Благодарю! Или все о Вербном воскресенье в Москве!

Дорогие друзья! Безмерно благодарю вас за то, что вы откликнулись на просьбу о помощи проекту! Для меня это поистине очень дорого и ценно.

Я бесконечно благодарю вас за внимание, доверие, любовь и поддержку! Уверена, что все ваши добрые дела вернутся к вам преумноженной миром добротой! Буду и далее радовать вас своими лекциями, статьями и репортажами.

И пользуясь случаем, хочу поздравить вас с Вербным воскресеньем, которое приходится в этом году на 12 апреля и рассказать необычные подробности об истории этого праздника и московских древних традициях в этот день.

 

Этот праздник посвящен входу или въезду Иисуса Христа в Иерусалим. За несколько дней до этого Иисус предчувствовал и знал, что именно в Иерусалиме ему суждено быть распятым на кресте, а затем воскреснуть. Он говорит народу: «Душа моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел». Евангелисты подробно рассказывают об этом событии. Марк пишет: «Когда приблизились к Иерусалиму… к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? – отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка? Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их. И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге…».

В своей замечательной книге «Иисус Христос» из серии ЖЗЛ митрополит Илларион (Алфеев) пишет, что, въезжая в Иерусалим на ослике, Иисус показал людям видимый образ того, каким Царем должен быть Тот, Чье Царство – «не от мира сего». В течение нескольких лет Он пытался объяснить ученикам и народу какое Царство Он принес на землю. Всякое царство предполагает царя. Иисус пожелал явиться в запоминающемся видимом образе, отличном от мирского царя на троне. Входя в Иерусалим на ослике, Христос символизировал кротость.

 

В память об этом событии в Москве на Вербное воскресенье сложилась традиция ежегодного торжественного действа «Шествие на осляти». Перед въездом Иисуса в Иерусалим, народ постилал перед ним ветви пальмы – отсюда европейское название праздника «Пальмовое воскресенье». На Руси пальмы не росли, поэтому заменой им стала верба — растение семейства ивовых. Верба у нас оживает весной раньше других деревьев: на ветвях появляются пушистые почки; они распускаются, если поставить их в воду.

В письменных источниках «Шествие на осляти» в Москве упоминается с XVI века и первоначально оно происходило в Кремле. Начиная с 17 века, шествие проходило от Успенского собора через Спасские ворота к Входоиерусалимскому приделу (церкви Входа Господня в Иерусалим) в Покровском соборе на Красной площади (храме Василия Блаженного). Патриарх обращался к царю со специальной пригласительной речью, и после утренней обедни царь выходил в Успенский собор в праздничной одежде. Царя сопровождали бояре, окольничьи и прочие придворные чины. Далее совершался крестный ход.

 

В 1675 году очень набожный царь Алексей Михайлович Романов устроил грандиозное торжество. В то Вербное воскресенье в шествии участвовало 300 священников и 200 дьяконов. За ними шествовал сам царь и патриарх. После него шли десятки дворян, бояр, стряпчих, стольников, ближних и думных людей, окольничьих, дьяков (чиновников) и гостей (купцов). По обе стороны шествия следовали стрелецкие полковники. Вдоль дороги стояли ярко разукрашенные кадушки с вербой. Царь и патриарх входили в придел Входа Господня в Иерусалим Покровского собора. Там царь молился и возлагал на себя царские одежды: крест, бармы, царскую шапку и т. д. Вместо посоха царю подавали царский жезл.

На Красной площади стояли стрельцы и толпы народа. У Лобного места (тогда оно называлось «Царское») стоял «осел» — лошадь, накрытая красивым ковром и красным и зелёным сукном. Патриарх восходил на украшенное Лобное место и вручал царю ветки вербы и листья вайи – в переводе с древнегреческого «пальмовая ветвь» или по-нашему папоротник, похожий очертаниями на пальмовые ветви. Это все также раздавалось архиереям, боярам, окольничим и думским дьякам. Затем патриарх садился на «осля»; в одной руке он держал Евангелие в массивном позолоченном окладе, в другой руке – крест. А царь вёл «осля» за конец повода. Перед царём стольники и ближние люди несли: царский жезл, государеву вербу, государеву свечу и царское полотенце.

По пути следования юные дети стрельцов (10-15 лет) устилали дорогу дорогими красными и зелеными тканями. Каждый такой кусок держали шесть мальчиков. Поверх тканей клали разноцветные кафтаны и однорядки. Во время царствования Фёдора Алексеевича 1000 детей было занято этим действом: 800 укладывали ткани, а 200 кафтаны. После праздника они получали деньги, кафтаны или куски ткани в подарок. Когда шествие входило в Спасские ворота, то во всех храмах Кремля начинался колокольный звон. Он звучал очень долго, наполняя всю округу, пока процессия не вступала в Успенский собор. В период двоецарствия Ивана и Петра (с 1682 года по 1696 год) в шествиях принимали участие оба царя. После этого документов о проведении шествия не сохранилось. В настоящее время в некоторых городах России возобновлена традиция «шествия на осляти» с участием местного архиерея.

Об одном из таких шествий в 1656 году вспоминал очевидец событий — патриарх Макарий. Подробности можно прочесть в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине 17 века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским» по ССЫЛКЕ .

 

До конца 19 века на Красной площади еще 16 века (а может и ранее) существовал Вербный торг или как в народе называли — «Верба». Он работал в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Здесь продавали ветви вербы, игрушки, иконы, пасхальные яйца, живые и бумажные цветы, мучные изделия, сладости и книги. В эти «выходные» проводили «вербные катания» на лошадях и народные гуляния. В связи со строительством Исторического музея в 1870-х годах Вербный торг перенесли на Смоленский рынок, а в 1917 году полностью ликвидировали.

По сложившейся у нас традиции веточки вербы освещают в субботу на вечернем богослужении. Но сегодня даже Патриарх Кирилл призывает молиться дома. И ничего страшного не случится, если в этом году верба будет видна лишь на фотографии или в вашем воображении. И образ вербы будет храниться в душе как символ и знак веры. Кстати, несмотря на продолжение Великого поста, в этот день в честь праздника можно есть рыбу и вино, но избегать излишеств. Главное — провести это время с семьей, не ссориться, не отчаиваться и стараться сосредоточить свои мысли на внутреннем духовном совершенствовании.

 

Еще раз хочу поблагодарить всех вас за внимание к проекту! Мне очень радостно, что вам нравятся и приносят пользу мои статьи, лекции и репортажи! И я с большим удовольствием делаю это для вас с любовью к вам и Москве! Наступит время, и мы пройдемся с вами по ее удивительным местам! А пока – лучше по возможности побудьте дома! А тем, кто сейчас трудится ради жизни нас всех – огромная благодарность!

Берегите себя и свое окружение! И пожалуйста, будьте обязательно здоровы!

Искренне ваша,

Наталья Леонова