Дорогие друзья! «Лёд тронулся»! Пусть еще не так быстро, как хотелось бы, но все же… С 16 июня разрешены экскурсии в музеях для групп не более 5 человек. Мы предлагаем вам наши пешеходные экскурсии как семейные прогулки по улицам Москвы в составе не более 5 человек. Стоимость такой прогулки составит 4000 рублей на группу. При этом наши гиды будут в масках или прозрачных щитках без громкоговорителей. Если Вас интересует такой вид досуга, позвоните по телефону 8(926)770979, выберите возможную экскурсию, согласуйте взаимно удобную для вас и гида дату и время.

С радостью сообщаем, что древний Новоспасский монастырь с 16 июня открывается для экскурсий. Автор нашего проекта официально аккредитована в монастыре и проводит экскурсию по территории и внутри помещений монастыря. И после долгого перерыва, 21 июня в 14.30 мы приглашаем вас на нашу авторскую уникальную экскурсию «Тайны древней Москвы» (с экскурсией внутри Новоспасского монастыря и его соборов). Группа строго – 5 человек, всем участникам необходимо иметь маски, головные уборы, юбки не выше колен и закрытые плечи (мужчины – только не в шортах). Если желающих будет много, то Наталья сможет провести эту экскурсию в субботу или утром в воскресенье еще раз. Стоимость экскурсии 700 рублей, продолжительность 2 часа. Вы услышите увлекательный подробный рассказ на территории монастыря, внутри уникальных монастырских соборов и в усыпальнице предков царской семьи Романовых. Наталья расскажет об уникальных росписях, фресках, памятниках, храмах, стенах, башнях, иконах и надгробиях. На примере истории этого самого древнего монастыря Москвы вы прикоснетесь к истории всей России! Экскурсия насыщена яркими событиями, а также любопытными малоизвестными фактами.

 

По традиции спешим поделиться с вами рассказами об удивительных событиях из жизни Москвы и москвичей. Эти даты насыщены множеством интересных памятных дат, связанных с Москвой.

15 июня 1867 года в небольшой усадьбе деревни Гумнищи Шуйского уезда родился уникальный поэт Константин Бальмонт. В начале 20 века его имя знала вся читающая Россия. Еще будучи гимназистом он увлекся революционной деятельностью. В 1886 году Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета и через год стал организатором студенческих беспорядков. За это его исключили из университета, арестовали, посадили на трое суток в Бутырку, и затем выслали в Шую. На следующий год он смог восстановиться в университете, но учеба не сложилась.

В Москве он жил очень бедно: «Родная Москва… Здесь, знал я месяцы настоящего голода и годы битвы с переменным успехом». В порыве отчаяния он решил покончить с собой. Газета «Русские ведомости» в 1890 году сообщала: «… со второго этажа меблированных комнат «Мадрид», расположенных на углу Тверской и Леонтьевского переулка, ринулся вниз с высоты 15 аршин студент Константин Дмитриевич Бальмонт…». Год он пробыл в больнице и занимался поэзией. На его талант обратили внимание. Жизнь налаживалась; ему доверили переводы известные книгоиздатели Сабашниковы: Бальмонт знал 16 языков и был поразительно работоспособен.

Дела пошли в гору, и Бальмонт въехал в новый, только что построенный в 1901 году, дом в Большом Толстовском переулке (ныне Карманицкий). Он арендовал квартиру на четвертом этаже. Так Бальмонт стал арбатским жителем и прославился на всю Москву чудачествами: хождением в пальто и шляпе по лунной дорожке на море, лазанием на деревья для чтения своих «лепестковых стихов» и т.п. При этом он упорно работал и путешествовал по всему свету.

До конца жизни Бальмонт считал себя революционером, бунтарём и мечтал «о воплощении человеческого счастья на земле». Поэтому, когда в 1905 году на московских улицах вырастали баррикады, среди них был уже немолодой, безукоризненно одетый, романтического вида поэт с длинными светлыми волосами и рыжеватой бородкой. Его стихи стали публиковать в большевистской газете «Новая жизнь». Когда исход восстания стал ясен, Бальмонт эмигрировал, опасаясь ареста. Заграницей он находился до всеобщей амнистии, в 1913 году. Бальмонт приветствовал Февральскую революцию 1917 года, жил в это время в Петрограде, но вскоре разочаровался в новой власти. Большевиков он считал носителями разрушительного начала, подавляющих «личность».

В 1920 году поэт вновь вернулся в Москву, работал в Наркомпросе, готовил к изданию стихи и переводы, выступал, читал лекции. Получив разрешение властей временно выехать за границу в командировку, Бальмонт вместе с женой, дочерью и дальней родственницей 25 мая 1920 года навсегда покинул Россию и поселился в Париже в маленькой меблированной квартире. Потом он жил в разных местах Франции на очень скудные средства. Поэт стал страдать серьёзным психическим заболеванием, но невзирая на болезнь и бедственное положение, сохранил эксцентричность и чувство юмора. Бальмонта не стало 23 декабря 1942 во французском приюте «Русский дом». На его стихи написано 500 романсов. Его поэзия оптимистична, светла, далека от мистики, роковых предзнаменований и прочих тревожащих души настроений, которыми было пронизано творчество его современников.

