Как московский увеселительный сад превратился в сегодняшнее значение слова «вокзал»?

Знакомое слово «вокзал» вызывает очень много ассоциаций. Это и дальний путь, и жизнь «как на вокзале», и большое скопление людей, чемоданы и поезда. В своем сегодняшнем значении слово «вокзал» означает комплекс зданий, откуда отправляются поезда, корабли или автобусы, где расположены кассы, камеры хранения, залы ожидания и прочие службы. Меж тем, в 18-19 веках это слово имело совсем иное значение: увеселительный сад со всевозможными развлечениями. И первый такой «вокзал», или как тогда его называли «воксал», возник в конце 18 века в Москве, на Таганке. Сейчас это место ничем не напоминает то великолепие, куда по выходным со всего города съезжалась вся московская аристократия, популярные актеры и драматурги, театральная публика и любопытствующие зеваки. Это был увеселительный сад или «Воксал Медокса», который тогда находился на самой окраине города и занимал неровный треугольник между нынешним Товарищеским и Факельным переулками, и Добровольческой улицей. Сейчас на этом месте школа, детский сад, скверик и жилые дома.

Основатель воксала. Английский инженер и профессор математики Оксфордского университета Майкл Меколл Медокс (Мадокс) приехал в Россию в 1766 году, в возрасте 19 лет. Поводом к тому стало письмо-приглашение главы русской внешней политики и наставника великого князя Павла Петровича — графа Никиты Ивановича Панина. Послание было передано Медоксу через английского посла — лорда Макартнея. В нем содержалось приглашение Медокса в Россию в качестве учителя физики и математики для наследника престола. В Петербурге Медокс проявил себя превосходным механиком: специально для императрицы Екатерины II он сделал удивительные часы «Храм славы», которые ныне хранятся в Оружейной палате. Но будучи «технарем», Медокс обожал театр, выступал эквилибристом и давал в Москве «механические и физические представления». Кстати, в России, англичанина для простоты произношения стали величать Михаилом Георгиевичем (или Егоровичем) и прозвали его «красным кардиналом» за ношение плаща с ярко-красной внутренней стороной.

Часы «Храм славы»

Исполнение мечты. В 1776 год московский губернский прокурор, князь Д.М. Урусов получил право на устройство публичных спектаклей в Москве. Через некоторое время он взял к себе компаньоном Медокса. Они арендовали дом графа Воронцова на Знаменке (Знаменка ул., дом 12/2, стр. 3) и в специальной деревянной пристройке открыли театр, который через 4 года сгорел во время спектакля, в 1780 году. Медокс был очень недоволен зданием, о чем писал градоначальнику Прозоровскому: «Три деревянные стены, прирубленные к каменной, составляли непрочное сооружение оного без всякого порядка и украшения внутри, без всякой удобности и важности, приличной публичному заведению снаружи».

Увеселительный сад. В 1783 году Медокс купил у «коллежского асессора и разных мануфактур содержателя» Саввы Яковлева почти 2 га земли близ Рогожской заставы за крупную сумму в две тысячи рублей и устроил там целый увеселительный городок под названием «Воксал» с садом, дорожками, аллеями, деревьями, кофейнями и качелями. В центре сада было выстроено огромное круглое здание окружностью почти 100 метров, высотой с 6-7 этажный дом и площадью почти 1000 квадратных метров. Медокс владел «привилегией на содержание воксалов» в Москве, за которую ежегодно платил Опекунскому совету Воспитательного дома по 3100 рублей. За вход в воксал была установлена плата в 1 рубль, если с ужином — 5 рублей. В летние месяцы силами артистов оперно-балетной сцены там устраивались небольшие дивертисменты и балы, а на обширных гуляньях собиралось до 5000 человек. Англичанин Уильям Кокс писал в 1787 году: «Я не ожидал видеть в этой северной стране что-либо вроде загородного увеселительного сада. Он находился в конце слободы, в уединенном месте, почти за городом, … был роскошно иллюминован».

Vauxhall Gardens in London

Большой театр и воксал. Увеселительное заведение Медокса процветало в 1780-1790-х годах, но почти весь свой заработок и энергию Меддокс отдал строительству и существованию Петровского театра, который прежде стоял на месте нынешнего Большого театра. Когда в 1780 году сгорел театр на Знаменке, князь Урусов потерпел крупные убытки и решил продать свою долю в деле Меддоксу. Помимо этих затрат, антрепренёр вложил на создание театра весь свой доход от содержания воксала в размере 130 тысяч рублей. Огромное деревянное здание театра было построено за 5 месяцев по проекту архитектора Х.Х. Розберга. 30 декабря 1781 года состоялось торжественное открытие. Газета «Московские ведомости» сообщала: «В удовольствие почтенной публики, которой предварительно при сих местах уже объявлено было о сегодняшнем открытии новопостроенного Петровского театра, за нужное считаем для сведения, что огромное сие здание, которое вышиной в 8, длиной в 32, а шириной в 20 саженей (высота 7м, длина 68м, ширина 42,5м), умещающее в себе 110 лож, не считая галерей, по мнению лучших архитекторов и одобрению знатоков театра, построено и к совершенному окончанию с толикою прочностью и выгодностью, что оным превосходит почти все знатные европейские театры».

