонова, для семьи которой этот особняк родной: ее мама, дедушка, бабушка и дядя жили в его флигеле, а мама посещала в особняке кружок художественного слова вместе с Еленой Соловей и Олегом Далем. Вы увидите роскошные залы, решите вопрос об отношении миллионера Стахеева к истории о 12-ти стульях (вас ожидает увлекательный литературно-исторический «детектив»). Вы увидите великолепно сохранившиеся интерьеры: парадный вестибюль в греческом стиле; Белый зал в стиле классицизм; Готическую столовую; зал Большое Рококо; личный кабинет хозяина; Английскую гостиную; Мавританскую курительную; Зимний сад и Театр. Внимание: в отличие от других проектов, мы не только совершим подробный экскурс по всем залам особняка, но и расскажем о самых необычных достопримечательностях по дороге к нему от метро в течение часа! Количество участников 20 человек. Осталось 10 билетов.
18 октября в воскресенье в 11:00 приглашаем в эксклюзивное «утепленное» путешествие с посещением частной дачи и чаепитием «Литературно-дачные переделки в Переделкине». Нашу экскурсию по знаменитому дачному поселку проводит его постоянная жительница, поэтесса, член Союза писателей России Инна Воронова. Вы узнаете уникальные подробности из первых уст, как и где жили и творили знаменитые литераторы, художники и скульпторы нашей страны. Мы зайдем на территорию частной дачи известного советского прозаика В. Лидина — главы комиссии по перезахоронению Гоголя и совершим экскурсию с чаепитием внутри частной дачи писателя Валерия Ганичева, который долгие годы возглавлял Союз писателей России. Мы зайдем в легендарный Дом творчества писателей!
Вы узнаете масштабную историю этих мест – как подмосковные владения Самариных и барона Боде-Колычева обросли дачами в начале 20 века? Как в советские годы эти места облюбовали писатели и поэты. Вы посетите храмы и территорию Патриаршего подворья, почтите память похороненных здесь знаменитостей, пройдете по улицам и аллеям поселка и увидите множество домов, где когда-то жили или сейчас живут представители интеллектуальной элиты нашей страны. Наше путешествие будут сопровождать голоса легендарных личностей и их незримое присутствие в любимых местах.
18 октября в 14:00 приглашаем вас на необычную «утепленную» экскурсию по старинным слободам Замоскворечья «Диковины Замоскворечья: от Кадашей до Толмачей» с подъемом на высокую колокольню и заходом в родовой храм семьи Третьяковых.
Эту авторскую экскурсию проведет для вас уроженка Замоскворечья, яркий эмоциональный рассказчик Екатерина Барбашина. Вы зайдете в уникальный старинный Храм Воскресения Христова и подниметесь на высокую колокольню, откуда открывается самый красивый вид на Кремль! Вы познакомитесь подробно с уникальным купеческим местом, которое всегда отличалось от остальной Москвы. Удивительные дома, усадьбы, храмы, подворья откроются для вас в самых разных ракурсах в этом путешествии. В завершении экскурсии вы посетите домовый храм Третьяковской галереи (семейный храм Третьяковых), где увидите уникальную святыню – подлинную икону Владимирской Божьей Матери XII века и другие реликвии. Количество участников — 10 человек.
20 октября во вторник в 19:00 приглашаем на нашу шикарную банную экскурсию «По руслу реки Неглинки в Сандуновские бани» с полным осмотром Высшего мужского разряда.
Вы увидите легендарные, роскошные и самые старинные московские бани, которые парят своих завсегдатаев до сих пор. И только по вторникам, в санитарный день, можно посмотреть убранство самого красивого банного отделения. В остальные дни туда приходят только мужчины (это мужской разряд), оплатив за 2 часа пребывания 3000 рублей. На нашей экскурсии вы своими глазами увидите все это великолепие и услышите увлекательные рассказы о создании, владельцах, посетителях и интерьерных шедеврах этих легендарных бань. Вы посетите все залы Высшего мужского разряда (отделения) – предбанник в стиле рококо, готическую раздевальню, мавританский и античные залы, отдельные кабинки и кабинеты, классическую мыльню со скульптурными львами, латунными кранами, мраморными скамьями, и огромный красивый бассейн! Ведет журналист Владимир Ващенко. Количество участников — 15 человек.
