"Антибожественные" превращения нескольких московских церквей

 В Москве множество старинных домов, которые со временем поменяли свое изначальное предназначение. Еще в советские времена в старых графских усадьбах поселились больницы и посольства, а сегодня территорию бывших фабрик и мануфактур заняли бизнес центры и фитнесс-клубы. Практически все православные церкви, уцелевшие после революции, вернулись верующим. Но попадаются еще в Москве бывшие церковные здания, которые так и остались переквалифицированными по иному целевому назначению. В основном это здания бывших старообрядческих церквей, возрождение которых идет не так быстро. Говорят, что денег у старообрядцев на выкуп у частных лиц и восстановление своих церквей не хватает и с церковной иерархией у них не все так просто. Вот и наблюдаем мы по сей день в одном отдельно взятом уголке Москвы, бывшей Рогожской старообрядческой слободе, на Таганке обилие бывших церквей, занятых разными делами.

Продается церковь. Улица Малая Андроньевская.
Если взглянуть на бывшее здание церкви со стороны Малой Андроньевской улицы, то вряд ли кому то придет в голову, что это церковь. Выкрашенное в ярко салатовый цвет здание напоминает скорее всего советский клуб, что собственно говоря тоже является правдой. После революции здесь разместился клуб швейной фабрики «Пионер», куда приезжали выступать разные наши эстрадные исполнители. Мне почему-то очень запомнился концерт Льва Лещенко. В маленьком зале набилось несколько сотен человек, и никто из нас даже не предполагал, что находится в церковном помещении. А вот если обойти это здание и посмотреть со стороны улицы Вековой, то даже невооруженному взгляду откроется тайна древнерусского церковного зодчества. Эта Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины была достроена ровно 100 лет назад в 1912 году архитектором Ильей Евграфовичем Бондаренко. Он учился у Шехтеля, дружил с Коровиным, много путешествовал по России, изучая народную архитектуру Севера и Поволжья. После выхода царского указа «Об укреплении начал веротерпимости» стал ведущим архитектором старообрядческого храмостроения. И эта церковь, в народе прозванная Никольской, выполненная в смешении модерна и псевдорусского стиля, стала одним из самых красивых творений архитектора. Даже сейчас можно заметить витиеватые линии узора колокольни и алтарной части церкви, густо замазанные краской. В 2000-е годы там разместилось правление партии СПС, а сейчас красуется красная табличка с надписью «ПРОДАЕТСЯ».

  Театральная церковь. Таганская улица, д. 15а. Маленькую розовую башенку видят все, кто проходит мимо детской территории Таганского парка. Знают это здание с башенкой и родители с детьми, которые приходят на представление детского сказочного театра. Это Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Каринкинской старообрядческой общины, построенная архитектором Петром Васильевичем Харко в 1902 году. Здание церкви выстроено несмотря на действующий тогда запрет на возведение старообрядцами своих церквей, и удалось это только потому, что попечителями этой церкви выступали богатейшие и значимые купцы- старообрядцы Рябушинские. Закрыли церковь в 1935 году и по постановлению президиума Моссовета передали здание «по ходатайству Наркомзема СССР для Всесоюзных заочных курсов». А в 90-х годах прошлого века там разместился Московский детский сказочный театр – детище семьи Милениных, заслуженных артистов России Ирины Петровны и Михаила Николаевича.

Церковное общежитие. Новоселенский переулок, д. 6 или улица Марксистская, д. 9, стр. 3. И на этот раз, подходя к этому старинному дому, в глубине дворов современных домов, прохожий или местный житель не догадается о том, что это храм. Причем с алтарем и входом на колокольню! Алтарь теперь служит входной дверью и прихожей. Вход на колокольню пустует и вызывает у всех вопрос, почему эта лестница ведёт на второй этаж? Третий этаж надстроен, окна прорублены. При входе через бывший алтарь, Вам открывается вид на длинный узкий коридор, заставленный электрическими плитами, столиками, ящичками и холодильниками. Это кухня коммунальной общаги на первом этаже. В комнаты заходить не рекомендуется, потому что там всё как у Достоевского – углы и двухэтажные полати, задернутые плотными тканями по наскоро брошенной веревке. Ванная, сделана жильцами наподобие «помывочной» с шайками как в старой бане, общая на весь этаж, с большим окном, замазанным белой краской, кое-где отскоблённой любопытными наблюдателями. На втором этаже комнатки уже поприличнее — там через окошки видны чистые занавески и шторки, а на подоконниках цветёт герань и настурция.
А ведь это был изумительно красивый старообрядческий собор Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке — самая последняя большая постройка из всех старообрядческих церквей в Москве. Его строительством старообрядцы решили обозначить незыблемость своей веры на протяжении сотен лет гонений. В апреле 1905 года издаётся царский Указ «О свободе вероисповедания» и архитектор Николай Дмитриевич Поликарпов задумывает построить собор в древнерусском стиле, по размерам и стилю напоминающий Успенский собор Кремля и конкурирующий в этом месте с соседним Новоспасским монастырем, родовым храмом семьи Романовых. Надо сказать, что эта задумка удалась, ведь тогда между храмом на Апухтинке и Новоспасским монастырем стояли только одно- двухэтажные строения. Строили храм всем миром, на пожертвования жителей и деньги купцов-предпринимателей. Одними из главных его устроителей и вдохновителей были братья Шибаевы и члены семьи Новиковых — местные таганские жители, которые владели в этой местности дровяным складом, магазином пиломатериалов и мастерской по изготовлению надгробных памятников и крестов. Красота и благолепие созданного храма были подробно описаны современниками: «Все в этой величественной церкви было древнее и замечательное, высокохудожественное, редчайшее и бесценное». Последний придел в храме был освящён в мае 1917 и буквально через несколько месяцев храм был закрыт полностью. Сначала в нем был склад церковного имущества закрываемых храмов, а в июне 1935 года он был и вовсе был превращен в общежитие, которое Вы можете наблюдать и по сей день. А строителей храма — братьев Новиковых — 26 сентября 1937 г. приговорили к расстрелу в деле по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группировке сектантов — старообрядцев и выполнили приговор на следующий день. Так и живут люди в таком уникальном «храме» в жутких условиях, сами об этом ничего не зная и не ведая…

Автор статьи Наталья Леонова