
Здравствуйте, дорогие друзья! Спешу поделиться с вами рассказами об удивительных событиях из жизни Москвы и москвичей. Эти даты насыщены множеством интересных памятных дат и событий, касающихся Москвы.
16 апреля (5 апреля по ст.ст.) 1797 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась коронация императора Павла I. Это произошло в день Пасхи; церемония всячески подчеркивала божественный статус происходящего. Торжественный въезд императора в Москву состоялся за неделю до события, в канун Вербного Воскресенья не случайно. Павел уподобил это Входу Господню в Иерусалим. Он ехал верхом на лошади, в военном мундире, со шляпой в руке, кивая по дороге народу. Возле Воскресенских (Иверских) ворот монарха встретило с речами духовенство. Павел сошел с коня, вошел в Иверскую часовню и помолился перед иконой. Эту традицию затем соблюдали все российские императоры при въезде в Москву.
Во время коронации, поверх военной формы, митрополит Новгородский Гавриил возложил на Павла «императорский далматик» — шелковую тунику, напоминавшую одежду византийских императоров. Также на Павла была возложена императорская мантия, а затем водружена большая императорская корона Екатерины II, слегка изменённая и дополненная сапфиром и алмазом. Павел принял скипетр, украшенный алмазом «Орлов» и созданный для Екатерины II в начале 1770 года. Впервые в истории России одновременно с императором короновалась и его супруга Мария Федоровна. Она встала перед Павлом на колени, он несколько минут подержал над ее головой свою корону и возложил на неё Малую императорскую корону. Затем на императрицу возложили мантию и малую бриллиантовую цепь ордена Святого Андрея Первозванного. Многое в этой коронации было впервые, но впоследствии стало традиционным. Во время торжества в храме Павел огласил «Акт о престолонаследии», по которому царская власть передавалась только по мужской линии. Документ был положен в ковчег и помещен в алтарь Успенского собора на вечное хранение.
Коронация сопровождалась стрельбой из пушек на Ивановской площади. Причем один из выстрелов был сделан из самой Царь-пушки. Очевидцы вспоминали, что звук этого выстрела «был так силен, что в городе разбилось много окон». После церемонии народу было дано угощение: столы были расставлены от Никольской башни Кремля до Красных ворот. Торжества коронации сопровождались праздниками и балами для знати. В Москве и окрестностях провели многочисленные парады и смотры войск на новый манер. Павел пробыл в Москве чуть больше месяца и 3 мая вместе с императрицей и сыновьями, Александром и Константином, отправился в путешествие по России.

16 апреля 1941 года родился актер и режиссер Сергей Никоненко. Семья жила в комнате огромной коммунальной квартиры на 28 человек в старинном доходном доме на Сивцевом вражке (дом № 44). Он был построен в 1911-1913 годах, а затем надстроен в 1940-е годы по проекту архитектора Д.М. Челищева, который проживал со своей семьей в коммунальной квартире № 5. Свое имя актер получил в честь Есенина – его мама очень любила поэта.
С юности Сергей прекрасно изучил Москву, работая кондуктором автобуса и почтальоном. Когда Никоненко стал студентом ВГИКа, в его квартире на раскладушке часто ночевал Василий Шукшин и полгода спал Никита Михалков. Судьбоносной для актера стала роль Есенина в фильме «Пой песню, поэт». Никоненко готовился к ней как настоящий литературовед. Всю жизнь актер живет в своей родной квартире с супругой-актрисой Екатериной Ворониной: в 1990-е он расселил всех соседей. Кстати, Екатерина занималась в детстве вместе с моей мамой в кружке художественного слова в Центральном доме детей железнодорожников, расположенном в бывшем особняке Стахеева. Когда была жива руководитель кружка Маргарита Рудольфовна Перлова, выпускники ежегодно собирались в ЦДДЖ и вместе с женой приходил Никоненко. Этот шикарный дом мы посещаем на экскурсии «Ва-банк миллионера Стахеева».