Предстоящая неделя октября насыщена множеством памятных дат и событий.
14 октября православная церковь отмечает один из самых почитаемых великих праздников Покров Пресвятой Богородицы. Его история восходит к 910 году. В тот период Византийская империя вела войну с сарацинами. Когда к Константинополю уже подошли враждебные войска, в этот день случилось чудо. Во время богослужения во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу. Она распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом она сняла покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от видимых и невидимых врагов. Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило людей. И они, собрав последние силы, победили врагов.
На Руси этот праздник в честь защиты Богородицы получил широкое почитание. В честь Покрова назывались храмы, монастыри, города. Только в одной Москве их несколько десятков. Покровский монастырь на Таганке, Покровский собор на Красной площади, Покровский храм Новоспасского монастыря, церкви на Новокузнецкой улице, на Люберецких полях, в Медведкове, в Филях, в Ясеневе и т.д.
15 октября 1841 года родился выдающийся русский предприниматель Савва Мамонтов. В конце 1840-х годов его родители переехали в Москву и приобрели просторные апартаменты на Первой Мещанской улице — с большим двором, солидным подъездом, залами, кабинетами и каменной террасой. Отец Мамонтова — Иван Фёдорович — вкладывал деньги в самые разные проекты: основал Закаспийское торговое товарищество, построил в Москве несколько отелей и стал главным вкладчиком акционерного общества, занимавшегося строительством Московско-Ярославской железной дороги. После похорон жены в 1852 году Иван Фёдорович продал прежние апартаменты и перебрался с детьми в дом на Новой Басманной.
После смерти отца Савва унаследовал акции железной дороги и продолжил важное семейное дело. При нем железнодорожные пути в 1870 году были доведены до Ярославля, а еще через два года — до Вологды. В конце века дорога дошла до Архангельска, а компания стала называться «Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги». Бессменным председателем правления общества был Савва Иванович Мамонтов. Потом он получил право на строительство железнодорожной ветки в Донецк, предназначенную преимущественно для транспортировки угля. Но дорога оказалась убыточной.
По совету главы департамента железнодорожных дел Сергея Юльевича Витте Мамонтов приобрел обанкротившийся Невский судостроительный и механический завод. Но денег на вывод завода из банкротства катастрофически не хватало. В результате запрещенных законом мер поддержки завода и банковских требований, Мамонтова арестовали и посадили на несколько месяцев в Таганскую тюрьму. Все подсудимые были оправданы, а Мамонтов был разорен. Все имущество, включая уникальные картины, было продано, в том числе и сам дом.
Этот дом на Садовой-Спасской улице (д. 6, стр. 2) дошел до нашего времени в сильно изменившемся виде. Это был свадебный подарок отца после женитьбы Саввы на Елизавете Сапожниковой. У супругов родилось пятеро детей. Они были названы так, чтобы из первых букв их имен складывалось имя Савва: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. В начале 1890-х годов перестройкой дома занимался Михаил Врубель. Построенный по его проекту флигель в римско-византийском стиле был украшен майоликой. Большую часть первого этажа занимала огромная столовая с выписанным из Италии мозаичным полом, громадным камином, большим окном с цветными стеклами, длинным обеденным столом. У входа висел старинный флорентийский колокол. Дом надстраивался и перестраивался еще несколько раз, многие его украшения исчезли.
В 1896 году Савва Мамонтов приобрел участок земли на Ямском поле. Туда была переведена из Абрамцево гончарная мастерская. Она стала Бутырским гончарным заводом «Абрамцево». Там было создано знаменитое панно Врубеля «Принцесса Греза», украшающее фасад гостиницы «Метрополь» и много керамики для роскошной отделки московских домов.