 

проспект Андропова

15 июня 1914 года в ставропольской станице Нагутская родился будущий глава советского государства Юрий Андропов. Как и все советские вожди до Горбачева, Андропов не получил высшего образования, зато имел прекрасную память и логический склад ума, что помогло ему в карьере. Другим помощником стала близость к органам, возникшая в годы войны, когда Андропов руководил партизанским движением в Карелии. 21 июня 1951 года он стал работать в Москве, все выше и выше взбираясь по карьерной лестнице. Занимал ведущие посты в МИДе СССР, был советским послом в Венгрии, с 1967 года возглавил КГБ, а в ноябре 1982 года стал генеральным секретарём ЦК КПСС и председателем Президиума Верховного Совета СССР. На этом посту он проработал всего 15 месяцев, но «заслужил» проспект своего имени в Москве. Проспект Андропова был образован в 1984 году из части Пролетарского проспекта и назван так в честь умершего в том году Юрия Владимировича.

 

16 июня 1963 года совершила свой полет в космос первая женщина-космонавт — Валентина Терешкова. В феврале 1962 года опытная парашютистка прошла медицинское обследование и была зачислена в космонавты-слушатели. Почти 9 месяцев Терешкова проходила сложнейшую космическую подготовку, сдала экзамены и вошла в основную команду космонавтов. В течение четырех месяцев Терешкова в команде еще трех женщин готовилась к полету на космическом корабле «Восток-6» и была назначена основным кандидатом на полет, который длился почти трое суток с 16 по 19 июня. За это время космический корабль 48 раз облетел вокруг Земли. Пилотом корабля был Валерий Быковский, а Терешкова – командир. Полет она перенесла довольно тяжело, поэтому следующий визит в космос состоялся у Терешковой только через 19 лет.

22 июня первая женщина-космонавт торжественно проехала по Москве вместе в Валерием Быковским и Никитой Хрущёвым. Они ехали в украшенном цветами, черном сверкающем кабриолете «Чайка». Эта марка самая фешенебельная в СССР. К тому же позывной Терешковой на орбите был «Чайка». Почетный эскорт мотоциклистов сопровождал машину от аэродрома до Красной площади. Там состоялся торжественный митинг, похожий на грандиозный парад. В тот день буквально вся Москва высыпала на улицы. Народ стоял толпами по обочинам вдоль дорог с плакатами и цветами.

 

17 июня 1924 года в Москве начал работу 5-й конгресс Коминтерна, то есть коммунистического интернационала. Эта международная организация ставила своей целью установление Советской власти во всех странах. 504 делегата представляли более сорока коммунистических партий всего мира. Конгресс длился по 8 июля и впервые в истории проходил без участия В. И. Ленина. На конгрессе обсуждался вопрос о том, что буржуазия, пытаясь сохранить свое господство в мире, вынуждена прибегать к услугам социал-демократии или фашизма. В резолюции Конгресса говорилось: «Социал-демократия уже издавна переживает процесс перерождения из правого крыла рабочего движения в левое крыло буржуазии, а местами и в крыло фашизма. Вот почему исторически ошибочно говорить о «победе фашизма над социал-демократией». Фашизм и социал-демократия (поскольку дело идет о руководящих слоях того и другого) – это правая и левая рука современного капитализма, надломленного первой империалистической войной и первыми боями трудящихся против капитализма». В итоге Конгресс взял курс на большевизацию компартии. Григорий Зиновьев тогда произнес: «Победы еще нет, и нам предстоит еще завоевать 5/6 земной суши, чтобы во всем мире был Союз Советских Социалистических Республик». Вот такие были планы… Заседания конгресса проходили в Андреевском зале Кремля. Документальные кадры можно посмотреть ЗДЕСЬ.

 

17 июня 1903 года в Екатеринославе (ныне Днепр) в семье ремесленника Арона Боруховича Шейнкмана и Рахили Ильевны Шейнкман родился сын, будущий знаменитый поэт Михаил Светлов. Этот псевдоним появился у него в 1919 году. В Москву поэт переехал в 1922 году, а в конце 1920-х годов он учился в МГУ. Когда в 1934 году на Поварской создавался Союз писателей СССР, Светлов считал, что от этой организации «кроме пошлой официальщины, ждать нечего». Вообще Светлов смело обличал всяческую фальшь. В 1926 году Михаил написал знаменитое стихотворение «Гренада»; его положили на музыку около 20 композиторов разных стран. Марина Цветаева считала это произведение любимым и лучшим стихом «за все эти годы». Его сочинения знал наизусть Владимир Маяковский, их любила Анна Ахматова.