В 1994 году Никоненко создал Есенинский культурный центр. Из воспоминаний первой гражданской жены поэта Анны Изрядновой он узнал, что она жила в его родном месте. Никоненко разыскал точный адрес, и оказалось, что квартира Изрядновой была в его доме, на первом этаже. Когда он туда вошел, то увидел ужасающее зрелище: крысы и бомжи, которые жгли там костры. Никоненко восстановил квартиру на свои средства, при помощи правительства Москвы и лично Ю. М. Лужкова. Здесь воссоздана атмосфера и быт 1920-х годов с личными вещами Анны и Сергея, который часто посещал эту квартиру. Здесь рос его сын и нашли приют его дети после смерти второй жены Зинаиды Райх. Эту квартиру мы эксклюзивно посещаем на нашей экскурсии «Московская исповедь Сергея Есенина».

18 апреля (5 апреля по ст.ст.) 1242 года произошло знаменитое Ледовое побоище. Это битва, в которой князь Александр Невский разгромил рыцарей Ливонского ордена у Чудского озера. Историки утверждают, что главным фактором победы было военное искусство 22-летнего князя. В 1938 году Сергей Эйзенштейн снял потрясающий по силе своего воздействия художественный фильм «Александр Невский». По этому фильму и стали воспринимать битву, несмотря на крупные исторические неточности в костюмах, атрибутике и деталях происходившего. Взять к примеру сцену боя непосредственно на льду и кадры, где воины проваливаются под лед в холодную воду.
Наш летописец сообщает: «…И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук ударов от мечей, так что лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью…». В Ливонской хронике написано, что «… с обеих сторон убитые падали на траву». Поэтому провал под толстый слой льда ставится историками под сомнение. Во-вторых, не будешь же ради съемок морозить актеров? Поэтому сцены попадания воинов в растрескавшийся лед снимали в бассейне Сандуновских бань: положили куски картона и массовка ненадолго погружалась во всей амуниции в теплые 20-ти градусные воды. Этот бассейн и бани любили использовать в своих съемках (и до сих пор используют) многие кинематографисты. Об этом и не только мы рассказываем на нашей авторской «По руслу реки Неглинки в Сандуновские бани».
18 апреля 1922 года по Москве начал курсировать первый автобус. До этого автобусы ходили лишь на окраинах, так как власти не хотели создавать конкуренцию трамваю, а он приносил доход московской казне. В пригороде все же разрешили пустить частные автобусы. 17 (30) июля 1907 года была открыта первая линия от Марьиной Рощи до Останкино (тогда Подмосковье). В летний сезон по этому маршруту курсировали два открытых автобуса графа А. Д. Шереметева: 8-местная линейка «Даймлер» и 12-местный шарабан NAG. Через год предприниматель А.И. Бузинков пустил два 10-местных автобуса богемской фирмы «Лаурин и Клемент» по маршруту Петровский парк—Покровское-Глебово, а затем и от Семеновской заставы к Измайловскому зверинцу. Пассажиры платили за проезд 15 копеек.
В 1922 году на московском автозаводе АМО (ЗИЛ) организовали цех по производству автобусов. Было выпущено порядка 40 машин: кузов и салон делали на заводе и устанавливали на отремонтированные шасси грузовиков иностранной марки «Уайт». Первый такой автобус начал курсировать по Москве 18 апреля 1922 года. Он связал Каланчевскую (ныне Комсомольскую) площадь с Белорусским вокзалом. Определенного расписания движения не было, автобус просто ходил время от времени. Попасть внутрь можно было по лесенке за задними колесами; кабина водителя была отделена от салона. Стоимость билета «на одну станцию» составляла 25 000 рублей (тогда была жуткая инфляция). В том же году открылось еще несколько автобусных маршрутов, их общая протяженность составила 82 км. Но проезд на автобусе был дороже трамвая, поэтому москвичи предпочитали последний. А регулярное автобусное движение в городе открылось через два года, в августе 1924 года от Тверской заставы до Каланчёвки. На линии первоначально работали в основном английские машины «Лейланд», рассчитанные на перевозку 28 пассажиров.

