Любимый всеми театр, в котором играли прославленные актёры — ТатьянаПельтцер, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, в котором и теперь блистают Александр Ширвинд, Михаил Державин, Юрий Васильев, Ольга Аросева, Вера Васильева и Фёдор Добронравов. На сцене театра шли аншлаговые спектаки — «Женитьба Фигаро», «Ревизор», «Маленькие комедии большого дома» и сейчас театр поражает своей новизной и современностью. А начиналось всё вот как:
В 1911 году для семьи цирковых артистов братьев Никитиных было построено специальное здание по проекту архитектора Нилуса прямо по соседству с модным разгульным варьете господина Омона.
Цирк просуществовал в этом здании до середины 1920- годов и после революции стал называться 2-м Госцирком — 1-м Госцирком назывался цирк Соломонского на Цветном бульваре. 2-й Госцирк пришлось закрыть, как говорили тогда «за неимением возможности кормить лошадей». И в этом здании разместили сначала Мюзикхолл, в котором выступал Утёсов, а потом и театр Оперетты. А пока цирк Никитиных занимали другие в 1924 году в подвале дома в Большом Гнездниковском переулке, в помещении бывшего театра «Летучая мышь» образовался будущий Театр Сатиры под руководством Давида Гутмана.
На сцене шли скетчи и обозрения в сатирическом духе на злобу дня. Вот что писали об этом московские газеты про театр Гутмана: «В запущенный подвал Гнездниковского переулка он пришел стряхнуть затхлую пыль культивированного Балиевым жанра западного кабаре, эстетных сценических безделушек. Смеяться над тем, что смешно, бичевать все мерзкое, тупое, косное, — все, что уродливым клинышем торчит из нового быта — вот лозунг, начертанный на знамени, выброшенном молодым театром». Традиционный занавес «Летучей Мыши» перекрещен двумя красными полосами — характерный символ новой эпохи! Конечно это была советская агитация и кабаре «Летучая мышь» было достойным театральным заведением своего времени, но новая эпоха диктует свои правила и отметает всё старое. Замечательные актёры играли тогда в этом театре. Любимая нами всеми Рина Зелёная практически начинала там свою карьеру.
Из подвала Большого Гнездниковского переулка Театр Сатиры переезжает в здание бывшего варьете «Альказар» на Старой Триумфальной площади прямо напротив своего будущего помещения и творит там вплоть до1965 года, пока в здании бывшего Цирка Никитиных не произвели грандиозную реконструкцию. И вот в 1965 году начинается новая эпоха театра в новом помещении с полукруглым залом как в цирке на 1250 мест!!! По этому адресу на Садовой театр существует и сейчас, а мы Вам предлагаем попасть за его закрома, называемые в театре кулисы, которых кстати в театре несколько. Сотрудники театра уверяют, что от прежнего цирка остался только купол, но любопытный взор может усмотреть, что и зал и служебные помещения театра очень напоминают старые цирковые. Смотрите сами! Это вид зала со сцены. Зал Сатиры самый большой по вмещаемости после Большого и Театра Российской армии.
Это огромные двери, оставшиеся от Никтиниского цирка. И конечно остался купол, который венчает всё это здание и поныне. А под самым куполом сейчас разместилась малая сцена театра под названием «Чердак Сатиры»— это уменьшенная копия большого зала с фкнциональной поворотной сценой. Актёры сюда добираются по своей «черновой» лестнице. Она очень крутая и длинная, но это не мешает даже в 80 и 90 лет легко взбираться сюда таким молодым душой и талантом Вере Васильевой, Ольге Аросевой и заглянувшему к ним в гости Владимиру Зельдину!!!
Актёрские гримерки расположены здесь тоже необычно, по-цирковому — на втором этаже женские, а на третьем мужские. К тому же все они достаточно далеко от сцены и чтобы проверить свой внешний вид на всякий случай перед выходом, нанести последний гримерный штрих кисточкой или одеть прямо перед выходом тяжелый сценический костюм — прямо перед выходом на сцену есть специальная зеркальная комната. Чтобы произошло то великолепие, которые Вы увидите на сцене во время спектакля, в театре нужно потрудится многим помимо самих актёров, которых Вы видите на сцене. Это оргомный невидимый Вам штат работников театра — котюмеры, декораторы, бутафоры, художники, гримёры, сотрудники литературного отдела, работники сцены и другой облуживающий персонал. Все эти люди буквально фанаты своей работы и несмотря на совсем невысокую зарплату часто засиживаются за своей работой допоздна. Пока спектакль не окончен, за кулисами всегда есть костюмер, сапожник, гример, помощник режиссёра и работники сцены. Вдруг у актёра во время спектакля оторвётся пуговица или отскочит каблук?!
А пока зрители ещё не вошли в двери театра, подготовка к спектаклю идет полным ходом — прямо на сцене собираются кровати, шкафы и тумбы. Звукорежиссер включает пульт и начинает проверку микрофонов и фонограмм. Перед некоторыми спектаклями идёт обязательный прогон массовых танцевальных номеров. А у кого-то из актёров есть перед спектаклем свои ритуалы — например Юрий Васильев обязательно должен пройтись по пустой сцене перед началом представления. И вот всё готово к приёму зрителей — у вешалок как солдатики построились работницы гардероба, приготовив свои бинокли, в фойе буфетчице привезли свежее мороженное, а киоскер разложила книги и журналы, биллетеры встали у дверей и зрители сначала потихоньку, а потом образуя вереницу за собой входят в ТЕАТР. Вот уже они заняли свои места и слышат первые два звонка, который даёт помощник режиссёра. А вот последний звонок даёт в театре только Администратор, когда все зрители уже окончательно расселись в зале. Занавес открывается, и волшебная магия театра из его кулис парит над всем залом! Представление начинается!!! Идите и Смотрите!!!
Что вы думаете об этом?