Дайджест интересных исторических событий и памятных дат от проекта «Иди и Смотри» Необычную Москву с 28 мая по 3 июня

Москва видела многое на своем веку. В Москве рождались будущие правители, в нее стремились лучшие люди разных эпох. Москва устраивала грандиозные торжества и пережила страшные трагедии. Но жизнь никогда не прекращалась в городе и каждый раз москвичи возрождали свой город от нашествий и пожарищ. Настоящим москвичом можно назвать человека не столько по праву рождения, сколько по его отношению к городу: бережному, любящему, познавательному и сохраняющему. И не важно тогда, где он родился и откуда приехал. Важно, что он стал настоящим москвичом!

 

По традиции спешим поделиться с вами рассказами об удивительных событиях из жизни Москвы и москвичей. Эти даты насыщены множеством интересных памятных событий, связанных с Москвой.

28 мая 1886 года родился русский поэт Владислав Ходасевич. Это произошло в Камергерском переулке (современный адрес дом №5/6 стр. 3). Тогда дом был не такой как сейчас: нынешнее здание было построено в 1897 году по проекту архитектора И.Г. Кондратенко как доходный дом на территории, принадлежащей Синодальному ведомству. Отец поэта, Фелициан Иванович, имел в Москве магазин фотографических принадлежностей. Поэт окончил 3-ю московскую гимназию, здание которой на Большой Лубянке было снесено для строительства на этом месте в 1928—1931 годах дома общества «Динамо» (№ 12/1). В 1904 году Ходасевич поступил на юридический факультет Московского университета, но осенью следующего года перевелся на историко-филологический факультет. Во время учебы жил у старшего брата Михаила – очень известного и успешного адвоката, отца художницы Валентины Ходасевич, которая написала портрет своего дяди Владислава. Ходасевич находился в гуще литературной московской жизни: посещал Валерия Брюсова и «телешовские среды», Литературно-художественный кружок, вечера у Зайцевых, печатался в журналах и газетах. Очень интересные, короткие, но подробные воспоминания жены поэта о нем и его московской жизни можно почитать ЗДЕСЬ. Сейчас на Покровке работает книжный магазин «Ходасевич», где есть дешёвые старые и новые книги, редкие книги для начинающего букиниста, блокноты, винил и открытки. Магазин принимает в дар любые ненужные книги. Сайт магазина.

 

28 мая 1928 года после семи лет разлуки с родиной Максим Горький приехал в Москву по приглашению правительства и общественности на празднование своего 60-летнего юбилея. Писательница Надежда Шер вспоминала: «….был весенний солнечный день. К площади Белорусского вокзала по всем прилегающим к ней улицам и переулкам шли люди; они несли яркие флаги, знамена, синие, красные, желтые воздушные шары, букетики первых полевых цветов. Гудела толпа, звенели песни; широко распахнулись окна домов; на балконах повсюду стояли празднично одетые люди. А на перроне вокзала в почетном карауле вытянулись ряды красноармейцев, отряды пионеров; шли делегации рабочих, писателей, ученых… На площадке одного из вагонов, в дверях, стоит Горький — высокий, широкоплечий, может быть, немного похудевший, а глаза молодые, сияющие. К нему тянутся сотни рук, его подхватывают, несут; он пытается освободиться, и, когда это ему удается, его окружают дети — первый отряд пионеров, который он видит на родине. Он наклоняется к детям, что-то говорит, а его слова подхватывает толпа, и он уже на трибуне, у микрофона… И вот он в машине едет по Тверской улице, проезжает под красными полотнищами, на которых белыми буквами написано: «Да здравствует Горький!» Те же слова слышит он в шуме толпы, видит протянутые к нему руки, ловит цветы, которыми засыпают его машину… В первые дни он ездил по фабрикам и заводам, бывал в школах, на собраниях, просто ходил по улицам — смотрел Москву». В Москве Горький пробыл недолго: у него были большие планы путешествия по стране. Окончательно он поселился в Москве только в 1931 году.