18 апреля 1930 года Михаилу Булгакову позвонил Сталин. Писатель был в то время в очень подавленном состоянии. Он жил тогда, как он говорил, в «пироговской дыре» вместе со второй женой Любовью Белозерской. В 1927 году, после московских коммуналок, он наконец смог снять отдельную квартиру почти в самом конце Пироговской улицы. Тогда это была окраина Москвы; выехать отсюда по делам или в гости можно было только на перегруженном московском трамвае, вызывавшем массу отрицательных эмоций. Плюс к этому отношения с женой разладились, постановка его пьес запрещена, работы и денег нет.
28 марта Булгаков пишет письмо правительству СССР. Это был настоящий «крик души». Он пишет, что уничтожен, что «вещи мои безнадежны» и «невозможность писать равносильна для меня погребению заживо». Он пытается защититься от критических разгромов его произведений и пишет, что положительное изображение русской интеллигенции в его пьесах, «вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией», но при этом он бесстрастно показывает красных и белых. В заключении, Михаил Афанасьевич просит покинуть пределы СССР как «писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве» и «великодушно отпустить на свободу…».
14 апреля 1930 года застрелился Маяковский. 17 апреля состоялась прощальная панихида с поэтом на Поварской и кремация тела в Донском крематории. Булгаков присутствовал при этом; он дружил с Маяковским и очень переживал такой исход, догадываясь, что за этим скрывается отношение к происходящему в стране. 18 апреля около 19:00 в квартире Булгакова раздался телефонный звонок. Трубку сняла его супруга и, передавая ее сказала, что это из Центрального комитета партии. Булгаков решил, что розыгрыш, и был раздражен. Однако секретарь сказал, что сейчас с ним будет говорить товарищ Сталин. На следующий день Булгаков был зачислен ассистентом-режиссером во МХАТ. И еще устроился в ТРАМ (Театр рабочей молодежи). Впрочем, его пьесы так и не ставили.
В ноябре 2018 года в Москве, между домами 35 и 37 по Пироговской улице, появился памятник М.А. Булгакову работы скульптора Георгия Франгуляна. Его установили в начале ноября и запланировали торжественно открыть 21 ноября, но накануне открытие перенесли на неопределенный срок. И силуэт писателя был упакован в огромный полиэтиленовый пакет. На шею был накинут трос, ноги и плечи были обмотаны скотчем. Я лично в это время проезжала на автобусе мимо и очень удивилась жуткому зрелищу. Недоумевали и местные жители. В итоге утром 27 ноября с памятника сняли все это «облачение», и он открылся как бы сам собой. По замыслу скульптора Булгаков как бы летит и даже падает. Внизу под ним пламенеющие рукописи и на них он взлетает.

18 апреля 1937 года в семье кинорежиссера и звукооператора появилась на свет народная артистка России Светлана Немоляева. Детство Светланы прошло на Плющихе. Потом вместе с мужем, известным актером Александром Лазаревым они получили ордер на квартиру по Тверской (дом 17/28, «дом под юбкой»), где актриса живет до сих пор.
Раньше в этой квартире жил знаменитый актер Максим Штраух, с которым актриса была знакома с детства и не раз бывала у него в гостях. От Штрауха в квартире осталось два старинных кресла. Часто актрису можно видеть в окрестных переулках. Однажды, она поприветствовала нашу группу на нашей авторской экскурсии «Антифасадная Тверская» и сказала: «Вы молодцы, что хотите узнать Москву по-настоящему глубоко»!
19 апреля все православные христиане нашей страны отмечают главный христианский праздник Пасхи или Воскресения Христова. В сложившейся обстановке большинство людей будут отмечать этот праздник не в храме, а дома. Можно зажечь свечи, накрыть стол и включить прямую трансляцию пасхальной службы из Храма Христа Спасителя. По давней традиции люди на текущей Страстной неделе с понедельника по среду, проводят основательную генеральную уборку.
