Ну вот и наступила наконец долгожданная, пусть и слишком ограниченная, но свобода! Некоторые уже вышли на работу, другие считают дни до этого события. Открылись парки, но гуляют по расписанию. А в день рождения Пушкина хотя и с ограничениями, начнут наполнятся людьми и Красная площадь, и московские храмы.

По традиции спешим поделиться с вами рассказами об удивительных событиях из жизни Москвы и москвичей. Эти даты насыщены множеством интересных памятных дат, связанных с Москвой.

 

4 июня 1922 вышел первый советский сатирический журнал «Крокодил». Инициативная группа опытных сатириков «Рабочей газеты» во главе с Демьяном Бедным решила печатать фельетоны и карикатуры на злобу дня в отдельном приложении к газете для расширения подписки. Первоначально редакция находилась на Охотном ряду (дом № 7 не сохранился), затем с 1932 года в издательстве «Правда», в бывшей типографии И.Д. Сытина на Тверской, а потом на улице Правды, дом № 24. В первых выпусках приложения осмеивались белоэмигранты, нэпманы, буржуазные интеллигенты, церковники, жулики, спекулянты, самогонщики и другие носители пороков, связанных с нэпом. Три месяца авторы искали лучшие темы и совершенствовали сатирическое мастерство.

27 августа 1922 года вместо очередного выпуска приложения подписчики газеты получили первый номер «Крокодила». В нем было напечатано стихотворение Демьяна Бедного под названием «Красный Крокодил — смелый из смелых! — против крокодилов черных и белых», из которого можно понять почему журналу дано такое название. «Добираться до всякой гнилости и ворошить гниль без всякой милости, чтоб нэповская муть не цвела и не гнила. Вот какова задача Красного Крокодила!». Над первыми номерами работали: известный карикатурист и плакатист Дмитрий Моор, автор знаменитых «Окон Роста» художник Михаил Черемных, поэты Демьян Бедный, Василий Лебедев-Кумач и Владимир Маяковский. Художник-карикатурист Иван Малютин нарисовал на обложке оригинального красного крокодила. Образ крокодила был взят как хищное животное, а красный цвет – символ советского времени. «Крокодил» быстро приобрел огромную популярность в рабочей среде. Он выходил три раза в месяц и впоследствии стал крупнейшим сатирическим изданием в СССР с тиражом 6,5 миллионов экземпляров. Об истории журнала можно подробно прочесть ЗДЕСЬ.

 

5 июня 1988 года в Москве и Сергиевом посаде (тогда Загорске) начались основные юбилейные торжества, посвященные тысячелетию христианства на Руси князем Владимиром. Это случилось в Корсуни (ныне Севастополь) в 988 году. И хотя конец 1980-х годов был уже закатом советской эпохи, тем не менее эти торжества изначально планировались как как сугубо внутрицерковные. Однако длительная подготовка к событию привлекла внимание общественности и всего мира. Задолго до торжеств, в декабре 1980 года, была образована юбилейная комиссия под председательством патриарха Пимена. Через 3 года церкви вернули первый монастырь в стране – Московский Данилов. В 1987 году в средствах массовой информации разрешили печатать материалы о репрессиях, о русской церкви, о судьбе Храма Христа Спасителя и других уничтоженных святынях. Потом к этому процессу подключилось ЮНЕСКО и призвало отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».

В марте 1988 года в Успенском храме Новодевичьего монастыря (тогда территорию монастыря занимал филиал ГИМа) прошло Архиерейское предсоборное совещание.  29 апреля того же года в Екатерининском зале Кремля глава СССР Михаил Горбачёв встретился с патриархом и постоянными членами Синода в присутствии корреспондентов со всего мира. 26 мая в Оружейной палате Русской православной церкви были торжественно переданы священные реликвии, которые хранились в музеях Московского кремля. Святыни в больших серебряных сосудах были установлены на помосте в Елоховском соборе. Был отслужен молебен, и их распределили по разным церквям.

