Много в Москве театров – Больших и Малых, Академических и «не очень». Имеются не совсем классические нестандартные театры, популярные у широкой молодёжной публики. К примеру, театр «DOC» или «Практика». Но оказывается, самые интересные культурные вещи происходят в подвалах московских домов, в таком, например, как этот. Когда увлечение театром повально охватило всю Москву лет 100 назад, то очевидцы говорили так: «У нас нет зрителей, у нас почти все – актеры». Так вот тогда, при нехватке театральных помещений, вновь создаваемые театры и кружки вынуждены были занять обширные московские подвалы. И помещение зря не пропадает, и любителям искусства есть пристанище. По такому принципу открылось кабаре «Летучая мышь», кочевавшее по подвалам Дома Перцовой на Соймоновском проезде и Дома Нирензее в Большом Гнездниковском. В подобном подвале в 1927 году разместился богемный актерский московский кружок, где Маяковский с Булгаковым играли в бильярд, где бывали Раневская, Гельтцер, Чкалов, Папанин и все прежние знаменитости.
Старый московский жилой дом в районе Таганки на Библиотечной улице, получившей своё название по библиотеке имени Ключевского, которая была открыта в начале 20 века благодаря стараниям неравнодушного к Москве человека Николая Андреевича Шамина, гласного Московской городской думы. Посетить эти места и услышать об этом удивительном человеке Вы можете на нашей необычной экскурсии «В купеческий особняк, что в Таганке». Можно с уверенностью назвать эти места чуть ли не самыми первыми театральными оазисами Москвы. В начале 19 века рядом с этим местом приехавший в Москву англичанин Майкл Меддокс создал увеселительный сад с театральным зданием, куда в теплое время года съезжалась вся богемная Москва, слушала современных исполнителей и смотрела пьесы «на злобу дня». После этого первого театрального опыта Меддокс создает Петровский театр, который станет предком нынешнего Большого театра. А еще неподалёку от этой улицы до сих пор сохранился особняк, в котором родился мэтр российской театральной школы Константин Сергеевич Станиславский. На территории Андроньевского монастыря, по соседству с этими местами, находится могила основателя русского театра Фёдора Волкова. Получается, что это место глубоко пропитано корнями театральных мыслей и дум.
А наш «Театральный особняк» разместился в подвале жилого дома, построенного для рабочих и служащих завода «Серп и Молот» в 1928 году. Дом добротный, кирпичный, с толстыми стенами, 5-ти этажный и насчитывает всего 50 квартир. И вот в 2000 году жильцов дома потрясает весть, что к ним едет…ТЕАТР. Одни обрадовались такому событию, другие затаили злобу и обиду, и хотя бы раз в год, но направляют свои гневные письма районному начальству. И это всё несмотря на то, что театр полностью отремонтировал гнилые подвалы и заменил все трубы, и никаких неудобств для жителей дома нет. Зрительный зал очень камерный – рассчитан всего на 50 человек, звукоизоляция шикарная, машины зрителей во дворы не заезжают. И название какое – Театральный особнякЪ. Есть что друзьям рассказать – мол, представляешь, у меня в доме есть целый Театральный особняк!
Этот небольшой уютный театр создал потрясающе талантливый человек, энтузиаст своего дела Леонид Краснов, профессиональный актер и режиссер, заслуженный работник культуры РФ. Он не любит говорить о себе, как многие талантливые и мудрыее люди, хотя именно он сделал этот театр «от и до». Являясь художественным руководителем, он буквально ночевал в подвале, потому что нужно было одновременно репетировать, ремонтировать, учить студентов и принимать группы детей и ветеранов на бесплатные представления. Несмотря на все трудности, этот человек с неиссякаемой энергией и верой в своё дело создавал спектакль за спектаклем. «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» – подумал Краснов и поставил «Бедного Гамлета». Сложная вещь сама по себе, а тем более для камерного пространства и в оригинальной постановке, где на сцене творит всего один человек на протяжении почти целого часа, и все это время держит зал в напряжении и неубывающем интересе. Именно эта постановка дала название режиссерской форме Краснова – «Театр Эмоциональной драмы», в котором эмоции поставлены на первый план, где они задевают за живое, волнуют и заставляют задуматься. Потом уже были «Женщина и император» (Т. Дорст), «Каин» (Д. Байрон) и многие другие.
Это очень уютный особнячок, какой-то домашний, междусобойный, особенный. Так его и назвали, «Театральный особнякЪ». Театр организовывает интересные фестивали для подобных камерных театров России, дает бесплатные концерты и спектакли для малоимущих жителей района и ветеранов и приглашает на свои детские и взрослые необычные спектакли. Такие например как «БАБЫ». На «баб» пойдете? А ведь это Чехов! Или спектакль «Полицейские» и «Последние свидетели». После первого же посещения, сюда действительно хочется вернуться. Так затягивает эта атмосфера – добрая, волшебная и видимая. Когда все пространство театра как на ладони. У подъезда вывеска в старом стиле с твердым знаком, слева от двери стилизованные под старину уличные часы. Открывается дверь, и ты спускаешься в подвал с таким ощущением, что тебе повезло попасть на приватную закрытую вечеринку, где ждут тебя по фамильным спискам и рады как самому желанному гостю. Слева окошечко кассы, поворачиваешь за угол и это уже окошко буфета. Наверное, кассиром-буфетчиком там работает Гела из булгаковского «Мастера и Маргариты» — одной своей стороной она продает билеты, другой – наливает бокалы. Почти напротив кабинет, где на белой двери висит табличка с крупными буквами «РЕЖИССЕР». В пространстве коридоров потёртые столы, швейные машинки, бабушкины шифоньеры, старые зеркала, пианино с канделябрами для свечей, которые создают попадание в мир зазеркалья. У меня создалось ощущение, что я как Алиса у Кэрролла провалилась сквозь землю и очутилась совсем в другом мире. Немного вперед – и вот взору открывается гримёрка, где в лирическом творческом беспорядке лежат костюмы, помады, шляпки и пудры. И зал – чёрный-чёрный, почти квадратный, небольшой, с длинными скамейками. В таком зале актерам играть, наверное, трудно – любая фальшь видна сразу. Тут всё как на ладони прямо перед лицом зрителя и поэтому по правде. Зрители как будто гости в чеховском саду или во дворе у главных героев, а персонажи, словно соседи по месту встречи.
В театре можно экспериментировать, и даже договориться об использовании этой площадки в своих просветительских целях – всё для этого имеется. Это можно сказать театр-трансформер – он всегда как по мановению волшебной палочки принимает желаемую форму.
Так что, Идите и Смотрите!!! Во все глаза, как дома или на приятной вечеринке! Здесь, в центре Москвы, в театральной Таганке!!!
Посмотреть подробно о театре можно на официальном сайте «Театрального особняка» по ссылке
Автор статьи — Наталья Леонова
Что вы думаете об этом?