Сивцев Вражек — старинное московское название, несущее в себе многовековую память о ручье (или речке) под названием Сивка, которая впадала в ручей Черторый. Он протекал почти по линии нынешнего Гоголевского бульвара и впадал в Москву-реку рядом со зданием Храма Христа Спасителя. Согласно бытующему мнению, название «Сивцев» произошло от мутного цвета воды (по В.И. Далю — тёмно-сизый, серый и седой), а «вражек» — это попросту овраг. Но ручей называли также Сивец, а переулок Сивцовым. Не исключено, что такое название могло также произойти от растения «сивец луговой», которое в народе называли сатанинским или чёртовым корнем из-за чёрного цвета корневища. Тогда возможно и ручей Черторый получил свое название именно по этой причине, а не потому что был очень бурным. Переулок в разные годы назывался Протасьевским, Подъяческим, Троицким, но уже с середины XIX века на планах города стал означаться Сивцовым, Вражским и Сивцевым Вражком.
В этом переулке сохранилось много роскошных домов, есть и современные, хранящие память о своих знаменитых жителях. На углу Сивцева Вражка и Денежного переулка стоит удивительный дом № 44/28, соединивший сквозь время судьбы двух Сергеев – поэта С.А. Есенина и Народного артиста России С.П. Никоненко. Этот пятиэтажный дом с эркерами, в неоклассическом стиле, был построен как доходный для некой Ольги Сергеевны Петровской в 1913 году. Автором проекта и руководителем строительства был начинающий архитектор Дмитрий Михайлович Челищев – потомок древнего рода, известного с конца XV века. Архитектор с семьей тоже стал жильцом этого дома: сначала жил в отдельной квартире № 5, а после революции в коммуналке, до самой своей смерти в 1964 году. В советские годы Челищев занимался надстройкой домов в Москве: в 1940-м он и к своему дому прибавил верхний, шестой этаж. До сих пор в доме сохранились резные дубовые двери и фрески по рисункам Челищева, которые жители отреставрировали в наше время за свой счет.
Во дворе этого дома, на первом этаже, в комнате небольшой коммунальной квартиры долгие годы жила Анна Романовна Изряднова – первая гражданская жена Сергея Есенина и мать его первенца Юрия (по паспорту Георгия). Она познакомилась с поэтом в 1913 году, когда он поступил подчитчиком (помощником корректора) в крупнейшую типографию И. Д. Сытина (квартал между Пятницкой и Валовой улицами). Изряднова уже работала там корректором, ей было 22 года, ему 18 лет. В начале 1914 года они стали жить вместе (снимали жилье на Серпуховке, неподалеку от работы), а 21 декабря того же года у них родился сын Юрий. Супружество длилось недолго, но Анна и Сергей сохранили теплые и дружеские отношения на всю оставшуюся жизнь.
Маленькую комнату в этом доме Изряднова получила уже после революции, когда бывший доходный дом превратился в коммуну Мосполиграфа. В эту квартиру №14 часто приходил поэт: поговорить, посоветоваться, увидеть сына или просто отдохнуть от суеты. Однажды, в сентябре 1925 года, он пришел в 8 часов утра. В руках Есенина был большой сверток и прямо с порога он попросил Анну растопить печь. Она догадалась и «стала уговаривать его, чтобы не жег, жалеть будет после, потому что и раньше бывали такие случаи, придет, порвет свои карточки, рукописи, а потом ругает меня — зачем давала. В этот раз никакие уговоры не действовали, волнуется, говорит: «Неужели даже ты не сделаешь для меня то, что я хочу?». Есенин пришел сюда и незадолго до смерти. А.Р. Изряднова вспоминала: «Сказал, что пришел проститься. На мой вопрос: «Что? Почему?» — говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру». Просил не баловать, беречь сына». Эту квартиру, восстановленную печь и воссозданную обстановку комнаты можно увидеть на нашей эксклюзивной экскурсии «Сергей Есенин. Неизвестные страницы».
