17 января 1904 года по старому стилю в день рождения Антона Павловича Чехова Московский художественный театр впервые показал на сцене пьесу «Вишнёвый сад» и устроил торжественное чествование писателя в честь его рождения и 25-летия литературной деятельности. Писателя чествовали так, что через пару дней он написал «на первом представлении «Вишневого сада»: «17 января меня чествовали, и так широко, радушно и в сущности так неожиданно, что я до сих пор никак не могу притти в себя».
Удивительно, но факт – Антон Павлович Чехов великий мастер слова, признанный гений при жизни, чьим творчеством восхищались многие его современники, не имел своей московской квартиры! Хотя Москву он очень любил и по свидетельству писателя Елпатьева Москва «была для него воистину обетованною землей, в которой сосредотачивалось всё то, что было в России самого хорошего, приятного, милого для Чехова». Именно в Москву стремятся многие герои его пьес – Нина Заречная из «Чайки» и три сестры. В Москву стремился и сам Антон Павлович Чехов, уроженец города Таганрога. А когда приехал, то написал «Я ужасно полюбил Москву…Я навсегда москвич…Мне нужно жить в Москве …нужно видеть и наблюдать жизнь».
Впервые в Москву Антон Павлович приехал повидать родных, которые жили во владении № 29 по Даеву переулку: «Во дворе находился старенький деревянный флигель из двух квартир, в одной из них в трёх комнатках жила наша семья. Позади этого флигеля был чудесный старинный сад с тургеневской беседкой». Когда Антон Павлович решил переселиться в Москву насовсем и поступил в университет, то вместе с семьей жил в подвальном этаже дома № 36 на Трубной улице. Через несколько месяцев семья переехала в дом № 23 по соседству, потом в дом № 26, принадлежащий купцу Внукову, и затем в дом № 28 на той же улице. После этого они поселились на соседний Малый Головин переулок, где и сейчас на новом доме можно увидеть памятную табличку (дом, в котором жили Чеховы не сохранился). С первого своего появления в Москве и на протяжении 7 лет Чехов жил в районе, прозванном сегодня «Кварталом красных фонарей» — количество притонов, кабаков и публичных домов в переулках этого квартала было колоссальным. Именно этот район повлиял на раннее творчество Антона Павловича и его рассказы «Припадок» и «В Москве на Трубе». В октябре 1985 года Чеховы переезжают на Большую Якиманку в дом № 50, а уже через пару месяц из-за ужасной сырости и
холода обосновываются в доме напротив. В доме на Садово-Кудринской, где сейчас располагается музей, Антон Павлович жил почти 4 года, и этот адрес тоже не был его собственностью в Москве. После возвращения из Сахалина Чехов поселился на Малой Дмитровке, именно поэтому эта улица во времена советского тотального переименования была названа его именем. В 1992 году Чехов покупает наконец свое собственное недвижимое имущество в подмосковном Мелихово, где теперь находится его Музей-усадьба, а во время многочисленных приездов в Москву останавливается в гостиницах «Большая Московская», «Славянский базар», в меблированных комнатах при Сандуновских банях, во флигеле на Спиридоньевке и в квартире на Петровке. Самым последним его московским адресом в 1904 году на один месяц стал дом № 24 в Леонтьевском переулке. Это доходный дом Абрама Катыка, основателя гильзовой фабрики на Воронцовской улице. А последним пристанищем писателя на московской земле стало Новодевичье кладбище, куда его тело было доставлено в вагоне для устриц со льдом, а затем уже в 30-х при открытии новой территории кладбища прах его был перенесён на нынешнее место. О необычном надгробии мы рассказываем на нашей необычной прогулке «Новодевичьи истории».
Что вы думаете об этом?