Предпринимателя Мамонтова сильно увлекало искусство. В доме на Садовой-Спасской и в усадьбе Абрамцево собирался мамонтовский художественный кружок. Будущие знаменитые художники и музыканты гостили там и работали на полном обеспечении Саввы Ивановича. Мамонтов помогал организовывать художественные выставки в Москве, спонсировал художественные издания и журналы по искусству. Он входил в состав учредителей Музея изящных искусств и пожертвовал на музей 10 тыс. рублей.
Еще с юношеских лет Савва увлекался театром. Он не только посещал театры, но и сам хотел выступить на сцене в качестве оперного певца. 9 января 1885 года в помещении бывшего театра Лиознова в Камергерском переулке Мамонтов открыл театр под названием «Московская частная русская опера». Савва Иванович считал, что основу репертуара должна составлять отечественная опера. И впервые поставил на своей сцене оперы Римского-Корсакова, Мусоргского, Глинки, Бородина. Четыре сезона солистом оперы был Федор Шаляпин.
Последние годы жизни Мамонтов провел в домике рядом с гончарной мастерской в Абрамцеве. Там же в 1918 году он был похоронен. Усадьба не была продана с торгов только потому, что была оформлена на жену.
15 октября (по н. ст.) 1814 года в Москве родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. О доме, где это произошло, а также о необычном сквере и памятнике поэту Наталья Леонова подробно и интересно рассказывает на своей авторской экскурсии «Ва-банк миллионера Стахеева» (ближайшая 17.10 в 15:00).
17 октября в 1961 году состоялось открытие Кремлёвского Дворца съездов, который с 1992 года носит название Государственный Кремлёвский дворец. В этот день там начал свою работу 22 съезд партии. Отчетный доклад Хрущева продолжил начатое ранее разоблачение сталинских преступлений. Впервые Генсек назвал полный состав так называемой антипартийной группы и заявил, что эти люди несут «персональную ответственность за многие массовые репрессии». Именно на этом съезде была принята программу построения коммунизма. Съезд одобрил изъятие из Мавзолея тела Сталина. Затем была праздничная программа: был показан фрагмент балета «Лебединое озеро» и выступили известные артисты.
Здание дворца было построено по инициативе Никиты Хрущёва по проекту авторского коллектива под руководством архитектора Михаила Посохина. По первоначальному плану здание было рассчитано на 4000 мест. Но когда Никита Сергеевич поехал в Китай и увидел пекинский Дворец Съездов, то распорядился увеличить московский проект до 6000 мест и добавить над зрительным залом огромный банкетный зал. Говорят, что на банкете по случаю завершения строительства Михаил Посохин назвал Никиту Хрущёва «главным зодчим дворца», а само здание — «детищем оттепели».
Для расчистки площадки под строительство пришлось разобрать здание старой Оружейной палаты и древние фундаменты двора Бориса Годунова, палаты цариц и царевен. Здание строили 16 месяцев. Некоторые источники рассказывают, что новый дворец перед открытием дважды необычно проверяли на прочность. Сначала 15 000 солдат получили приказ маршировать в разных частях здания. Однако пол зашатался и эти результаты не удовлетворили начальство. Потом устроили грандиозный танцевальный вечер при участии труппы Большого театра и 600 пар комсомольцев. На этот раз зал дворца выдержал испытания и был готов к открытию.
Фасады дворца облицованы белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Во внутренней отделке использованы разноцветные сорта мрамора, узорчатый бакинский туф и различные породы дерева. Над главным входом был расположен золочёный герб СССР. Позднее его убрали и заменили на герб Российской Федерации. Внутреннее оформление дворца выполнено по рисункам художника Александра Дейнеки: он сделал мозаичные эмблемы в банкетном зале и фриз в фойе. Профиль Ленина в зале заседаний сделал художник Андрей Мыльников, барельеф на фасаде Дипломатического корпуса — мастера Николай Брацун и Юрий Орехов.
Дворец предназначался для проведения съездов КПСС, также выполнял функции площадки для театральных постановок, концертов и других общественных мероприятий. После распада СССР дворец сохранил статус одной из самых престижных театрально-концертных площадок страны. Подробно о некоторых Кремлевских зданиях рассказывает самые интересные подробности Наталья Леонова на своей авторской экскурсии вокруг Красной площади «То, о чем вы еще не знали!» (ближайшая 16.10 в 18:30).