Крушение надежд. Петровский театр находился на левом берегу реки Неглинки, главный вход был расположен напротив старого здания ЦУМа и публике приходилось преодолевать порой непролазную грязь вокруг. Внутри театра располагался небольшой вестибюль, затем фойе и зал на 800 человек. В партере стояло 20 скамей и несколько рядов кресел. Наверху было 4 яруса по 26 лож в каждом. Освещалось помещение восковыми и сальными свечами, установленными в настенные бра. В театре ставили пьесы по произведениям Фонвизина, Гольдони, Бомарше, Дидро, Княжнина. В то время на сцене театра в роли Фигаро блистал будущий банный устроитель Сила Сандунов. В 1787 году на месте двора пристроил огромный маскарадный зал; сейчас на этом месте зрительный зал Большого театра. Тем не менее дело оказалось убыточным, и в 1789 году Медокс разорился. Театр полностью перешел в ведение Опекунского совета, а Медокс был назначен его директором.

Закат воксальной жизни. В это же время воксал Медокса на Таганке также поступает в собственность государства и именуется «Казенный увеселительный дом, называемый воксал». В архиве сохранились исповедные ведомости храма Мартина Исповедника, к приходу которого относились все работники воксала, живущие на его территории. Сведения за 1799 год: «казенной увеселительной дом, называемый ваксал, в коем живущие: смотритель — московский купец, Карней Иванов (43 года), жена его Пелагея Федоровна (40 лет), дети их Егор (17 лет), Андрей (12 лет), Димитрий (7 лет) и сторож Никифор Григорьев (54 года)». Сведения за 1802 год: «Казенной ваксал живущие в нем: приказчик Родион Ануфриев (57 лет), жена его Ирина Минишна (37 лет), сын их Прохор (13 лет), сторожа – Иоанн Пр… (57), Родион Федоров (51 год) и жена его Марья Петрова (50 лет)».

Исповедная ведомость храма Мартина Исповедника за 1799 год

Вероятно, уже в 1810-х годах сад прекратил свое существование. Постепенно его территория застраивалась домами, а память о воксале сохранялась лишь в названии Вокзального пруда и переулка (ныне Большой Факельный переулок). К концу 19 века пруд был сильно загрязнён и распространял неприятные запахи по округе, поэтому по решению Городской думы в 1888 году его засыпали. Сейчас на его месте небольшой скверик с лавочками. Но когда идет сильный дождь, то в этих местах образуются гигантские лужи.

из карты Москвы 1852 года

Пожар в гардеробе. 8 октября 1805 года в третьем часу дня перед началом оперы «Днепровская русалка» по пьесе Ф. Кауэра здание Петровского театра сгорело. Пожар случился от неосторожности гардеробмейстера (начальник служащих, ответственных за сценический гардероб артистов). Газета «Московский курьер» сообщала: «…Загорелось в гардеробной комнате, робость и неосторожность допустили распространиться пламени… теснота была неизъяснимая… пламя все пожрало, и убытки весьма велики!». В апреле 1806 года здание сгоревшего Петровского театра перешло в ведение Директора Театральных Зрелищ Михаила Петровича Волконского и стало именоваться Императорским театром. Медокс еще какое-то время жил в маленьком домике возле театра, но вынужден был покинуть Москву.  В 1822 году он скончался в селении Тульской области.

Транспортный терминал – вокзал. Название «воксал» пришло к нам из Англии. В южном Лондоне и сейчас есть район, огромный ландшафтный парк и даже станция метро под названием «Воксхолл». Эти земли в 12 веке купил рыцарь Фолкс де Брете, построил там дом, который по английской традиции получил имя хозяина Фолксхолл (в буквальном переводе – дом или зал Фолкса). В 17 веке в бывших садах Фолксхолла открылось увеселительное заведение — самое посещаемое место Лондона, просуществовавшее до 1859 года. В то время название уже трансформировалось в Воксхолл, а у нас в России превратилось в Воксал и означало первоначально увеселительный сад.

В 1837 году было открыто движение по первой железнодорожной ветке в России — Царскосельской железной дороге. Движение на участке Царское Село — Павловск было открыто 22 мая 1838 года. При этом, возле железнодорожной станции в Павловске было построено роскошное здание, в котором был специальный концертный зал и другие помещения. Это здание в середине 19 века стали называть «вокзалом». В 1856 году там с большим успехом выступал Иоганн Штраус. А одним из первых слово «вокзал» в значении «железнодорожная станция» употребил Ф.М. Достоевский в романе «Идиот» (1867—1869). Вот так владения рыцаря стали увеселительным садом, а затем стало местом отправления пассажиров по разным направлениям.

Автор статьи Наталья Леонова.

Дата публикации 05 апреля 2019 года.