К началу торжеств в Москву приехало 517 гостей — участников Поместного собора из 89 стран. На празднества было аккредитовано 1100 журналистов, и почти половина из них были иностранцами. За всю историю СССР случился невиданный международный резонанс. Юбилейные торжества открылись Божественной литургией в московском Богоявленском соборе в Елохово. Всю неделю с 5 июня в московских храмах совершались праздничные богослужения. Кульминацией праздника стало 12 июня: в Москву съехались иерархи почти всех православных церквей планеты. На площади только что восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря была отслужена Божественная литургия. Многие мероприятия транслировались по телевидению. Патриарх Пимен на закрытии празднеств сказал: «Христианство было тем руслом, по которому потекла в древнерусскую землю культура самой развитой цивилизации того времени — Византии. Эта культура попала на благодатную почву… Завершаются первые десять веков истории нашей Церкви. Господи! Благослови в мире и благочестии вступить во второе тысячелетие нашего бытия в доме Божием… землю же Русскую в мире сохрани и веру православную в ней утверди во веки веков. Аминь».

Все это способствовало крупному повороту церковной политики в СССР: начали открываться, реставрироваться и строиться новые храмы; были официально изменены правила регистрации православных приходов и по всей стране ежедневно стало регистрироваться более 150 общин.

 

6 июня (26 мая по ст. ст.) 1799 года в Москве родился великий русский поэт Александр Пушкин. Точно известно, что это произошло в Москве. В метрической книге церкви Богоявления в Елохове сделана запись: «Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моёра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня…». Но вот дом, где это случилось, и место до сих пор точно не установлено. О разных версиях можно прочесть ЗДЕСЬ.

Пушкины часто переезжали: они арендовали жилье в районе Большого Харитоньевского переулка и Чистых прудов. Там маленькому Пушкину рассказывала свои сказки няня Арина Родионовна, там он начал писать первые стихи. После ссылки в сентябре 1826 года Александр Сергеевич остановился на Старой Басманной улице, в доме своего дяди Василия Львовича. Но перед этим, прямо с дороги, Пушкин побывал в Кремле на аудиенции у императора Николая Первого в Малом Николаевском дворце, где он тогда жил. В последующие свои приезды в Москву Пушкин любил останавливаться в гостинице «Север» (позднее «Англия») в Глинищевском переулке. В 1829 году он встречался здесь с польским поэтом А. Мицкевичем. В память об их встречах в 1956 году на здании был установлен горельеф польского скульптора Мильбергера. Потом гостиница «Север» переехала в дом на углу Тверской улицы и одноименной площади, и Пушкин также снимал там снимал номер. Ныне старый объем включен в советское здание, где долгое время работал ресторан «Арагви» и находится Главмосстрой. А на месте нынешнего МХАТа им. Горького был дом, где зимой 1828 года Александр Сергеевич впервые увидел на балу свою будущую жену Наталью Гончарову.

Приезжая из Петербурга, Пушкин любил останавливаться у своего приятеля Нащокина в Гагаринском и Воротниковском переулках. Ну и наконец знаменитый дом на Арбате, куда 18 февраля 1831 года Пушкин привез свою молодую жену после венчания. Александр Сергеевич заранее снял на полгода пять комнат второго этажа, антресоли, конюшню, каретный сарай и кухню. Жених в короткие сроки успел обустроить квартиру с большим вкусом и наполнить ее книгами.

 

6 июня в день рождения великого русского поэта на Красной площади открывается фестиваль «Красная площадь».  Гостей ждет знакомство с книжными новинками, встречи с авторами книг, выступления известных артистов и музыкантов, и уникальный литературный марафон. На фестивале будут организованы площадки: «Главная сцена», «Детская сцена», «Художественная литература», «Нон-фикшн», «Музейная линия» и «История отечества». Лучшие книги представят более 200 издательств. Прийти на ярмарку нужно обязательно в маске и перчатках; можно пешком, или на транспорте, оформив для этого цифровой пропуск. На фестивале будут строго следить за санитарными требованиями. Посетители обязаны соблюдать социальную дистанцию в 1,5 метра. Детей младше 7 и лиц старше 65 лет на фестиваль не пустят.

