Величественный монументальный дом в стиле сталинского неоклассицизма на Садовом кольце знает сегодня практически каждый. Его окна и стены помнят многокилометровые очереди за визами и разрешениями на выезд, гражданские пикеты, пожары, взрывы и кидание разноцветными чернилами. Но в действительности, мы практически ничего о нём не знаем, и в наше время, быть может, так до конца и не узнаем всей правды о нём. Этот дом известен нам по адресу – Новинский бульвар, д. 21-23. Ныне он носит название «старого дома» Посольства США. А на самом деле он не старый и не новый, а «средний» дом американской дипломатической миссии. Первый под названием «Спасо-хаус» до сих пор находится на Спасопесковской площади близ Арбата, а новый расположился на Большом Девятинском переулком неподалеку от этого дома. Кстати Новинский бульвар с 1940 по 1994 год носил название улицы Чайковского, а здание посольства США имело адрес – ул. Чайковского, д. 19-21
Исследование строительства и истории этого дома привели меня в тупик. Потому что ничего об этом доме кроме скудных сведений об архитекторе и его первом заселении Посольством нигде нет. Причем нет ни в старых московских книгах советского периода, ни в интернете, ни в современных краеведческих описаниях. Здание построено по проекту архитектора Стамо Евгения Николаевича.
Он был талантливым учеником известного московского и питерского архитектора Льва Руднева (автора здания МГУ на Воробьёвых горах, высотки в Варшаве, монумента на Марсовом поле и домов по заказу Министерства Обороны). И вот тут начинается самое загадочное. Где-то источники указывают на то, что архитектор этого дома был один, где-то указано, что Стамо проектировал дом совместно с кем-то. Но этот кто-то неизвестен. Можно предположить, что соавтором молодого архитектора был сам его учитель Руднев, который в 50-е годы являлся ведущим архитектором Министерства Обороны. Далее видим, что в одних источниках дом строился с 1941 по 1952, но в других источниках такого долгостроя не наблюдается. Вряд ли такую помпезную постройку в самом центре Москвы прямо перед войной могли поручить тогда неопытному молодому (29 лет) архитектору Стамо. Поэтому другие источники, говорящие о том, что дом был построен после войны в 52 году, мне кажутся наиболее правдоподобными.
Далее практически во всех источниках встречается, что дом жилой или «Посольство США переехало в здание, представляющее собой отремонтированный многоквартирный дом. Но! Америка для нас была крупнейшим стратегическим партнером и заодно «врагом». Долгое время американская дипломатическая миссия ждала своего помещения. Основные учреждения Посольства до переезда на Новинский дислоцировались в районе старого здания МГУ на Моховой. «Впервые идея строительства комплекса посольства возникла в 1934 году, вскоре после того, как Соединенные Штаты признали СССР. В январе 1934 году Сталин пообещал первому американскому послу в Советском Союзе Уильяму Буллиту участок на Ленинских горах, выходящий на Москву-реку. Переговоры об условиях аренды закончились ничем, и сотрудники посольства въехали в помещение неподалеку от Красной площади. В нем миссия находилась до 1953 года – до переезда в здание на улице Чайковского (теперь Новинский бульвар)»
После размещения в новом здании на Новинском, стало понятно, что оно тесное и не может обеспечить необходимую безопасность. И представители США обратились с просьбой о предоставлении иного более просторного помещения или о выделении дополнительной территории рядом со зданием на Новинском для дополнительного строительства. Наше посольство в свою очередь выдвигало такие же требования по вопросу дополнительной земли в Вашингтоне и предлагало американцам участок на Ленинских горах. Но такая дислокация посольства вдали от центра американцев конечно не устраивала еще со времен Сталина. В итоге все договорились, и в результате многолетних переговоров 16 мая 1969 года Соединенные Штаты и СССР подписали «Соглашение об обмене участками земли для размещения посольств». Наши с неохотой согласились на 85 лет бесплатной аренды 12,5 акров земли в районе Маунт Алто, а представители США с радостью согласились на предложение о бесплатной аренде тоже сроком на 85 лет участка площадью 10 акров, расположенного за их зданием посольства на Новинском бульваре.