18 октября 1901 года родился композитор, хоровой дирижёр и музыкальный деятель Владимир Григорьевич Захаров. В детстве он жил в Таганроге и учился в «чеховской» мужской гимназии. В период обучения в гимназии пел в хоре, занимался в музыкальной школе, играл в оркестре народных инструментов.
В 1929 году Захаров переехал в Москву и в начале 1930-х годов работал дирижером и редактором на Московском радио. В 1931 году Владимир Григорьевич связал свою жизнь с Государственным академическим русским народным хором имени М. Е. Пятницкого. Он был бессменным его музыкальным руководителем. Захаров был композитором множества известных песен «Ой туманы мои, растуманы», «Белым снегом», «И кто его знает», «Лучше нету того цвету» и многие другие, которые мы поем до сих пор.
19 октября 1926 года родился выдающийся пианист Эмиль Гилельс. Он появился на свет Одессе в еврейской семье и игрой на фортепиано начал заниматься в 5,5 лет на Одесских музыкальных курсах. В Одессе он окончил музыкально-театральный техникум и Одесскую консерваторию. Юное дарование сразу отметили педагоги и ценители музыки. После его победы в 1933 году на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей к музыканту пришла известность и многочисленные концерты по СССР.
В 1935—1938 годах Гилельс совершенствовал свою игру в Школе высшего мастерства при Московской консерватории у Генриха Нейгауза и стал солистом Московской государственной филармонии. Потом он стал работать ассистентом у своего учителя, а затем до 1974 года преподавал самостоятельно. В годы войны Эмиль Григорьевич дал концерты в блокадном Ленинграде. В 1945 году он выступил в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, и Великобритании.
С 1950 года и до конца своей жизни в 1985 году виртуозный пианист жил в доме № 25/9 на Тверской улице. Многие пианисты мира исполняют сонаты и концерты Моцарта, все концерты Бетховена, Брамса и Чайковского в трактовке Эмиля Гилельса. Они стали классикой мирового исполнительского искусства.
20 октября 1880 года распахнул двери Московский цирк на Цветном бульваре — один из старейших в России. Его называют Старым или Никулинским. То, что мы сейчас видим – это полностью перестроенное здание цирка: от старого осталась только фасадная часть. Старое здание цирка было построено в конце 19 века по заказу Альберта Саламонского. Он был отличным верховым наездником. Например, Саламонский верхом на лошади на высоте 55 метров под куполом проезжал по двум положенным бревнам. Альберт мечтал о цирке и подобно Дурову зарабатывал как артист не очень много. Поэтому деньги на строительство вложил подрядчик, а Саламонский потом возвращал ему «кредит». Когда Саламонский получил первый рубль за билет, то он вставил его в серебряную рамку и до конца своих дней хранил этот амулет как символ его богатства.
Первое представление в московском цирке Саламонского состоялось 12 октября 1880 года. В зрительном зале располагалось только пять рядов кресел, остальные места были стоячими или на деревянных лавках, билеты на которые стоили значительно меньше.
В 1919 году цирк был национализирован и переименован в Первый государственный. Художественным руководителем был назначен Вильямс Труцци из семьи наездников и дрессировщиков, он занимал пост директора до 1924 года. В 1983 году руководителем цирка на Цветном бульваре назначили Юрия Никулина — советского клоуна и киноактера, который к тому времени проработал там 36 лет. Благодаря его усилиям здание наконец перестроили — за целый век оно сильно обветшало и не могло вместить все необходимое для современных представлений.
В 1985 году вековой цирк Саламонского разобрали. Строительство нового здания длилось два года, торжественное открытие и первое выступление состоялись 29 сентября 1989 года. Внешний облик фасада и зрительного зала сохранили практически неизменным. По личной просьбе Никулина архитекторы воспроизвели на прежнем месте клоунскую гримерку. С 1996 года цирк на Цветном бульваре носит имя Юрия Никулина.