В 1931 году Светлов получил квартиру в знаменитом «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке. Это два дома, построенные в 1929-30 гг. по проекту архитектора С. Е. Чернышёва для рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества «Крестьянская газета» имени Л. Б. Красина. С 1941 до 1945 года Михаил Аркадьевич работал военным корреспондентом газеты «Красная Звезда», за что был награждён двумя орденами Красной Звезды. После войны Светлов преподавал в Литературном институте им. Горького и как многие творческие личности выпивал. О причине своего пристрастия к алкоголю он рассказывал шутливо. Мол, во второй половине 20-х годов его вызвали в ГПУ и предложили стать осведомителем для «спасения революции от врагов». Светлов отказался, мотивировав тем, что он тайный алкоголик и не умеет хранить тайны. Из ГПУ он направился в ресторан «Арагви», где сделал все, чтобы выйти оттуда сильно пьяным. Светлов заканчивал рассказ так: «С той поры, мне ничего не оставалось делать, как поддерживать эту репутацию».

Светлова часто видели прогуливающимся по Тверской между гостиницей «Националь», где он пропускал рюмашку-другую и «Коктейль-холлом» на углу Камергерского. Первая его жена ушла к кинорежиссёру Г. Н. Васильеву. Вторая — грузинка Родам ушла через дорогу в роскошную квартиру дома № 9 к отцу отечественной физики элементарных частиц Бруно Понтекорво. Заслуженная награда — Ленинская премия – была присуждена Светлову за книгу «Стихи последних лет» уже посмертно; ее получил сын поэта. Неслучайно в легендарной комедии «Бриллиантовая рука» кинематографический океанский лайнер был назван «Михаил Светлов» — поэт был чрезвычайно остроумен и обладал превосходным чувством юмора, о чем можно почитать ЗДЕСЬ.

 

18 июня 1902 года в Москве родился советский режиссер Борис Барнет. Его дед Томас Барнет приехал в Россию из Великобритании и был потомственным печатником. Он владел типографией в Бабьем городке, рядом с фабрикой Эйнем и печатал практически всю рекламную продукцию этого предприятия. Семья жила в огромном доходном доме № 16/4 в Вознесенском переулке. Борис учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и одновременно работал бутафором в Первой студии МХТ. Но в 1918 году ушел добровольцем в Красную армию со второго курса училища. А затем окончил Главную военную школу физического образования в Москве и стал профессиональным боксером. На одном из матчей Барнета заметил режиссёр Лев Кулешов и пригласил его на роль ковбоя в фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». После этого Борис стал учиться на курсе Кулешова в Государственном Техникуме Кинематографии.

Как самостоятельный режиссер Барнет дебютировал фильмом «Девушка с коробкой» в 1927 году. Одной из вершин советского кинематографа стал его фильм «Окраина»; это была его первая звуковая картина. Барнет снимал почти на всех студиях страны. Большинство его работ сейчас малоизвестны: часть была выполнена в духе соцреализма, другая — запрещена. Наиболее известный послевоенный фильм режиссера – «Подвиг разведчика» (1948г.), он пользовался большой популярностью у зрителей. Работы Бориса Барнета оказали влияние на творчество многих советских кинорежиссёров. Но Барнет был так самобытен, что повторить его никому не удалось. Во всем мире он считается самым серьезным мастером советской эпохи. Знаменитый Жан-Люк Годар писал: «Его фильмы просты и свободны как хорошая песня, этот «тихий гений» воспринимает ужасы войны и порывы сердца одним и тем же взглядом, ироническим и сострадательным».

Последним фильмом Барнета стал «Полустанок», снятый на «Мосфильме». После выхода картины на экраны в 1963 году Барнет подал заявление об увольнении с киностудии «Мосфильм»: оно было подписано руководством без возражений и уговоров. В 1964 году режиссёра пригласили на Рижскую киностудию для постановки историко-приключенческой драмы «Заговор послов». Во время долгого подготовительного периода 8 января 1965 года в рижской гостинице Борис Барнет покончил с собой. В предсмертной записке он писал о старости, усталости, потере веры в себя, без которой невозможно работать и жить. Он был похоронен на Втором Лесном кладбище в Риге. А в ноябре 2017 года дочь Ольга Барнет перевезла прах отца в Москву и похоронила на Новодевичьем кладбище, рядом с мамой и последней женой режиссера, знаменитой актрисой Аллой Казанской.

______

Поэзия Бальмонта пережила забвение в советские годы и стала очень популярной.  Поэт обожал Москву. На праздновании 25-летия его творческой деятельности, он дал интервью многим газетам, где сказал о своей любви к Москве. Оказавшись в эмиграции, в 1922 году он написал удивительное стихотворение о городе под названием «Только»:

Ни радости цветистого Каира,

Где по ночам напевен муэззин,

Ни Ява, где живет среди руин,

В Боро-Будур, Светильник Белый мира,

Ни Бенарес, где грозового пира

Желает Индра, мча огнистый клин

Средь тучевых лазоревых долин,—

Ни все места, где пела счастью лира,—

Ни Рим, где слава дней еще жива,

Ни имена, чей самый звук — услада,

Тень Мекки, и Дамаска, и Багдада,—

Мне не поют заветные слова,—

И мне в Париже ничего не надо,

Одно лишь слово нужно мне: Москва.