Дорогие друзья! Приглашаем вас в наши необычные путешествия по Москве, среди которых есть новые, редкие и уже полюбившиеся многим экскурсии. Мы предлагаем вам небанальные маршруты, темы и рассказы, творческих личностей-экскурсоводов и комфортную атмосферу среди небольшого количества участников наших прогулок!

31 июля в пятницу в 19:00 приглашаем на редкую детективную экскурсию «Преступление и наказание по-московски». Под чутким руководством журналиста Владимира Ващенко вы пройдетесь по местам самых громких и резонансных преступлений столицы, узнаете подробности следственных экспериментов и очной ставки, а также о причинах «нераскрываемости» многих преступлений. В середине маршрута вы «нырнете» в недра московского метро и познакомитесь с историей самой негативной метроветки. В финале — реальные «декорации» действующей московской тюрьмы. Вы окажетесь возле действующего следственного изолятора Москвы – «Бутырского замка» — архитектурного шедевра времен Екатерины Великой с бастионами, охраной, корпусом одиночных камер в звуковом сопровождении! Выводы, факты, правила безопасности в городе ждут вас на этой необычной экскурсии! Количество участников — 10 человек. Осталось 6 билетов.

 

1 августа в субботу в 11:00 приглашаем вас на ПРЕМЬЕРУ масштабной экскурсии «Литературно-дачные переделки в Переделкине». Ведет экскурсию постоянный житель поселка Переделкино, журналист и поэтесса Инна Воронова, которая знает все об этих местах и знакома лично почти со всеми жителями Переделкина.

Вы узнаете уникальные подробности из первых уст, как и где жили и творили знаменитые литераторы, художники и скульпторы нашей страны. Перед вами раскроется необычная история этих мест: как подмосковные владения именитых граждан России обросли дачами в начале 20 века и почему в советские годы Переделкино облюбовали писатели и поэты. Вы посетите храмы и территорию Патриаршего подворья, почтите память похороненных здесь знаменитостей, зайдете внутрь Дома творчества писателей, прогуляетесь по тихим улицам и тенистым аллеям поселка и увидите множество домов, где когда-то жили и сейчас живут представители интеллектуальной элиты нашей страны. Около четырех часов путешествия с привалом – и перед вами почти все Переделкино! Наше путешествие будут сопровождать голоса легендарных личностей и их незримое присутствие в любимых местах. Подлинные автографы Беллы Ахмадулиной, Льва Ошанина, Фазиля Искандера, Александра Твардовского станут украшением нашего путешествия. Количество участников — 15 человек.

 

2 августа в воскресенье в 14:00 состоится наша удивительная экскурсия «Арбатские извилины — переулками истории».

Интересный рассказчик и журналист Владимир Ващенко проведет вас по изогнутым, извилистым тихим переулочкам Арбата, его старым и новым дворикам. Живая история будет твориться на фоне сохранившихся и исчезнувших особняков и зданий. Вы узнаете о том, как великий писатель Николай Гоголь и, нещадно критиковавший его, Виссарион Белинский, жили по соседству. Вы увидите, где недалеко от них проживал лидер «западников» Александр Герцен и его оппонент «славянофил» Сергей Аксаков. Множество известных писателей, артистов и политиков объединили в своей тесной паутине многочисленные арбатские переулки. Сотни архитектурных жемчужин ожидают участников путешествия. Количество участников — 10 человек! Осталось 2 билета.

 

4 августа во вторник 19:00 приглашаем на нашу шикарную банную экскурсию «По руслу реки Неглинки в Сандуновские бани» с полным осмотром Высшего мужского разряда.

Увидеть это самое роскошное отделение можно лишь в том случае, если вы мужчина и придете сюда попариться за 3000 рублей за 2 часа… или на нашей экскурсии, где вы не только увидите все это великолепие, но и услышите увлекательные рассказы о создании, владельца, посетителях и интерьерных шедеврах этих легендарных бань. Вы посетите все залы Высшего мужского разряда – предбанник в стиле барокко, раздевальню в стиле готики, кабинку в классическом стиле, мыльню и огромный бассейн! Сандуны Количество участников – 15 человек!