Кстати, если вы уже сделали уборку и обнаружили какую-то вещь, которая вам уже не нужна, а выбросить жалко, то сохраните ее до окончания самоизоляции, а потом передайте нашему дружескому проекту — продюсерскому центру «Жар-птица». Это гигантский киносклад, который хранит и принимает самый разный реквизит: одежда, обувь, посуда и другие самые простые и невероятные предметы. Все это пригодится российскому кино, причем в любом состоянии. Грузчики сами все заберут и увезут на машине! А потом вам сообщает в каком кино «снялись» ваши вещи. Интересуют вещи от 1900 до 2000 года, причем за раритетные вещи в хорошем состоянии «Жар-птица» может заплатить деньги. Каталог кинореквизита можно посмотреть на сайте www.trubnikova.com. По всем вопросам можно позвонить руководителю и главной «собирательнице» Татьяне Трубниковой по телефону +7 916-691-24-26 +7 903-135-43-85.

До революции в лавках Охотного ряда продавались куличи, пасхи, крашеные яйца; туда стекались хозяйки, повара, дворецкие и кухарки. Москвичи особо встречали Пасху: «Нигде этот праздник праздников столь не заметен, как в благочестивой Москве. Недаром же не только мы, русские, но и некоторые иностранцы издалека стекаются сюда к этому дню, чтобы только встретить его и насладиться духовно… По мере приближения к празднику уличная жизнь становится шумливее и разнообразнее, усваивая какой-то особый, приличествующий этому дню характер: магазины широко распахивают свои двери, не успевая принимать и выпускать посетителей; в окнах булочных и кондитерских появляются пасхальные атрибуты; Охотный ряд кишит разною живностью, предназначенною для объемистых утроб изнуривших свою плоть москвичей… Все это движется, волнуется, шумит…».
В четверг красили пасхальные яйца. Покупали сразу несколько сотен штук – семьи были большие, да и похристосоваться нужно было потом с многочисленной родней и друзьями. Яйца окрашивали сандалом, луковой шелухой или разноцветными линючими лоскутками в красный или мраморный цвет. К яйцам подавалась особая, так называемая четверговая соль. Обычную белую соль заворачивали в тряпочку и бросали в печку, в самый жар. Через некоторое время вынимали черный спекшийся сгусток, толкли в ступке и просеивали. Остатки этой соли хранили весь год: она считалась важным оберегом и лечебным средством.
В пятницу готовили пасхи: протирали через решето творог, мешали его с сахаром, яйцами, сметаной или сливками, толченым миндалем, коринкой (мелким изюмом без косточек), ванилью, сиропом и т. п., помещали в четырехгранную разъемную форму с вырезанными углубленными буквами «ХВ» и разными растительными узорами. Надо было успеть все это сделать до полудня. В два часа дня шли в церковь на вынос плащаницы. После службы ставили куличи из лучшей муки, с большим количеством яиц и сахара. Тесто получалось плотное, тяжелое, ярко-желтое от обилия шафрана, подходило долго, и все это время в доме должны были ходить на цыпочках: от малейшего шума или тряски тесто могло опасть. Готовые куличи осторожно раскладывали на пуховые перинки: до полного их остывания оставался риск, что они тоже опадут, и снова все осторожно ходили по дому и говорили вполголоса. Освящали куличи, пасху и яйца в субботу. К вечеру накрывали стол: закуски, запеченный окорок, украшенный зеленью и завернутый в белую бумагу, масляный барашек с рогами из разрезанной пополам и загнутой восковой свечки, с глазами из корицы, а во «рту» немного зелени, которая свисала вниз, изображая траву. Детей перед заутреней укладывали спать и будили часов в одиннадцать вечера, чтобы с ними пойти на службу.