 

6 июня 1904 года в Москве родилась знаменитая актриса Татьяна Пельтцер. Ее отец — Иван Романович тогда был артистом в театре Корша (ныне здание занимает Театр Наций). Именно отец стал для дочери первым и единственным учителем. Потом он стал заниматься режиссурой и ввел свою 9-ти летнюю дочь в роли мальчика Сережи в спектакле «Анна Каренина». Татьяна так играла в сцене прощания с матерью, что впечатлительных дам выносили из зала без чувств. После революции Пельтцер работала в разных провинциальных театрах. Во второй половине 1920-х годов она познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, который приехал в Москву учиться в Школе Коминтерна; потом вышла за него замуж и уехала в Германию. Но несмотря на удачно складывающуюся карьеру, немецкие корни, знание языка и любовь к мужу, в 1930-е года Татьяна вернулась на родину.

Она устроилась работать в театр МГСПС (ныне – театр им. Моссовета), который тогда располагался в саду «Эрмитаж», но из-за отсутствия профессионального актерского образования была зачислена только во вспомогательный состав. Чтобы зарабатывать на жизнь, Пельтцер ушла из театра и устроилась машинисткой на автомобильный завод АМО (потом ЗИЛ). Там главным конструктором работал ее брат Александр. После того как в 1936 году брат вынужден был уволиться, с завода ушла и Татьяна. Она уехала работать в Ярославский драмтеатр им. Ф. Волкова. В 1938 году Пельтцер вернулась в Москву, снова работала в театре МГСПС, а затем в только что открывшемся Московском театре миниатюр. В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский театр сатиры, который стал ее домом на целых 30 лет. После конфликта с главным режиссером театра В. Плучеком, Пельтцер пригласил в «Ленком» Марк Захаров. Последние роли актриса сыграла в спектаклях «Три девушки в голубом» и «Поминальная молитва». Много лет актриса жила в «Волоцких домах» по Трехпрудному переулку (дом 11/13, строение 1), а затем до конца жизни в знаменитом актёрском доме (№ 5, к. 1) на улице Черняховского. В возрасте 87 лет Татьяны Ивановны не стало. Похоронили ее вместе с братом и отцом на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.

 

6 июня, в канун праздника Святой Троицы, открываются храмы Москвы. Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя и Богоявленский кафедральный собор в Елохове открылись уже 2 июня. Доступ в храмы будет осуществляться с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических предписаний, в том числе — социальной дистанции и максимально допустимой вместимости храма (1 человек на 4 кв. м).

 

7 июня 1872 года в Ярославле родился знаменитый певец Леонид Собинов. В 1890 году Собинов приехал в Москву и поступил в Московский университет (ныне МГУ) на юридический факультет. Там он стал петь в университетском хоре. На следующий год в Москву на гастроли приехали украинские исполнители Марья Заньковецкая и Николай Садовский. В составе их хора пел Собинов; это было его первым публичным выступлением. В 1892 году на благотворительном вечере в Колонном зале Дома Союзов талантливый юноша познакомился с дирижером и пианистом Петром Шостаковским. Тот был в восторге от Леонида и сразу же принял его в музыкально драматическое училище Московского филармонического общества (ныне в составе ГИТИСа). Спустя год, Собинов был переведен на третий курс училища. Он учился одновременно в двух вузах и много выступал под звучным «итальянским» псевдонимом Собини. Окончив университет, Леонид проходил обязательную воинскую службу в Московском пехотном юнкерском училище. В 1895 году он стал работать помощником присяжного поверенного в Московском окружном суде под руководством известного адвоката Федора Плевако.

По окончании музыкального училища, в апреле 1897 года, состоялся дебют Собинова на сцене Императорского большого театра (ныне – Государственный академический Большой театр). После этого театр заключил с ним контракт на два года на первые и вторые партии. На эту сцену он выйдет в 35 ролях 623 раза. Через два года Собинов оставил адвокатскую практику и целиком посвятил себя музыке. Певец много гастролировал в Санкт-Петербурге, в Италии, Монако, в Мадриде и Берлине. В 1911 году Собинов был избран директором Музыкально драматического училища Московского филармонического общества, а также Императорского русского музыкального общества (ИРМО).