 

Напоминаем, что вы можете посмотреть уникальную лекцию Натальи Леоновой о «Первой ветке московского метро: по станциям Сокольнической линии».

Другие авторские видео-лекции можно посмотреть бесплатно на нашем канале YouTube.

 

Предстоящая июльская неделя насыщена множеством памятных событий.

29 июля 1696 года завершился второй Азовский поход Петра I, в результате которого была взята турецкая крепость Азов. К этой военной операции царь повелел построить много военных и транспортных кораблей: 1300 стругов, 30 морских лодок, 100 плотов. В селе Преображенском на реке Яузе делали основной тип военных кораблей того времени – галеры; у них была небольшая осадка, хорошая маневренность для успешных действий на мелководье Дона и прибрежных водах Азовского моря. На строительстве были заняты солдаты Семёновского и Преображенского полков, крестьяне и мастеровых, которых вызвали из Архангельска, Вологды и Нижнего Новгорода. Построенные в Преображенском галеры разбирали, везли на верфи в Воронеж, там снова собирали и спускали на воду. Каждая галера доставлялась из Москвы на 15-20 повозках. Экипажи галер были сформированы из военных Семёновского и Преображенского полков, прибывших из столицы.

Командующим армии был назначен боярин Алексей Семёнович Шеин; он первым в России официально получил чин генералиссимуса. Командовать флотом Петр назначил Франца Лефорта. 23 апреля 1696 года первый эшелон из 110 транспортных судов с войсками, артиллерией, боеприпасами и продовольствием начал поход. Предстоял тысячекилометровый поход! 16 мая Азов был осаждён. 18 июля гарнизон крепости выбросил белый флаг и начались переговоры. 19 (29) июля начальник гарнизона Гассан-бей капитулировал. Войска с царем отправились в Москву, в начале августа. В столице в честь этой победы 30 сентября было устроено небывалое торжество.

31 июля 1956 года был открыт Центральный стадион им. Владимира Ильича Ленина (сейчас «Лужники»). После того, как в 1952 году сборная СССР впервые приняла участие в Олимпийских играх, правительство поставило цель: страна должна стать главной мировой спортивной державой. Кроме хорошей подготовки спортсменов, был необходим современный спортивный центр. Место для строительства выбрали в Лужниках, получившим свое название по обширным лугам в излучине реки Москвы. Чтобы здание не повредили грунтовые воды или наводнения, строительную площадку подняли на 1,5 метра: завезли около трех миллионов кубометров грунта, а в землю вбили 10 000 свай. Проект стадиона всего за 3 месяца разработала группа архитекторов во главе с Александром Власовым, который спроектировал московский Крымский мост в 1935-1938 гг.

Строительство стадиона длилось 450 дней. К работе были привлечены добровольцы со всей страны. Курировала стройку Екатерина Фурцева, которая тогда являлась первым секретарем Московского горкома КПСС. Стройку завершили к лету 1956 года. На торжественном открытии побывали сотни тысяч зрителей; в этот день состоялся футбольный товарищеский матч между сборными РСФСР и КНР. Уже 5 августа в Лужниках начались соревнования первой Спартакиады народов СССР. Затем там проводились все крупные спортивные и другие масштабные события СССР: первый матч с участием сборной СССР, торжественное открытие Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Олимпиада 1980 года, двухдневный фестиваль 1989 года с участием легендарных иностранных исполнителей и групп: Bon Jovi, Ozzi Osbourne, Skid Row, Scorpions в и другие.

После распада СССР спорткомплекс приватизировали, и он стал акционерным обществом. Для его содержания собственники устроили рядом огромный вещевой рынок, а на самом стадионе проводились футбольные матчи и концерты. В сентябре 1993 года под проливным дождем здесь впервые в России выступил Майкл Джексон. В 1995 году «Лужники» закрыли на масштабную реконструкцию, которая полностью видоизменила стадион. Он был накрыт крышей, вместо старых длинных скамеек были установлены индивидуальные пластиковые сиденья, появились новые цифровые табло, полностью переделали помещения под трибунами. А рынок закрылся только в 2011 году.