На пасхальной заутрене в самом Кремле хотя бы раз в жизни старался побывать всякий москвич. К 23:00 Кремль заполняли толпы народа. Много было иностранцев, специально приезжавших взглянуть на русскую Пасху. Ровно в 12 часов ночи в полнейшей тишине раздавался цокот копыт и к собору подъезжала карета московского митрополита. Одновременно раздавался бархатный голос Успенского колокола с Ивана Великого в Кремле, вслед за которым звонили колокола всех храмов. Вспыхивала уличная иллюминация и палили из пушек с Тайницкой башни. Из Успенского собора выходил крестный ход во главе с митрополитом. Большинство людей традиционно оставались до конца обедни, и уже на раннем весеннем рассвете расходились по домам.

19 апреля 1935 года Всесоюзный совет физической культуры утвердил Устав нового общества «Спартак». У него была длинная предыстория еще с 1883 года от Русского гимнастического общества «Сокол», которое снимало в Петровском парке дачу Истомина и устраивало «английскую игру в ножной мяч», то есть футбол. После революции, футбольная команда «Сокол» получила собственный футбольный стадион в Большом Тишинском переулке. Это место посоветовал легендарный футболист и хоккеист Николай Петрович Старостин еще осенью 1916 года, так как его семья жила в собственном доме возле этого пустыря под названием «Горючка». Это слово надолго стало неофициальным названием футбольного стадиона. А дальше пошли перипетии с названием клуба. В апреле 1922 года футбольная команда «Сокол» была переименована в «Московский клуб спорта» (МКС). Часть футболистов команды, в том числе четверо братьев Старостиных, настаивали на том, чтобы сохранить название «Сокол», а другая группа хотела именоваться «Красной Пресней». В итоге был выбран компромисс — «Московский кружок спорта Краснопресненского района». Конечно народ стал называть команду сокращенно «Красная Пресня» и в 1923 году это название закрепилось официально.
В 1926 году в СССР началась реорганизация футбола. Николаю Старостину пришлось привлечь к спонсорству союз пищевых производителей, и клуб переехал на стадион имени Томского союза пищевиков (ныне стадион «Юных пионеров»). Потом спонсоры сменяли друг друга, пока Старостин не подружился с первым секретарём ЦК ВЛКСМ Александром Косаревым, который имел достаточное влияние на спортивную отрасль и желал ее активного развития. Чтобы усилить свою футбольную команду «Промкооперация», Косарев взял на работу братьев Старостиных, а в 1935 году решил создать крупное физкультурно-спортивное общество. Но требовалось новое и звучное название! Тогда несколько друзей собрались на квартире Старостиных и стали обсуждать различные варианты: «Атака», «Вымпел», «Звезда», «Промкооп», «Сокол», «Стрела», «Феникс», «Штурм». И тут Николай Старостин посмотрел на стол, на котором лежал роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак». Предложение назвать клуб в честь предводителя восстания устроило всех. Вскоре Старостин сам набросал и логотип — красно-белый ромбик с перечеркнутой буквой «С». А в 2014 году в московском метро открылась станция «Спартак» в красно-бело-серых тонах.

20 апреля 1933 года в Москве издательство «Журнально-газетное объединение» приступило к выпуску книжной серии «Жизнь замечательных людей». Первой в этой серии была напечатана книга Александра Дейча «Генрих Гейне». Надо сказать, что идея такой серии не была советской придумкой. С 1890 года и до революции издательство Ф. Ф. Павленкова в Санкт-Петербурге выпускало серию Жизнь замечательных людей. А когда оно было национализировано, то продолжало до 1924 года переиздавать книги из этой серии. Книги были небольшими по объёму и стоили дёшево — 25 копеек.
В 1928 году серию «Жизнь замечательных людей» издавало издательство «Московский рабочий». И только в 1933 году первые книги серии были выпущены «Журнально-газетным объединением» под редакцией М. Горького, М. Кольцова и А. Н. Тихонова. Горький был не очень доволен качеством книг и предложил тогдашнему генеральному секретарю ЦК комсомола А. В. Косареву (вспомните команду «Спартак»!) взять шефство над серией «ЖЗЛ». В 1938 году «Журнально-газетное объединение» расформировали, и серия была передана издательству ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», которое продолжает ее выпуск до сих пор. В прошлом году в серии ЖЗЛ вышла уникальная объемная книга «Иисус Христос» митрополита Илариона (Алфеева).
