Дом под рюмкой — пил или не пил?

дом по юбкой современностьВ начале улицы Остоженки почти за мощной фигурой Фридриха Энгельса внимательный взгляд может уловить вид необычной крыши московского доходного дома начала 20 века. Правая верхушка крыши на углу дома четко напоминает рюмку, только перевернутую с ножкой наверху.  По данному столовому предмету дом и получил народное название «Дом под рюмкой».

По поводу этой рюмки уже давно и успешно муссируется в прессе и в народе одна легенда. Мол, купец Филатов, на средства которого был построен этот дом, когда то изрядно выпивал. Впрочем, как и многие тогдашние купцы, иногда засиживаясь «до журавлей». Это было не что иное, как питие напитков и обильное кушанье до утра. Участники такого застолья начинали трапезу в полдень и продолжали до 3 часов следующего дня. Тем, кто выдерживал, выносили запечатанный хрустальный графин коньяка, разрисованный золотыми журавлями. Стоил такой графинчик 50 рублей (для сравнения корова тогда стоила 3-5 рублей). Плативший за коньяк получал пустой уже выпитый графин на память. Богатые купцы даже соревновались в коллекционировании графинов. Говорят, что Филатов был так же очень хлебосольным хозяином и дом его всегда был полон гостей. И вот – то ли понимая, что скоро разорится, то ли как говорят — жена запилила, купец решил бросить пить. На заработанные и сэкономленные от спиртного средства решил построить доходный дом, кои в Москве начала 20 века плодились как грибы и приносили их владельцам солидный доход. А в память о том, что бросил пить, Филатов заказал у архитекторов поставить наверху дома перевернутую верх дном рюмку.

Не всем москвичам нравилась такая вольность в архитектуре. Как и сегодня не многое из новых строений нравится, так и тогда находилось немало критиков этого строения.

Первоначально "рюмка" была другая и очень напоминала башенку дома Кекушева

Первоначально «рюмка» была другая и очень напоминала башенку дома Кекушева

Вот, например, газета «Московский еженедельник» сообщала: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки…»

Первоначально рюмка на доме была изящная, а уже в недавнее время после капитального ремонта дома, выселения дома и превращения его в элитное квартирное владение, была заменена современной.

Ну а теперь давайте попробуем разобраться, что от людской молвы может быть правдой, а что ложью… Во-первых, дом этот строился в два этапа. Первую его часть левую четырехэтажную построил в 1904 году известный всей Москве своими «небоскрёбами» архитектор Эрнест Карлович Нирензее. Вторую, правую его половину, как раз под рюмкой, достраивал в  1907-1909 годах архитектор Валентин Евгеньевич ДубовскОй (неправильно ДубовскИй) при участии Н.А.Архипова. Дубовской отличался в своих строениях тем, что применял собственную интерпретацию стиля модерн, который сочетал с оригинальными мотивами готики и романской архитектуры. Для творчества Дубовского характерны стилизованные замки, рыцари и псевдогеральдические звери, явно отправляющие нас в далёкое Средневековье.

украшения дома под "рюмкой"

украшения дома под «рюмкой»

Вот и этот дом изобилует лепниной с необычными изображениями обнимающихся русалок и непонятных чудищ, низвергающих потоки из своего рта. Исследователи считают лепное убранство этого здания уникальным и больше по Москве не встречающимся. Архитектор прожил до 1931 года и в советское время занимался проектированием электростанции по плану ГОЭЛРО.

Дом Кекушева на Остоженке с похожей "рюмкой"

Дом Кекушева на Остоженке с похожей «рюмкой»

Во-вторых, мода делать на углах домов башенки с острым завершением была тогда по всей Москве. Достаточно взглянуть на вблизи расположенные дома. Поэтому версия ПЕРВАЯ : своеобразная рюмка — это дань моде и креатив архитектора.

Теперь о самой персоне домовладельца Филатова. Во всех источниках написано, что владельцем дома был Я.М. Филатов. Далее выясняется, что Яков Михайлович Филатов, как и многие московские купцы был старообрядцем, числился купцом 3-ей гильдии и был  общественным членом-учредителем, а также попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища (сокращенно МСОРК). Эта община была образована после знаменитого царского указа «Об укреплении начал веротерпимости», после которого старообрядцы вышли из своего подпольно-нелегального положения и возымели право возводить собственные храмы и монастыри. И вот в январе 1907 г. Московским губернским правлением была официально зарегистрирована МСОРК — самая большая старообрядческая конфессия в России.

Филатов Яков Михайлович

Филатов Яков Михайлович

Мог ли такой человек как Филатов безбожно пить, будучи старообрядцем, про которых писали, что «они не пили, не курили, в театры бесовские не ходили»? Наверное мог! Как и другие купцы-старообрядцы, которые изрядно отрывались в гуляньях на летний период на занменитой Нижегородской ярмарке. Поэтому версия ВТОРАЯ: купец Филатов пил, бросил пить, и в знак этого события поставил рюмку.

Но… купцы 3-ей гильдии обладали капиталом всего от 8-ми до 20 тысяч рублей в год, что с трудом позволяло в начале 20-го века построить доходный дом в достаточно престижном тогда месте рядом с Храмом Христа Спасителя… В среднем, только участок под застройку в то время стоил около 150 тысяч рублей. И вот появляется версия о знаменитом Савве Морозове, о том, что заказчиком строительства мог быть именно он. Тем более что Савва Тимофеевич Морозов, тоже как и Филатов, был попечителем и членом МСОРК, и мог позволить себе такое строительство, будучи купцом 1-й гильдии и богатейшим человеком своего времени. И тоже, как и все купцы, возможно нещадно пил, а потом «завязал». Правда, кроме истории в трактире про лошадь и шампанское, ничего на тему «Морозов и алкоголь» не нашлось. дом пор рюмкой морозовА сама история такова: «Зашел как то утром Савва Тимофеевич в трактир и хозяин, желая угодить богатому посетителю, предложил ему шампанское. Тогда Савва Тимофеевич приказал трактирщику принести ведро шампанского и напоить лошадь. Хозяин тщетно пытался заставить лошадь пить. «Вот видишь, — сказал трактирщику Савва Морозов, — даже лошадь с утра шампанского не пьет, а ты мне суешь». Другая версия этой истории гласит, что не трактирщик решил угостить Морозова, а офицеры лейб-гвардии, сидевшие за соседним столиком в трактире, передали Морозову бутылку шампанского в качестве угощения. Посему версия ТРЕТЬЯ, но совсем натянутая: Савва Тимофеевич Морозов был заказчиком этого дома, и в честь того что не пил – приказал архитекторам поставить наверху эту рюмку. Я в эту версию совсем не верю, хотя бы потому, что Савва Тимофеевич трагически погиб в 1905 году, а эту часть дома строили только в 1907-1909  годах.

Вот такой полный легенд дом стоит на Остоженке и почему наверху рюмка – теперь только гадать приходится! Мы рассказываем и показываем этот дом на наших необычных экскурсиях «Тайны московского болота» и «Счастливая подкова московских бульваров. Часть Вторая».

А Вы Идите и Смотрите!!! Сами или вместе с нами. И будьте аккуратнее со спиртными напитками! Если что – просто переверните свою рюмку!

Автор статьи — Наталья Леонова

Tags: , , , , , ,


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA

*

Яндекс.Метрика Рейтинг блогов Рейтинг блогов Рейтинг блогов