Москва Александра Вертинского

вертинский юный9 марта 1889 года в Киеве родился Александр Вертинский. Но большая часть его юности и зрелой жизни была связана с любимой Москвой. После учёбы в Киеве решил сделать себе литературную карьеру в Москве, куда и прибыл в 1913 году в возрасте 24 лет. Первый приезд в Москву описал в воспоминаниях: «Мы не спеша тронулись в путь с вокзала, наказав кучеру ехать на Тверскую – единственную улицу, название которой было нам известно. Потрусив неторопливой рысцой через весь город, мы остановились в Газетном, или Долгоруковском, переулке, в грязных номерах какой-то гостиницы, где внизу был постоялый двор для извозчиков, с трактиром и неизбежной «машиной», гудевшей с утра до ночи. Из окон нашего номеришка был виден двор, заставленный извозчичьими пролётками, а посреди двора стоял железный рельс, на котором укреплена огромная вывеска: «Просят господ извозчиков матерными словами не выражаться!». Это была уже явная забота администрации о постояльцах гостиницы…».

В Москве он встретился с сестрой Надей, о которой ему долгое время говорили родственники что она пропала или умерла. Родители их умерли когда Вертинский был ещё мальчиком дошкольного возраста и их с сестрой разлучили, разослав по разным родственникам. Надя к тому моменту уже стала актрисой, и они поселисьвертинский доходные дома Бахрушина вместе в доме Бахрушина в Козицком переулке, (Комплекс доходных домов Бахрушина, Козицкий переулок, д. 2). С этого момента Вертинский начал выступления в литературных и драматических сообществах, в том числе в качестве режиссёра, и некоторое время работал в ателье Ханжонкова на Житной улице (позже была преобразована в 1-е Госкино). С конца 1913 года Вертинский начал выступать на сцене Театра миниатюр в Мамоновском переулке (ныне Театр Юного зрителя). Первым его номером было «Танго», который был выполнен с использованием элементов эротики — на сцене в эффектных костюмах танцевали прима-балерина и её партнер, а Вертинский, стоя у кулис, исполнял песенку — пародию на происходящее. В том же году Вертинский попытался осуществить давнюю мечту и поступить в Московский художественный театр, но не был принят из-за дефекта дикции — экзамен принимал сам Станиславский, которому не понравилось, что экзаменующийся плохо выговаривает букву «р»!

вертинский позирует меркуровуПотом Вертинский жил на «Трубе» то есть на Трубной площади, где за 3 рубля снимал угол у дворничихи. Здесь же по соседству с ним жил скульптор Меркуров, который как раз в то время работал над созданием памятника Достоевскому. И Вертинский подрабатывал у него натурщиком, позируя в арестантском халате Достоевского во дворах мастерской скульптора на Цветном бульваре.

С началом мировой войны Вертинский отправляется гастролировать в действующую армию, а по приезду в Москву 25 октября 1917 года в день начала Октябрьской революции даёт свой бенефис. Вот что он написал уже об этой другой Москве: «А Москва чудесная! Румяная, вальяжная, сытая до отвала, дородная – настоящая русская красавица! Поскрипывала на морозе полозьями, покрикивала на зазевавшихся прохожих, притоптывала каблучками. По горбатой Тверской весело летели тройки, пары, лихачи-кудрявчики. — Пади!.. Берегись!!!… Москва была пёстрая, цветастая, шумная, не похожая ни на один город в мире. Не любить её было невозможно. У неё было своё, неповторимо-прекрасное, необычайно душевное бытовое лицо. Теперь этого лица у неё уже нет. Быт ушёл. Вместе с веком…». В это время жизнь в Москве для Вертинского становилась всё труднее. Романс «То, что я должен сказать», написанный под впечатлением гибели трехсот московских юнкеров в Кремле, привлёк интерес ЧК, куда автора вызвали для объяснений. Согласно легенде, когда Вертинский заметил представителям ЧК: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он получил ответ: «Надо будет, и дышать запретим!»

В конце 1917 года Вертинский выезжает на гастроли по южным городам России, вслед за отступающей Белой армией. Выступает в Одессе, Ростове, Екатеринославе, на Кавказе и в Крыму, Киеве, Харькове и, наконец, оказывается в Севастополе, откуда ввертинский свадьба ноябре 1920 года на пароходе «Великий князь Александр Михайлович», вместе с белыми офицерами, переправляется в Константинополь, где начинается многолетняя эмиграция артиста. Во время эмиграции в Шанхае он знакомится и вступает во второй брак с Лидией Циргава ( в будущем актриса – роль птицы Феникс в фильме «Садко» и другие), двадцатилетней дочерью служащего ККВЖД, разница в возрасте с которой у него составляла 34 года. Там у супругов рождается первая дочь Марианна (в будущем актриса). А после вторжения китайских войск положение семьи настолько ухудшилось, что Вертинский всерьез стал заниматься вопросом возвращения на Родину.