После первой революции Собинов стал комиссаром, а потом первым выборным директором Большого театра. А после Октябрьской революции оказался на Украине, где занимал руководящие посты в сфере искусства. Только в 1921 году Леониду Витальевичу удалось вернуться в Москву, где он вновь возглавил Большой театр. В 1934 году певец стал художественным руководителем Оперной студии Большого театра имени К. Станиславского (ныне в составе Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича Данченко). Во время гастролей, в ночь на 14 октября 1934 года, Собинова не стало. Специальный траурный поезд привез его тело в Москву, где знаменитый тенор был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле скульптор Вера Мухина (родная сестра жены Собинова) создала удивительное надгробие в виде беломраморного умирающего лебедя.

8 июня 1837 года родился русский художник Иван Крамской. Он был одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок.

Его детство прошло в Острогожске Воронежской губернии, а потом почти всю жизнь он провел в Петербурге. Но и в Москве он оставил свой значимый след. В 1865 году профессор Академии художеств А.Т. Марков пригласил его в помощники для расписывания купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова всю главную роспись сделал Крамской вместе с художниками Н.А. Кошелевым и Б.Б. Венигом.

 

9 июня (30 мая по ст. ст.) 1672 года (по принятому тогда летоисчислению «от сотворения мира» в 7180 году) родился первый российский император Петр I.

Скорее всего это произошло в Теремном дворце Кремля. Народная молва называет местом рождения Коломенское. Но вряд ли это могло произойти до официального новоселья в новом дворце, которое состоялось в августе того же года. Среди версий называется также Измайлово. Петр стал первенцем царя Алексея Михайловича от второй жены Натальи Нарышкиной.  О зачатии и рождении Петра Первого можно узнать любопытные подробности в нашей лекции «Первое стихотворение о Москве. Симеон Полоцкий и царский дворец в Коломенском».

 

10 июня 1930 года в Ленинграде родился знаменитый художник Илья Глазунов. В Москву он приехал вскоре после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. В феврале 1957 года в Центральном Доме работников искусств на Кузнецком мосту состоялась первая выставка работ Глазунова, которая имела большой успех. В 1958 году Глазунов познакомился с поэтом Сергеем Михалковым, который стал помогать молодому художнику. Глазунов получил заказ на портреты самого Сергея Михалкова, Бориса Слуцкого, Майи Луговской, Анатолия Рыбакова, Татьяны Самойловой и других деятелей культуры. В 1960-х годах Илья Сергеевич создает портреты первых лиц нашего государства, затем зарубежных политических деятелей, кинематографистов и артистов. В 1964 году выставка Глазунова прошла в служебном помещении Манежа, а в 1967 году его приняли в Союз художников СССР.

В 1981 году Глазунов создал Музей декоративно-прикладного и народного искусства, а в 1986 году основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Илья Сергеевич участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В начале 1990-х годов Глазунов курировал реставрационные работы в Большом Кремлевском дворце. В Малахитовом фойе, хорошо известном по телевизионным репортажам, по эскизам художника были созданы бронзовые светильники в стилистике 17 века. Глазунов восстанавливал два парадных зала БКД — Андреевский и Александровский. Он фактически перестроил гостевой корпус БКД — пятиэтажное здание во внутреннем дворе Дворца, построенное на месте снесенного в 1934 году храма Спаса на Бору. Сталинский стиль в оформлении был переделан под уровень БКД.  Благодаря Глазунову, там был создан Красный, Зеленый и Штофный залы. По эскизам Глазунова был создан Петровский зал БКД с голландскими изразцовыми печами и плинтусами, выполненными по образцам конца 17 — начала 18 века.

В 2004 году на Волхонке открылась Московская государственная галерея Ильи Глазунова, где разместилось более 300 картин мастера. В 2017 году в крыле галереи открылся Музея сословий, основу экспозиции которого составили древние иконы, которые Глазунов собирал в советское время по разным уголкам страны, а также полотна Рериха, Нестерова, Сурикова и Кустодиева.

 

На этом пока все. Тем, кто уже вышел на работу, желаем без труда вернуться в привычный ритм, хотя и в других условиях. Тем, кто еще вынужден оставаться дома, желаем, как можно легче пережить сложные времена и поскорее получить возможность заниматься любимым делом. Ну а тем, кто хорошо устроился дома и перешел на онлайн режим, желаем и далее совершенствовать свои возможности. И всем, всем, всем желаем крепкого здоровья!