 

29 мая 1787 года родился талантливый поэт Константин Батюшков. Его судьба — одна из самых печальных страниц в русской поэзии. Он был неудачлив, беден и хронически несчастлив в любви. И в расцвете таланта, в возрасте 35 лет сошел с ума … Многие важные события в его жизни были связаны с Москвой. Впервые он приехал в город в декабре 1809 года по приглашению родственницы Екатерины Федоровны Муравьёвой, часто бывал в ее московском доме. Здесь познакомился с В. А. Жуковским и подружился с В. Л. Пушкиным и П. А. Вяземским. Москва стала для него любимым и родным городом. Интересные подробности московской жизни Батюшкова можно прочесть ЗДЕСЬ.

 

29 мая в 1953 году родился советский актер Александр Абдулов, один из талантливейших актеров нашего времени, кумир миллионов зрителей, сыгравший в более 130 картинах. В родном городе детства Фергане папа актера был режиссером городского драматического театра, а мама работала там гримером. Поэтому судьба стать актером для Александра можно сказать была предопределена. После школы в 1969 году Абдулов впервые приехал в Москву, поступать в Щепкинское театральное училище, но его не вязли. Через год он снова в столице и на этот раз поступает в ГИТИС. И начались годы обитания в общагах, участие в массовках. Актер вспоминал: «Я приехал из Ферганы как дворняжка, которая собиралась завоевывать Москву. Я этого хотел. По ночам разгружал вагоны, жил в общежитии – пять лет на Трифоновской, восемь на Бауманской».

На дипломном спектакле в 1974 году талантливого юношу заметил Марк Захаров и пригласил в «Ленком»: там Александр Гавриилович служил до конца своих дней. Актер был женат дважды. Первой его женой была знаменитая актриса Ирина Алферова, чью дочь Ксению он воспитывал с самого рождения, относился к ней как родной отец, и она носит его фамилию. Второй его женой стала Юлия Машина. Их скромная свадьба только для узкого круга гостей состоялась в 2006 году в ресторане Центрального дома литераторов. Актер внес большой вклад в восстановление соседнего с театром храма Рождества Богородицы в Путинках. По инициативе Абдулова во дворе Ленкома с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», и средства от него направлялись на восстановление храма. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления церкви. Когда актера не стало в возрасте всего 54 лет, то отпевали его 5 января 2008 года именно в этом храме. Подробности московской жизни Абдулова можно прочесть ЗДЕСЬ .

 

30 мая (18 мая по ст. ст.) 1896 года на Ходынском поле в честь коронации Николая II были назначены народные гуляния. Традиция народных гуляний на Ходынке сложилась задолго до этого события. Впервые это поле выбрала Екатерина Вторая для празднования Кючук-Кайнарджийского мирного договора с турками. Тогда по проекту архитектора Баженова здесь были построены удивительные сооружения. Потом здесь регулярно устраивали народные праздники, массовые гулянья в честь коронации Александра II и Александра III и большие выставки.

Надо сказать, что и на прежних гуляньях при бесплатной раздаче подарков и еды случались несчастья, но не в таком ужасающем масштабе. К коронации Николая II население Москвы стало огромным, к тому же поучаствовать в этом захотели и подмосковные жители. По периметру всего участка построили ряды дубовых будок: 150 «буфетов для раздачи угощений». Они представляли собой форму пятиугольника с выступающими гранями. В них было несколько прилавков, где находилось 2–3 тысячи кульков с подарками: в яркий ситцевый сувенирный платок с видом Кремля были завернуты сайка, вяземский пряник, кусок полукопченой колбасы, горсть орехов и конфет, красиво отпечатанная программа увеселений и «вечная» эмалированная кружка с гербом и вензелем. Подарки завезли вечером, поэтому раздатчики там остались на ночь. Народ в ожидании завтрашних угощений стал собираться на открытом пространстве рядом еще с полудня, многие всю ночь пили спиртное.

