В известном нам произведении Ильфа и Петрова Остап узнает, что 10 стульев из «батюшкиного» спального гарнитура гамбсовской работы, согласно циркулярного письма Наркомпроса, попадают в Москву в музей мебельного мастерства, где они стоят «в маленьких квадратных комнатах с такими низкими потолками, что каждый входящий туда человек казался гигантом. Это были комнаты, обставленные павловским ампиром, красным деревом и карельской березой – мебелью строгой чудесной и воинственной. Два квадратных шкафа, стеклянные дверцы которых были крест-накрест пересечены копьями, стояли против письменного стола. Стол был безбрежен. Сесть за него все равно, что сесть за Театральную площадь, причем Большой театр с колоннадой и четверкой бронзовых коняг, волокущих Аполлона на премьеру «Красного мака», показался бы на столе чернильным прибором. По углам стояли кресла с высокими спинками, верхушки которых были загнуты на манер бараньих рогов. В такое кресло хотелось сейчас же есть, но сидеть на нем воспрещалось». Прототипом этого музея для Ильфа и Петрова мог стать московский Объединенный музей декоративного искусства, открытый в июле 1924 года в ведении Наркомпроса, в который наряду с Оружейной палатой и Памятниками Кремля, в качестве филиалов входят и созданные в начале 20-х годов Музей мебели, Музей фарфора и Музей игрушек. Основой прежнего музея мебели послужила коллекция Владимира Осиповича Гиршмана, который жил в Москве у Красных ворот. Другие указывают, что речь идёт о музее мебели, открытом в 1920 году, который находился в Александровском дворце на Большой Калужской (ныне Ленинский проспект) в доме № 32. А сами стулья мастера Гамбса стояли в зале № 15 этого дворца. А в популярном фильме Захарова музей разместили на Малом Каретном переулке в особняке и бельевой фабрике Альшванга.
Практически такое же описание всевозможной шикарной старинной мебели можно дать и современному московскому частному музею мебели, который разместился в старинном доме на Таганской улице, за исключением того, что комнаты здесь как во многих классических особняках расположены по анфиладному принципу и имеют достаточно высокие потолки для подчеркивания изысканной мебели наших московских предков. В этих многочисленных комнатах буквально путешествуешь с 17 века по 20-й и воочию представляешь, на чем люди тогда сидели, на чем принято было обедать, где можно было отдохнуть. Так и хочется сесть в какое-нибудь мягкое кресло, растопить камин, попросить горничную принести кипящий самовар и выпить из тонкой фарфоровой чашки кузнецовской работы по традиции московского чая, переливая его в блюдце, прихлюпывая и закусывая баранками, изредка откалывая железными щипчиками кусочки сладкого слегка желтоватого сахара.
Этот старинный особняк едва ли не самый древний и хорошо сохранившийся без существенных изменений с середины 18 века, когда он принадлежал еще некоему фабриканту Земскому. Этот Земский похоже не кто иной как основатель бумажной фабрики в Адищево, действующей до сих пор и выпускающей для нас туалетную бумагу с перфорацией марки «Квартал», «Дёшево, надолго», «Новинка», «Ажур». В конце 18 века в знаменитых Альбомах Казакова дом был уже зафиксирован как дом Н.Я. Аршеневского. Николая Яковлевич Аршеневский сначала был тайным советником при Екатерине, а потом служил губернатором Астрахани при Павле I и умер в 1802 году. После смерти дм числился за его малолетними детьми, в 1812 году горел, а в 1821 восстановлен новым владельцем купцом Сычковым. У дома была обширная усадьба – слева конюшни (эти постройки сохранились и теперь), позади дома роскошный сад с прудом (теперь это часть детского парка). В 19 веке в доме была домовая церковь, которая как и многие в этом районе была старообрядчекой веры. Московские газеты в 1914 году сообщали об ужасном случае, произошедшем в этом доме — в ночь на 23 марта грабители проникли в дом, ограбили и зарезали хозяйку, после чего бесследно исчезла и служанка. После революции здесь, как и во всей Москве, появились коммуналки, а в советские годы разместилась типография «Восход», которая печатала газеты и тетрадки и довела дом до ужасающего состояния. Фирма «Смирвальд» под руководством Валерия Смирнова привела эту усадьбу в сегодняшнее великолепное состояние. Недавно хозяева и служащие стали наблюдать в этом особняке какие-то странные вещи – то рояль сам заиграет, то шарманка, или стаканы за ночь грязными становятся и прочие мистические вещи. Оказалось, что нынешние хозяева при реставрации нашли на чердаке женский череп с проломом, но на экспертизу почему то не отдали, а похоронили всё это во дворе… Для разгадки пригласили к себе экстрасенсов из модной сегодня передачи канала ТНТ. Те, в свою очередь, констатировали наличие призраков и провели магические ритуалы. Так что, надеемся, больше у них там никого нет)))
Я зашла туда прогуляться в предновогодние дни, когда там шло какое-то действо, и всем было не до меня. Прошлась по анфиладам комнат и едва не заблудилась – было ощущение, что этот зал я уже проходила. Никого не было, и только я одна в окружении этой старины. Кресла, стулья, столы, рояль и камины – всё расставлено так, как будто люди внезапно исчезли… Словно на картине – есть мебель и дом, а людей стёрли… Никаких кстати запрещающих ленточек перед экспонатами не было – можно сесть в кресло и сфотографироваться в этих роскошных интерьерах! Мебель здесь не только российская, но и иностранного производства – уникальные отдельные образцы мебели, созданные крепостными умельцами, и созданная в частных мастерских Западной Европы. Не всё в музее выставлено на показ публики, огромное количество раритетной мебели имеется в мебельных загашниках и все экспонаты указаны в каталоге музея.
Это не только музей, но ещё и мастерская. Если у Вас дома завалялся какой-нибудь старый стул или ещё какой-нибудь поломанный мебельный предмет, то несите его в Смирвальд – они точно починят и сделают Вашу вещь как новенькую. А в залах музея часто проводят практические занятия для художественных и дизайнерских школ и колледжей.
Перед входом в эту старинную усадьбу Вас встречает необычный московский памятник самой большой табуретки в мире – неизменный атрибут мебели в человеческом жилище! Так же как и предмет мебели называется расположенный в правом крыле особняка ресторан, основные помещения которого находятся на нижнем этаже под полукруглыми каменными сводами. Очень популярен этот ресторан при заказе банкетов и свадеб, многим хочется почувствовать себя эдаким барином, а в таких интерьерах с 300-летней историей это действительно возможно!!!
Так что, Идите и Смотрите!!! Смотрите и вкушайте!!!
Сайт ресторана — http://www.restoran-taburet.ru
Автор статьи — Наталья Леонова
Спасибо за интересную статью. Прочитав ее, как будто побывала там. Даже не знала о существовании такого удивительного музея. Возьму себе на заметку