21 апреля 1922 года родился режиссер Станислав Ростоцкий. Его фильмы «А зори здесь тихие», «Дело было в Пенькове», «Эскадрон гусар летучих», «Доживем до понедельника», «Белый Бим – Черное Ухо», «А зори здесь тихие…» — любимы множеством поколений зрителей. Все они были сняты на киностудии им. Горького, по соседству с которой с 1961 по 2001 год жил Ростоцкий. Это дом 6 на улице Сергея Эйзенштейна, которого он знал с 14 лет. Ростоцкий вспоминал: «В 1968 году жена мне сказала: «Я тебя поздравляю… С сегодняшнего дня ты живёшь на улице Сергея Эйзенштейна». Да, действительно тогда 4-й Сельскохозяйственный проезд, на котором стоял наш дом, переименовали. С этого дня я жил на улице своего учителя…». В возрасте пяти лет Станислав увидел фильм «Броненосец «Потёмкин» и понял свое призвание. В 1936 году юноша встретился с автором фильма Сергеем Эйзенштейном и даже исполнил небольшую роль в его фильме «Бежин луг». Они много общались, и Эйзенштейн убедил Ростоцкого, что только начитанный и высокообразованный человек может стать режиссёром. Поэтому в 1940 году Ростоцкий поступил в Московский институт философии и литературы, планируя затем пойти во ВГИК. Но эти планы на время оборвала война…
Только в августе 1944 года кавалер ордена Красной Звезды, без ноги, на протезе, пришёл поступать на режиссёрский факультет ВГИКа. А уже в 1952 году получил направление на Центральную студию детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, где проработал 35 лет и создал множество киношедевров.
22 апреля 1779 года в Москве в дворянской семье родился поэт и переводчик Иван Иванович Козлов. Многие знают песню «Вечерний звон» и часто думают, что она народная. Меж тем это вольный перевод Козлова стихотворения английского поэта Томаса Мура. Блестяще образованный молодой человек сделал прекрасную карьеру дослужившись до чина надворного советника. Но в 1816 году у него парализовало ноги, а к 1821 году он полностью ослеп. Вот тогда он занялся поэзией и переводами с итальянского, французского, немецкого и английского языков. Несмотря на слепоту и неподвижность, Козлов держался с редким мужеством: сидя в инвалидной коляске, он всегда был изысканно одет, захватывающе ярко говорил, наизусть читал всю европейскую поэзию. Никто не догадывался о том, что по ночам его терзали жестокие боли.
У Михаила Афанасьевича Булгакова есть очень много замечательных фраз, которые можно цитировать как мудрость. В романе «Мастер и Маргарита» есть такие строки: «Не пытайтесь казаться людям лучше, чем Вы есть на самом деле — на цыпочках долго не устоишь… но и не пытайтесь казаться хуже, чем Вы есть — на корточках тоже долго не просидишь… ВСЕГДА ОСТАВАЙТЕСЬ СОБОЙ!». И я искренне вам этого желаю. А еще будьте спокойны, как Мастер, который на вопрос о том, в чем секрет его спокойствия ответил: «В полном принятии неизбежного». Ну и конечно, БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОЁ ОКРУЖЕНИЕ, и обязательно будьте ЗДОРОВЫ!
Еще раз хочу поблагодарить всех вас за внимание к проекту! Мне очень важно знать, насколько вам интересны и полезны мои статьи в рассылках. Пишите свои отзывы, пожелания, замечания и дополнения!
Искренне ваша,
Автор проекта «Иди и Смотри» Необычную Москву
Наталья Леонова
Благодарю за статью. Очень понравилась!