20 октября 1983 почти на 20 лет закрылась станция метро «Ленинские горы» (ныне Воробьёвы горы). Подробности об этом вы можете узнать на нашей авторской лекции – первая линия метро Натальи Леоновой
21 октября 1900 года родился российский писатель-сатирик и драматург Виктор Ардов. В 1918 году он окончил Первую мужскую гимназию в Москве. Потом работал актёром и конферансье в кабаре «Нерыдай». В 1925 году окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал свои сатирические сборники сам. Регулярно печатался в сатирических изданиях «Крокодил» и «Красный перец». Ардов написал много комедий для Московского театра сатиры, заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, в звании майора служил в газете «Вперёд к победе!», награждён орденом «Красной Звезды».
Многие великие литераторы подолгу жили в его квартире 13 в доме № 17 на Большой Ордынке. Гостеприимный дом Ардова на Ордынке знала вся эстрадная, литературная и театральная Москва. Здесь в любое время привечали всех, кто нуждался в поддержке и помощи. В этом доме нашла приют Анна Ахматова.
Виктор Ардов — автор более 40 сборников юмористической прозы, киносценариев к фильмам, теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Но раз речь в этой статье идет о цирке, то хочется процитировать его рассказ «Укротитель»:
« — По совести сказать, я действительно не очень храбрый… А я считаю: я не обязан. Я не солдат, не командир, не летчик, не танкист, не этот — как их? — водолаз. Водолаз напялит на голову горшок, потом опустится на кишке в воду и безобразничает там на дне… А я этого ничего не умею. Я человек скромный: плановик-рядовик. Более двадцати лет на плановой работе. Может, слышали, такое было учреждение: «Главпивпаф»? Главное управление пивной и парфюмерной промышленности. Я в этом «Главпивпафе» десять лет работал. Потом еще трест один был: «Хламсырье». И в этом сырье я лет пять ворочался. А теперь я работаю в Управлении цирков — тоже в плановом отделе. Так ведь работа у нас, у плановиков, всюду та же: сиди, считай, пиши цифры, проценты, коэффициенты… Нет, если вы в цирк билет купите, вам, конечно, ведомостей с цифрами показывать не станут. Там это — слоны, собачки, наездницы, жонглер горящую паклю кушает и никак не подавится… Словом, все как у людей… А вы поднимитесь на этаж выше, где помещается наше Управление, — ну, все равно, как будто в бывший «Главпивпаф» пришли: коридор, двери с обеих сторон и на дверях — названия отделов. И еще доска висит с приказами. Как повсюду. На днях я в обеденный перерыв подхожу к доске, вижу, свежий приказ вывесили. Я читаю: 1. Бухгалтера Евсютина премировать месячным окладом». Ну, позавидовал я… » 2. Уборщицу Абрамкину уволить за прогул». Думаю, попалась, дура, так тебе и надо. » 3. Трофимова К. Н. назначить укротителем львов с окладом в сто пятьдесят рублей в месяц». Я, знаете, читаю третий параграф и не верю глазам: Трофимов-то это лично я. И какой же из меня выйдет укроти..? Правда, мне зарплату прибавляют. Только я и за полтораста рублей в клетку-то не полезу! Представьте себе: вы завтра приходите на службу, а вас, оказывается, перекинули на культработу среди диких зверей… Понравится вам или как?.. А меня уже от страха ноги не держат. Знаете, как будто я их отсидел. Поставишь ногу, а в ней будто газированная вода ходит… Я, значит, хватаюсь за стенки, за стулья, за плевательницы… Ползу в управление делами, а сам думаю: о чем же они соображали, когда такой приказ вывесили?! А вышло-то вот что… Это я потом узнал, когда все дело кончилось. У нас в объединении есть машинистка. Ну, знаете, такая блондинка на скорую руку. Ну, да! Утром у нее волосы еще темные или рыжие, потом она их запустит в какую-нибудь