Итак, можно сделать следующий вывод. Дом на Новинском бульваре был построен специально для размещения в нем административно-жилых помещений Посольства США. Рассмотрим косвенные доказательства. Идет 1951 год. Посольство США размещается в нескольких шагах от Кремля. Тяжелая политическая послевоенная обстановка и начало противостояния двух стран под внешней дружелюбной маской. Все-таки политические антагонисты – капитализм и социализм. Со стороны СССР действительно в рамках приличий необходимо предоставить новое здание американскому посольству. Подключено Министерство обороны и КГБ. С американцами проводятся переговоры с предложением занять участок на Ленинских горах. Но наши чекисты, зная о возможном их отказе, решают предложить им типа жилой дом на Садовом кольце. Почему именно там? Дело всё в том, что стратегически место расположения будущего Посольства было очень правильным. Рядом в это же время достраивалась высотка, в которой могли расположиться наши спецслужбы. Оттуда можно было наблюдать и перехватывать сигналы. Кстати, при строительстве нового здания посольства на Большом Девятинском, из высотки на Баррикадной были выселены жильцы с верхних двух этажей для размещения там специальных людей и аппаратуры. И до сих пор, чтобы подняться на верхние этажи высотки на Кудринской нужно обладать специальным ключиком. А дом, который строил Стамо, можно было под видом жилого строительства также напичкать необходимым оборудованием. Кстати, такое оборудование было найдено американцами в 60-х годах в старой резиденции Спасо-хаус. К тому же и Стамо и архитекторы, которые строили высотку Мндоянц и Посохин были сокурсниками, коллегами и друзьями. И есть предположение, что совместно с молодым архитектором Стамо «жилой» дом для посольства строил и Ашот Мндоянц. Плюс ко всему, если бы дом был действительно предназначен для жилых нужд, то поселили бы здесь в 1952 министерскую элиту – в таких домах простым гражданам квартиры не давались. И конечно, переселение таких лиц могло вызвать очень большие трудности и наверняка оставило после себя многочисленные воспоминания о таком переезде.
К слову сказать, о Евгении Николаевиче Стамо, архитекторе посольского дома, Кремлевского дворца съездов, Дома кино и прочих значимых для эпохи зданий, сегодня мало что известно кроме перечислений его заслуг. Видимо и он сам, и само это здание еще надолго будет засекречено как с нашей стороны по вышеописанным обстоятельствам, так и с американской стороны. Что можно сказать с точностью об этом доме? Прежде всего то, что был он построен на месте трёх старинных домов. Один из них принадлежал врачу Александру Ивановичу Афросимову и его супруге. Куприн, живший здесь неподалёку во Вдовьем доме у матери часто писал о Новинском бульваре. Вот как он вспоминает о нем много лет спустя в своем рассказе «Чудесный доктор»: «хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, во всяком случае, пригласите завтра доктора Афросимова. Это дельный врач и хороший человек. Я его сейчас же предупрежу». Во втором доме жил учёный-орнитолог Алексей Степанович Хомяков, друг председателя Бюро отдела орнитологии Императорского русского общества акклиматизации животных и растений и действительный член Русского орнитологического комитета. Уникальная коллекция книг по биологии, собранная Хомяковым, сейчас хранится в Дарвиновском музее. Третий особняк принадлежал корреспонденту Главного управления коннозаводства Николаю Михайловичу Петрово-Соловово.
Вот на таком историческом месте и построено здание посольства. Кругом жилые дома, а за каменными плитами, огородившими посольство, уже Америка! Двадцать лет назад здесь и зимой в жуткий мороз стояли огромные очереди потенциальных туристов и отъезжающих. Занимали очередь аж в пять утра, и стояли, пока не пройдут. А греться бегали в дом напротив. Одна из участниц такого похода в посольство вспоминает: «Чтобы произвести впечатление на этих американцев, я надела все украшения, которые у меня были, а на голову водрузила лисью шапку, справленную незадолго до этого. Шапку я по тогдашней моде не сняла, пусть видят, как хорошо живет русский народ! Толстой негритянке за стеклом я, видимо, не понравилась, она с завистью смотрела на мои золотые серьги, нарочно задавала кучу ненужных вопросов и с довольным видом вернула документы назад. С тех пор в Америку я больше не хочу».
Так что, Идите и Смотрите Америку на Садовом кольце Москвы!
Автор статьи – Наталья Леонова
Относительно хронологии постройки, могу получить точные сведения от нашего друга — старожила, который это точно помнит. Пока что могу лишь написать, то, что помню с его слов. Первоначально было построено одно крыло дома, и это, действительно, был жилой дом. Впоследствии к этому крылу было пристроено всё остальное, в результате здание приобрело теперешний вид. О датах попробую узнать.