Но в жуткой мясорубке 1930-х годов сына ей сберечь не удалось… Юрий служил рядовым в истребительной авиации на Дальнем Востоке. Как-то в компании друзей юноша вслух размышлял о том, что будет, если на Кремль упадет бомба. На него поступил донос. В апреле 1937 года Юрия арестовали и отправили этапом в Москву. Везли целый месяц, и Юрий думал, что его арестовали за нарушение армейской дисциплины. Но ему предъявили обвинение в участии в террористической группе, приговорили к расстрелу, но пообещали спасение в обмен на признание в подготовке теракта против советского руководства. В августе того же года 23-летнего юношу расстреляли. Матери солгали, что сын получил «10 лет без права переписки». Анна Изряднова умерла в 1946 году, в возрасте 55 лет, так и не узнав, что сына давно нет в живых. Похоронили первую жена поэта на Введенском (Немецком) кладбище, недалеко от могилы своего дореволюционного начальника – крупнейшего русского издателя Ивана Дмитриевича Сытина. Его надгробие мы показываем на нашей авторской экскурсии «Забытые судьбы Немецкого кладбища».
За несколько лет до смерти А.Р. Изрядновой, 16 апреля 1941 года в этом же доме по Сивцеву Вражку родился будущий актер и режиссер Сергей Никоненко. Он был назван в честь кумира своей матери — Сергея Есенина. Семья Никоненко занимала комнату 13,9 метров в огромной коммунальной квартире на 25 человек с одной кухней и туалетом. Судьбоносной для актера стала роль Есенина в фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт». Никоненко готовился к ней как настоящий искусствовед и литературовед. Он изучил всю биографию Есенина и его окружения. Долгие годы его не покидала мысль о создании музея: он знал, что Изряднова жила где-то в Арбатских переулках, но где точно – найти не мог.
В своих воспоминаниях Анна Изряднова так описывала свой путь домой: «Шла по Смоленскому бульвару, потом переулком в сторону Арбата, перед Арбатом сворачивала направо и затем в подворотню налево…». Никоненко стал скрупулёзно искать адрес: «перечитал горы мемуарной литературы, перерыл кипы архивов, домовых книг, и… свершилось чудо. Поразительное, буквально мистическое совпадение. То, что искал, я обнаружил в доме по адресу: переулок Сивцев Вражек, 44, — своем собственном, … в котором я родился и живу всю свою жизнь». Выяснилось также, что в 1938-1939 годах здесь была прописана мать Есенина, Татьяна Федоровна.
Сергей Никоненко до сих пор живет в родной квартире вместе с супругой-актрисой Екатериной Ворониной. В 1990-е годы ему удалось расселить всех соседей по коммуналке, отдав за это свою кооперативную двухкомнатную квартиру и трешку, принадлежавшую ранее родителям жены. Наконец, в 1994 году Сергей Петрович с супругой создает Есенинский культурный центр в той самой квартире № 14, где жила Изряднова. Когда он нашел эту квартиру, то увидел жуткое зрелище: страшная помойка, обитель крыс: там даже бомжи не ночевали, а только жгли костры. На свои средства Никоненко восстановил прежнюю обстановку; большую помощь в этом вопросе оказало правительства Москвы и лично Ю. М. Лужков.
Вот что вспоминает он сам: «Короче говоря, начались мои адовы круги по пробиванию разрешения на создание музея и переводу квартиры в нежилой фонд. Все приходилось делать с нуля, на чистом энтузиазме. Периодически отчаивались, теряли веру в то, что получится. И все же получилось! В 1996 году музей начал принимать посетителей, и мы с Катей сами проводили бесплатные экскурсии… Постепенно приобретались все новые экспонаты, так или иначе связанные с Есениным и эпохой, в которую он жил. И до сих пор наша коллекция пополняется: изредка нам что-то дарят, но в основном покупаем на свои деньги».
Сейчас Никоненко экскурсии уже не водит. А вот изумительный гид нашего проекта Татьяна Чечеткина с радостью проведет вас в эту квартиру в рамках своей авторской экскурсии «Сергей Есенин. Неизвестные страницы». Татьяна более 15 лет профессионально изучала жизнь и творчество поэта, знает сотню его стихов и с большим трепетом рассказывает о любимом Сергее Есенине. В этой квартире собрано более тысячи экспонатов, воссоздана атмосфера и быт 1920-х годов. Сергею Петровичу удалось собрать уникальные вещи, принадлежавшие поэту и его семье: бюсты, статуэтки, книги, перчатка и трость Есенина, столовые приборы и посуда, личные вещи Айседоры Дункан и Изрядновой – шапочка, блуза и скромные бусы, которые она сделала сама.
Придите и посмотрите кухню с огромной печью, уютную гостиную и крохотную комнатку Анны Романовны, в которой она жила и воспитывала сына. Здесь невольно чувствуется присутствие Анны и двух Сергеев.
Автор статьи Наталья Леонова
Дата публикации 16.04.2019
Что вы думаете об этом?