кислоту, вытащит, отряхнется, как пудель, и вот она уже блондинка. А прическа у нее устроена так: сзади — хвост, как у наших цирковых лошадей, а спереди — уже булочное производство: волосы завиты, как сушки, баранки, кренделя и еще два калача вот тут, спереди. Но больше всего на свете эта блондинка любит совать свой нос всюду, куда ни попади. Она, если даже печатает, все равно, прислушивается: о чем говорят в этой комнате и еще в двух соседних. Ей все интересно! Да. А в этом приказе — в черновике-то — было правильно сказано: «Артиста Трофеос Альберта Эдмундовича назначить укротителем…» У нас есть такой артист Трофеос: он с детства — со зверями. Сперва работал с моржами, дали ему человек шесть моржей — он их дрессировал. Потом его перекинули на петухов. А теперь в порядке выдвижения ему хотели доверить немного львов. Значит, его фамилия — Трофеос, а моя — Трофимов. И когда машинистка стукала этот приказ, кто-то в комнате сказал: — Что Трофимов, сдал вчерашнюю ведомость? Она возьми и напечатай: «Трофимов». Так это, я говорю, я все потом узнал. А в данный момент я почти на карачках вползаю в управление делами, подползаю к управляющему делами и говорю… То есть, что значит, «говорю»?.. У меня от страха-то икота началась. Честное слово! Я этому управляющему серьезно так сказал: — Ик!.. Я сам — плановик-ик… рядовик-ик… а вы меня делаете ик-ротителем!.. Управляющий делами нагнулся ко мне через стол и спрашивает: — Каким еще «икротителем»? Я говорю: — Ик-ротителем… ик-львов. — Каких таких… ик-львов? — Ну, помните, такие… ик… косматые?.. Как ваша машинистка… Что вы, не знаете? — Машинистку я, безусловно, знаю. А про что вы мне икаете, я не могу понять! Я тогда крикнул: — Вы же сами подписали приказ! Ик!.. Ну, конечно, он понял, что это — его ошибка. Только он не желает отвечать за ошибку. И начинает все дело замазывать. Он говорит: — Ах, это… Да, действительно, назначили немного… (Вы слышите? «Немного»!) Ну, и что ж такого? Так сказать, выдвигаем молодняк… — Какой же я «молодн… ик»… то есть «молодняк»?! Мне уже за сорок лет. И потом: разве молодняк у нас выдвигают, чтобы его сразу растерзали?! — Ну уж и сразу… У нас вообще львы брезгливые: они вас навряд ли станут жрать. Я говорю: — Ну, хорошо, а что мне теперь делать?! — А вы, — говорит, — товарищ Трофимов, пока что, так сказать, принимайте, так сказать, дела. Я говорю: — Если я приму эти, как вы говорите, «дела», то эти… РРРРР- «дела» они меня… ррррр… сожрут! А он говорит: — Если вы настолько недисциплинированны, вам надо бояться не львов, а вышестоящих инстанций! Ну, я вас спрашиваю: можно разговаривать с таким бюрократом? Я махнул рукой и пошел… пошел… Куда пошел? В местком пошел. А куда же? Я думал так: профсоюзная организация должна заступиться за трудящегося — членские взносы у меня заплачены, марки наклеены вдоль и поперек. Куда же еще идти? А у нас такой председатель месткома: он терпеть не может ссориться с начальством. Он меня выслушал и говорит : — Понимаешь ли, формально они правы. Тебя перебрасывают из одного отдела в другой. Только и всего. Ничего страшного. Я говорю: — Какой же это отдел? Это — клетка! — А ты, — говорит, — не сразу их принимай, а по одному льву, по два в день. Я говорю: — Да мне пол-льва в день — во… за глаза хватит!.. Да у нас охрана труда есть или нету?! Вы хоть от диких зверей меня можете охранить?! — А мы тебя в клетку не пустим без пистолета или железного лома. Я говорю: — Значит, мне надо взять этот лом и застрелиться около клетки — да? — А ты пойди, присмотрись. — К кому это «присмотрись»?! — Ко львам. А я вообще такой человек: если увижу надпись «Здесь злая собака», я уже по этой улице не пойду. А тут — львы. И я к ним должен «присматриваться»… Ну, доплелся я до конюшни, посмотрел на них… Правда, они все в клетках. И спят. Один только лев не спал. Он это… мяукал… Мне от одного мяуканья плохо стало. А тут, знаете, старик сторож прибирает, подметает клетку, будто там не львы спят, а белые мыши. Я ему говорю: — Папаша, вы давно за ними ходите? — Да, почитай, годов тридцать… — Правду это толкуют, что лев — благородное животное? Он говорит: — Какое там благородное! Только и знаешь, что клетку убирать за ними! Я говорю: — Нет, я не о том. Меня интересует: они при вас кого-нибудь… ну, как это выразиться помягче?.. Ну, поцарапали, что ли? Старик ехидно так переспрашивает: — «Поцарапали»?.. Что же это-кошка или крыса? Эта тварь, она не царапает: она терзает! — Отец, ты хоть меня не терзай! А старик: — Я, — говорит, — тебя пальцем не трону, а вон этот вон, видишь в той клетке, глаза сейчас открыл, гривастый черт, — он на своем веку съел пять лошадей, семь человек, обезьяну и пол-осла… Ну, я сразу понял: если к нему в клетку попаду, он тогда полтора осла съест… И я поскорее — домой! Прихожу, жена мне говорит: — Что с тобой? На тебе ни лица нет, ничего нет! Я ей отвечаю: — Я скоро умру. Жена говорит: — Это интересно! Сколько раз я тебя просила застраховать твою жизнь. Ты этого не делаешь! Я ей рассказываю все, а она начинает прыгать, хлопать в ладоши, кричит: — Ах, как я рада, как я рада! Наконец-то у меня будет муж артист. Я давно этого хотела! Я говорю: — Ты вдовой остаться хотела, да? Она в ответ: — Я вдовой не останусь: у тебя такой характер, такое ехидство, такое упрямство — тебя ни один лев не выдержит: все подохнут, я по себе знаю. Ну, я вас спрашиваю: можно разговаривать с такой женщиной? Я сразу лег спать, и всю ночь мне снилось, будто я львов принимаю поштучно. В общем, за ночь я принял двести сорок два льва. А утром проснулся, будильник звонит. Надо на работу идти, в клетку. И плюс дома еще сюрприз. Жена раззвонила, что у нее муж — укротитель. Соседи поздравляют, просят билетов. Управдом предупреждает: — Не вздумайте этих львов приводить на квартиру. Я у нас в доме никакого мусора не потерплю! А один дурак меня спрашивает: — Нет ли у вас фотографии, где вы сняты с какой-нибудь львицей в обнимку? Ну, я всем сказал, что львы у меня закрыты на переучет. Жене наскоро объяснил, кто она есть, и пошел на работу. Думаю, потом я с ней дома доругаюсь. А по дороге соображаю: неужели же я должен погибать в клетке? Ну за что??!! И вот правду говорят: утро вечера мудренее. Придумал я выход! Нашел! Иду прямо к управляющему делами. Он меня увидел, говорит! — Ну как, товарищ Трофимов, львов принимаете? — Как же, говорю, принял, подружился: вчера с одним львом вместе в баню ходили. Он тогда нахмурился: — Я серьезно спрашиваю! — А серьезно я их не принимал и не стану принимать. Я требую, чтобы была создана авторитетная комиссия по приемке этих львов. Вот вы, товарищ управляющий делами, вы будете председателем этой комиссии. Вы своими ручками каждого льва примете, а потом сдадите мне. Ну, тут я сразу за все отыгрался: этот управляющий делами рот разинул, а обратно сзинуть никак не может. Потом у него тоже икота началась. Он мне говорит: — Какой вы шутник-ик.. Риск уж очень велик-ик… Я говорю: — А как же? Их еще инвентаризировать надо, ваших львов. Я попрошу каждому льву на хвост бирочку с номером повесить. А так это бесхозяйственное имущество. А если их украдут, кто будет отвечать?! …Можете себе представить: приказ тут же отменили, как миленькие. И в клетку я не лазил, даже близко к ней не подходил! И еще за три дня мне зарплату выплатили из расчета ста пятидесяти рублей в месяц: как полагается укротителю! По приказу».
Что вы думаете об этом?