По плану в 10 часов утра предполагалось организованными группами запускать к буфетам народ; к 12:00 должен был приехать государь. Но ранним утром стало жарко, люди не выспались, были с похмелья. Толпы ходили туда-сюда. Приказа разгонять народ не было, поэтому немногочисленная полиция и конные разъезды просто наблюдали за ситуацией: основные полицейские силы планировалось подтянуть к 7:00. Тем временем, в пространстве возле будок собралось почти 500 тысяч человек. А народ все прибывал и прибывал, сбиваясь в плотную толпу. Выбраться из массы в пару тысяч человек стало нереально – все были тесно притиснуты друг к другу. По плечам и головам стали передавать назад детей. Около 6:00 перепуганные артельщики решили начать раздачу гостинцев и открыли окошки. По толпе разнеслось «Дают! Дают!». Стоящие дальше всех поднажали и полезли вперед. Желая поскорее схватить подарок, люди топтали друг друга ногами, работали кулаками, продираясь к будкам, плющили друг друга о стены и острые углы, выдавливали с площади в овраг и на территорию выставки. Артельщики стали разбрасывать узелки далеко во все стороны, опасаясь за свою жизнь, а в толпе дрались, вырывая добычу. Получившие заветный узелок, кидались к пивным сараям: они были закрыты, но люди в несколько минут разнесли постройки и опорожнили бочки.

Углы будок, последствия прежних выставок (овраг, ямы, засыпанные колодцы и отхожие места), недальновидность городской власти и народная жадность – все вместе сыграло зловещую роль. По официальным данным пострадало 2690 человек, из них погибло 1389 человек. Многие, получившие увечья, скончались позднее. Большинство людей (кроме опознанных сразу на месте и выданных для погребения в свои приходы) было похоронено в общей могиле на Ваганьковском кладбище. Над их захоронением по проекту И. Иванова-Шица был установлен памятник.

 

31 мая 1557 года возле Переяславля-Залесского в урочище Собилка у Ивана Грозного и его любимой первой жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой родился третий сын Федор Иоаннович, ставший последним русским царем династии Рюриковичей.

После смерти отца, в 1584 году, он унаследовал царский престол. Федор был полной противоположностью отцу – добрый, незлопамятный, постоянно улыбался и был фанатически набожен. Современники считали его слабоумным или глупым. Поэтому к управлению страной новый царь оказался не способен, и эту функцию взял на себя его шурин Борис Годунов. В итоге в царствование Федора Иоанновича Россия стала постепенно выходить из кризиса, возникшего во время правления его отца. В тот период в Москве было учреждено патриаршество, появились стены Белого города и построен Скородом на месте современного Садового кольца.

 

31 мая 1804 года император Александр I издал указ «Об организации профессиональной пожарной охраны в городе Москве» — с этого момента ведет свой отсчет история пожарной охраны Москвы. Застройка тогда на 90 процентов была деревянной. С момента своего основания город 13 раз выгорал дотла и около сотни раз случались сильнейшие пожары. Первая пожарная команда была сформирована из отставных солдат. Первым московским брандмайором (главным пожарным) с 1804 по 1823 годы был С.И. Ставровский. Пожарных называли тогда огнеборцами. При этом москвичей освободили от обязательной явки на пожары и оплаты расходов на содержание пожарных служителей. Были устроены пожарные части: там были конюшня, в которой стояли пожарные обозы, запряжённые лошадьми, казарма для служащих, помещение с инвентарем, канцелярия и плац. На зданиях пожарных частей строили высокие каланчи, с которых вели круглосуточное наблюдение. В случае замеченных пожаров, часовые давали сигнал колоколом, вывешивали флаг, шар или фонарь. На готовность обоза к выезду отводилось две с половиной минуты. Первый автомобиль на вооружении московских пожарных появился только в 1908 году.