 

1 августа 1906 года 43-летний саратовский губернатор Петр Столыпин был назначен российским премьером. В юности он был либералом, в зрелости — консерватором и монархистом. При случае умел подольститься к начальству, но мздоимством брезговал. Был волевым и отважным, и не раз в одиночку усмирял бунтующих крестьян. Во время революции 1905 года Столыпина назначили министром внутренних дел. Благодаря ему появились военно-полевые суды, которые в течение суток отправляли на виселицу схваченных с оружием в руках революционеров. Таких за четыре года набралось более 4 тысяч человек.

Революционеры мстили министру, взорвали его на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. В результате этого теракта сам Столыпин не пострадал, но были покалечены его двенадцатилетняя дочь и трехлетний сын. Всего в результате взрыва пострадало более 100 человек, из которых 27 погибли на месте, а 33 были тяжело ранены. В итоге Столыпин разонравился и правящим кругам: он предложил ограничить собственность помещиков, чем безусловно вызвал их недовольство. Когда власть уже подготовила указ об отставке Столыпина, 14 сентября 1911 года Столыпин был застрелен в оперном театре Киева. 27 декабря 2012 года у Дома Правительства Российской Федерации в связи со 150-летием со дня рождения был установлен бронзовый памятник Столыпину. На него собирали деньги со всей России; много средств было получено от простых граждан, а не от богатых бизнесменов.

 

2 августа 1945 года в Харькове в актёрской семье родился композитор Георгий Мовсесян. Еще в детстве он научился играть на аккордеоне, и в 1964 году окончил Гнесинское училище. В армии тоже играл на аккордеоне в военном ансамбле. Он служил вместе с Давидом Тухмановым и Владимиром Винокуром, и в этот период начал писать оркестровки и бардовские мелодии.

Мовсесян был артистом Москонцерта, солистом и концертмейстером инструментальной мастерской, много лет работал в оркестре «Мосфильма». Он играл на всех клавишных инструментах! Свою первую песню на стихи «Дороги» он написал в 1965 году. А известность получил после того, как на «Песне-77» Анна Герман исполнила его песню «Береза». Композитор писал комсомольско-молодёжные и солдатские песни, песни о моряках, рыбаках, шоферах, геологах. Но, пожалуй, более всего Мовсесяна прославили песни в исполнении его друга Вахтанга Кикабидзе — «Проводы любви» (стихи Михаила Танича) и «Мои года» (стихи Роберта Рождественского).

 

2 августа 1966 года советский летчик-испытатель, сын знаменитого авиаконструктора, заместитель главного конструктора ОКБ Сухого, Владимир Ильюшин поднял в небо первый в СССР самолет с изменяемой в полете стреловидностью крыла.

Это был экспериментальный истребитель-бомбардировщик С-22И конструктора Павла Сухого. Самолет успешно прошел испытания, а их результаты оказались настолько впечатляющими, что опытно-конструкторскому бюро Сухого поручили модифицировать исходную модель. В 1967 году опытный экземпляр Су-7ИГ показали публике на воздушном параде в «Домодедове», а в 1970 году самолет под новым названием Су-17 был принят на вооружение ВВС. В настоящее время более 60% авиапарка российской армии составляют машины, разработанные в конструкторском коллективе Павла Сухого. Оно было создано в 1939 году, стало крупнейшим российским авиационным холдингом и экспортером авиационной техники, и ныне успешно продолжает свою деятельность в Москве на улице Поликарпова.

 

3 августа 1804 года родился первый министр путей сообщения Российской империи Павел Петрович Мельников. С 14 лет он учился в Москве, в Благородном пансионе Василия Кряжева. и окончил его «с отличным старанием». Затем была Военно–строительная школа при Институте Корпуса инженеров путей сообщения. В 29 лет Мельников стал профессором и сформулировал основные принципы проектно–изыскательских работ и строительства железных дорог общего пользования в России. При его непосредственном участии в 1837 году была построена первая в России железная дорога (Петербург – Царское Село – Павловск) и затем Петербурго–Московская железнодорожная магистраль. Павел Петрович вникал во все подробности проектирования и строительства вокзалов и производственных сооружений, хотя за это отвечали архитекторы.