Вновь после 25-летней разлуки он увидел город в ноябре 1943 года в самый разгар

сундук, с которым семья Вертинских вернулась из эмиграции
сундук, с которым семья Вертинских вернулась из эмиграции

Великой отечественной войны. Вертинский так истосковался по Родине, что в своих воспоминаниях написал: “Все двадцать пять лет мне снился один и тот же сон. Мне снилось, что я наконец возвращаюсь домой и укладываюсь спать на… старый мамин сундук, покрытый грубым деревенским ковром. Неизъяснимое блаженство охватывало меня! Наконец я дома! Вот что всегда значила для меня Родина. Лучше сундук дома, чем пуховая постель на чужбине”. После приезда в Москву семья Вертинских поселилась в гостинице «Метрополь», где они  прожили целых три года. Сюда же в  44 году принесли новорождённую вторую дочь Вертинских – Анастасию, будущую знаменитую актрису (роль Ассоль в фильме «Алые паруса» и другие). Когда на лето уезжали на дачу, то оставляли в номере все свои вещи, а осенью возвращались, и им предоставляли тот же 383-й номер на третьем этаже. Номер был прекрасный – большая комната с застекленным эркером, альков с кроватями, прихожая и все удобства, даже горячая вода.

После им дали трехкомнатную квартиру на первом этаже двухэтажного дома на вертинский немецкие домикиХорошевском шоссе, который строили пленные немцы. Там была кирпичная печь, которую приходилось топить дровами, и окна, выходящие прямо на могилы Ваганьковского кладбища.  И семья стала искать варианты обмена, купли-продажи в те времена не было. Квартира была найдена на Тверской улице в доме 12, в ней жила вдова наркома просвещения Свидерского с дочерьми, они не ладили между собой и хотели разъехаться. Первая дочь была скульптором и при переезде рабочие Метрополя грузили в машину её многочисленные вёдра, а вторая дочь никак не хотела выезжать из квартиры и долго еще жила в маленькой комнате, которая потом стала детской. Съехала она только после того, как Вертинские купили ей комнату в хорошем доме за Ленинской библиотекой и Александр Николаевич дал ей в довесок еще пять тысяч рублей. Квартира на Тверской досталась Вертинским в ужасном состоянии – в углу будущего кабинета была куча песка куда кошка и собака прежних владельцев справляли нужду, потолок был весь черный и протекал, и в комнате стояли ведра и тазы для капающей воды.

В квартире пришлось сделать несколько ремонтов — поменяли двери, на месте окна из-за нехватки мест для книг соорудили встроенный шкаф, только в следующий ремонт поклеили обои, так как долго не могли их достать.  Зеленые обои, которые висят в квартире сейчас, появились позже – Александру Николаевичу нравилось, как

В квартире Вертинского - супруга Лидия, внук Степан Михалков, дочь Анастасия
В квартире Вертинского — супруга Лидия, внук Степан Михалков, дочь Анастасия

выглядит мебель из красного дерева на зеленом фоне. Большую часть мебели Вертинский выбрал сам – он обожал красивые вещи. Все вещи остались на тех же местах, что и при Вертинском, кроме фотографий, которых на стенах тогда не было. В эту квартиру на Тверской приходила вся прежняя театральная и музыкальная богема – Сергей Лемешев, Рина Зеленая, Василий Качалов, Вера Марецкая, Никита Богословский. Хохот во время этих застолий не смолкал – Александр Николаевич был удивительным рассказчиком. Застолья в те времена были голодными, но теща Вертинского, которая жила с ними, удивительно вкусно готовила и как-то умудрялась стряпать грузинские, тибетские и сибирские блюда. Из окон кабинета Вертинского был виден Елисеевский магазин и Вертинский сочинил для “доченек” историю про кота Клофедона, который работал в Елисеевском в мясном отделе — кот проворовался, и его судил общественный суд. Про этот дом, в котором до сих пор живёт вдова Вертинского и куда часто заходят его дети и внуки, мы  подробно рассказываем на нашей прогулке по Москве «Тверская – люди и судьбы, взлёты и падения».

Вертинский умер от острой сердечной недостаточности 21 мая 1957 года в возрасте 68 лет в гостинице «Астория» в Санкт-Петербурге, куда приехал на гастроли. Похоронен Вертинский на Новодевичьем кладбище в Москве. Его необычную могилу в виде вертинский могилачёрного рояля с белой крышкой и его автографом мы посещаем во время нашей прогулки по Москве «Новодевичьи истории». На могиле часто можно увидеть дочерей Вертинского Анастасию и Марианну, но когда они приходит к папе, посетители ведут себя корректно – понимают, что даже публичная личность – тоже человек, который желает побыть один у останков своего предка. Своим любимым дочерям Вертинский посвятил одну из самых своих известных песен «Доченьки». А мы до сих пор слушаем и наслаждаемся необычной песенной манерой Вертинского, и даже его буквой «р», которая не понравилась мэтру российской сцены, и помним о НЁМвертинский с дочками