 

1 июня 1804 года родился выдающийся русский композитор Михаил Иванович Глинка. Он приехал в Москву в 1826 году, в тот период когда она только возродилась после наполеоновского нашествия и короновала нового императора Николая Первого. Культурная жизнь в Москве была интересной и многогранной: из ссылки вернулся А. С. Пушкин, с Кавказа приехал Денис Давыдов, Баратынский издавал свои поэмы, у Елагиных и Киреевских, у Веневитиновых, у Волконской собиралась на вечера вся просвещённая Москва. Историк М. П. Погодин писал: «Приехал М. И. Глинка … и присоединилась музыка». Композитор поселился у своего приятеля — писателя и музыкального критика П. А. Мельгунова, с которым Глинка учился в петербургском пансионе. Его дом находился на месте дома № 19-21 по Новинскому бульвару.

В следующий раз Михаил Иванович приехал в Москву в 1828 году. Об этом он написал: «В конце апреля я отправился в Москву… Цель этой поездки была свидание с пансионским товарищем и приятелем Николаем Александровичем Мельгуновым… У Мельгунова я пробыл только до 9 мая». Потом Глинка жил также у друга несколько месяцев 1834 года: встречался с московскими музыкантами и певцами, исполнял свои произведения и много работал. Именно в это время он захотел выразить в музыке «лирическую сторону народного характера русских» и приступил к осуществлению замысла оперы «Иван Сусанин», которая по указанию Николая I будет переименована в «Жизнь за царя». В этом произведении впервые на оперной сцене появился новый герой — народ. Он и Москва — главные действующие лица в последней картине оперы, в гимне-марше «Славься».

В последний раз великий русский композитор посетил Москву в августе 1838 года и хранил о Москве теплые воспоминания. В 1853 году в письме к сестре он высказывает желание поселиться в Москве: «…на Питер моего согласия нет, а в Москве, пожалуй себе, попробуем, — особенно если найдется домик с садиком». Подробные воспоминания о Глинке, написанные в 19 веке, можно прочесть ЗДЕСЬ.

 

1 июня 1844 года родился замечательный русский художник-передвижник Василий Дмитриевич Поленов. Первую московскую квартиру Поленов снимал в Трубниковском переулке (дом не сохранился). Именно в тот период он написал свою знаменитую картину «Московский дворик», на которой запечатлены храм и здания Спасопесковского переулка. В 1878 году Поленов поселился на Девичьем поле в Оболенском переулке (дом не сохранился). Это был старый барский дом с колоннами по фасаду и громадным садом. Все это художник изобразил на другой своей известной картине «Бабушкин сад». В 1882 году Поленов переехал на Божедомку (Самарский пер., 22-24) и в том же году стал преподавателем в училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились И. И. Левитан, С. А. Коровин, С. В. Иванов, А. Я. Головин, К. Ф. Юон, Е.А. Телешова. Ученики и коллеги еженедельно приходили к нему в гости на рисовальные вечера.

Эти вечера продолжились на другой квартире художника в Кривоколенном переулке дом № 11, где он жил в 1889-1893 годах. Во второй половине 1890-х годов Поленов жил в доме № 2 по Мясницкому проезду. Там было очень неудобно заниматься живописью, и художник работал преимущественно у своего приятеля, архитектора К. Д. Арцыбушева на Земляном валу, в доме № 47. В начале 1900-х годов Поленов жил в доме № 21 по Спиридоновке, принимал деятельное участие в работе комиссии по разработке проектов постройки и внутреннего убранства Музея изящных искусств (ныне ГММИ имени А. С. Пушкина). Последняя квартира художника в Москве с 1904 по 1918 год была в доме № 7 по Садовой-Кудринской улице. В 73 года художник встретил Октябрьскую революцию и с радостью принял ее. В 1924 году он писал А. В. Луначарскому: «Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было одной из главных задач моей работы. Приношу Вам глубокую благодарность за доставленное мне утешение признанием моей работы на пользу России». Советское правительство высоко оценило заслуги В. Д. Поленова, присвоив ему звание народного художника. Но лучше всех подчеркнул ценность московского творчества художника его ученик И. И. Левитан. В 1896 году он написал В. Д. Поленову: «Сделанное Вами в качестве художника громадно-значительно, но не менее значительно Ваше непосредственное влияние на московское искусство… Я уверен, что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас».