В 1863 году Мельников был назначен «главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями». Через два года ведомство преобразовали в министерство, и Павел Петрович стал первым министром путей сообщения. За то время, когда он был министром (до 1869 года), в России были построены около 4700 км железных дорог. По его инициативе на многих заводах начали делать паровозы, вагоны, рельсы и другое оборудование для транспорта.

01 августа 2003 года, в преддверии Дня железнодорожника и 200–летия со дня рождения Павла Петровича в сквере у трех вокзалов на Комсомольской площади был установлен бронзовый памятник. Памятник изготовлен на средства Министерства путей и сообщения России. Увидеть портреты и фотографии почти всех руководителей путей сообщения в России и СССР можно в бывшем кабинете Н.Д. Стахеева, в роскошном особняке, где ныне находится Центральный дом детей железнодорожников. Попасть туда можно на нашей редкой и уникальной экскурсии «Ва-банк миллионера Стахеева» с полной экскурсией в залах особняка, которую проведет Наталья Леонова 23 августа в 11.00.

 

3 августа 1890 года родился другой известный в стране Мельников – архитектор и художник Константин Степанович. Он не родственник министра путей сообщения, а просто однофамилец. Его родители жили в Петровско-Разумовском. Отец получил казённую службу на строительстве и ремонте дорог в Петровской лесной и земледельческой академии (ныне Российский государственный аграрный университет). Будущий архитектор родился в глинобитном, крытом соломой бараке, в котором проживали сторожи, в местечке «Соломенная сторожка». Позднее семье дали казённую комнату в полицейской будке-доме в этих местах. В 1897 году семья Мельниковых переехала в небольшой собственный дом в Лихоборах. Мельников учился сначала в четырёхклассной церковно-приходской школе прихода домовой Петропавловской церкви при Сельскохозяйственном институте, а потом занимался в иконописной мастерской Прохорова в Марьиной роще.

Отец с матерью ежедневно возили на своей лошади молоко в Москву на продажу. Там они познакомились с молочницей Авдотьей Ивановной, которая доставляла молоко в дом специалиста по отоплению и вентиляции, инженера В. М. Чаплина. Через швейцара она помогла устроить мальчика на работу в торговый дом «В. Залесский и В. Чаплин». Работодатель увидел таланты Константина, нанял для него учителя-художника, и вскоре Мельников поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Там он учился в общей сложности 12 лет, совмещая учебу с работой на постройках зданий с участием фирмы «В. Залесский и В. Чаплин».

После революции началась активная самостоятельная деятельность Мельникова. Сделав саркофаг для тела В. И. Ленина в первом деревянном Мавзолее, архитектор можно сказать получил «охранную грамоту» на будущее. До сих пор удивляют построенные Мельниковым московские здания, которые признаны объектами культурного наследия регионального значения и активно используются: Бахметьевский гараж (Еврейский музей и центр толерантности), гаражи Интуриста, Госплана СССР и на Новорязанской улице, клубы завода «Каучук», фабрики «Свобода» на Вятской улице, фабрики «Буревестник», Дорхимзавода имени М. В. Фрунзе на Бережковской набережной, Дом культуры им. И. В. Русакова, планировка ЦПКиО имени А. М. Горького. Вершиной творчества Мельникова стал его собственной дом-мастерская дом, спроектированный и построенный зодчим в Кривоарбатском переулке. Константина Степановича не стало в 1974 году; он был похоронен на старинном Введенском (Немецком) кладбище, по которому Наталья Леонова проводит свою авторскую, уникальную экскурсию «Забытые судьбы Немецкого (Введенского) кладбища».

 

Талантливый киносценарист, кинорежиссёр, поэт Геннадий Шпаликов часто останавливался в Переделкине. Там, в Доме творчества писателей в 1974 году его не стало. Он написал замечательное стихотворение под названием «Переделкино».

Меняют люди адреса,

Переезжают, расстаются,

Но лишь осенние леса

На белом свете остаются.

 

Останется не разговор

И не обиды — по привычке,

А поля сжатого простор,

Дорога лесом к электричке.

 

Меж дач пустых она вела,—

Достатка, славы, привилегий,

Телега нас обогнала,

И ехал парень на телеге.

 

Останется — наверняка —

В тумане белая река,

Туман ее обворожил,

Костром на берегу украсил,

На воду бакен положил —

Движение обезопасил.