 

2 июня 1953 года в Вестминстере состоялась коронация Елизаветы II. Королеве Великобритании было тогда 27 лет. Она уже шесть лет была замужем и имела двоих детей: принца Чарльза и принцессу Анну. На это торжество была отправлена советская делегация. А для участия в военном параде от нас в Портсмут прибыл крейсер «Сведлов» во главе с капитаном 1 ранга Олимпием Рудаковым. 39 летний красавец-мужчина очень понравился королеве и ее сестре Маргарет. Во время награждения памятными медалями на борту королевской яхты стояли американский и французский адмиралы, а за ними наш капитан Рудаков. Вручение должно было начаться со старшего по званию, но Елизавета наградила первым именно Рудакова. На балу наш капитан подарил Елизавете горностаевую мантию от советского правительства и получил приглашение на первый вальс королевы. На станции метро «Площадь революции» Олимпия Рудакова можно увидеть в бронзе. Будучи курсантом Ленинградского военно-морского училища им. Фрунзе, он позировал скульптору при создании фигуры матроса-сигнальщик линкора «Марат».

 

3 июня 1737 года в Москве произошел страшный пожар, который за один день погубил 2500 домов, 4 дворца и более 100 церквей и богаделен. За год до этого пожар был чуть меньше. Выяснилось, что воры стали практиковать поджоги с целью разграбления домов. Были выявлены виновные и сурово наказаны в назидание другим: их сожгли живьем принародно. А кто «легкомысленно болтал» о пожарах и поджогах, того наказывали кнутом. В 1740 году вышел указ, согласно которому смертная казнь грозила всем, кто хотя сам не участвовал в поджогах, но «заведомо продавал вещи, украденные с пожара». После этого были приняты дополнительные меры: расширить московские улицы и при каждом дворе сделать колодцы.

 

Константин Батюшков написал прекрасный очерк «Прогулка по Москве». В нем есть такие строки: «Теперь на досуге, не хочешь ли со мною прогуляться в Кремль? Дорогою я невольно восклицать буду на каждом шагу: это исполинский город, построенный великанами; башня на башне, стена на стене, дворец возле дворца! Странное смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов Европейских с нравами и обычаями Восточными! Дивное, непостижимое слияние суетности, тщеславия и истинной славы и великолепия, невежества и просвещения, людскости и варварства. Не удивляйся, мой друг: Москва есть вывеска или живая картина нашего отечества. Посмотри: здесь, против зубчатых башен древнего Китай-города, стоит прелестный дом самой новейшей Итальянской архитектуры; в этот монастырь, построенный при царе Алексее Михайловиче, входит какой-то человек в длинном кафтане, с окладистой бородою, а там к булевару кто-то пробирается в модном фраке; и я, видя отпечатки древних и новых времен, воспоминая прошедшее, сравнивая оное с настоящим, тихонько говорю про себя: «Петр Великий много сделал и ничего не кончил». Войдем теперь в Кремль. Направо, налево мы увидим величественные здания, с блестящими куполами, с высокими башнями, и всё это обнесено твердою стеною. Здесь всё дышет древностию; всё напоминает о царях, о патриархах, о важных происшествиях; здесь каждое место ознаменовано печатию веков протекших. Здесь всё противное тому, что мы видим на Кузнецком мосту, на Тверской, на булеваре и пр. Там книжные Французские лавки, модные магазины, которых уродливые вывески заслоняют целые домы, часовые мастера, погреба, и, словом, все снаряды моды и роскоши. В Кремле всё тихо, всё имеет какой-то важный и спокойный вид; на Кузнецком мосту всё в движении…». Полностью текст можно прочесть ЗДЕСЬ.