Новая лекция, как Москва побеждала множество напастей или дайджест интересных исторических событий и памятных дат от проекта «Иди и Смотри» Необычную Москву на ближайшую неделю с 23 по 28 апреля 2020 года

Москва 1920 х годов
Москва 1920 х годов

Дорогие друзья! Автор нашего проекта Наталья Леонова создала для вас новую лекцию «Внутри Китай-города» (часть ПЕРВАЯ) из тематического цикла «Обручальные кольца Москвы». Эта видео-лекция  посвящена части исторической территории Китай-город. Вас ждет интересный рассказ о возникновении, необычном названии, стене и башнях, воротных храмах и небанальных подробностях Красной площади. Вы услышите любопытные и малоизвестные факты о Китай-городе, его соборах, зданиях, жителях и необычных событиях. Лекция сопровождается наглядным иллюстративным материалом.

Почему это место получило название Китай-город? Как были устроены первые оборонительные сооружения посада? Что представляет собой Китайгородская стена и ее башни? Какие церкви, иконы и часовни были у ворот Китай-города? Когда, как и почему разрушили огромную стену? Что от стены сохранилось до наших дней, а что было восстановлено недавно? Где делали российские деньги до конца 18 века? Как менялись торговые ряды со временем и чем там торговали? Как в разные времена называли Красную площадь и почему? Какую роль на самом деле играло Лобное место? В чем секрет трех ленинских мавзолеев? Сколько на самом деле людей похоронено у Кремлевской стены? Как узнать диковины Казанского и Покровского соборов? Почему переставили памятник Минину и Пожарскому и что любопытного можно на нем рассмотреть? И многое, многое другое…

Следующая лекция цикла «Обручальные кольца Москвы» будет посвящена главным улицам и переулкам Китай-города, истории зданий, людей и событий в этих местах.

 

По традиции спешим поделиться с вами рассказами об удивительных событиях из жизни Москвы и москвичей. Эти даты насыщены множеством интересных памятных дат, связанных с Москвой.

Памятник Сергею Прокофьеву

23 апреля 1891 году родился русский композитор, пианист и дирижер Сергей Сергеевич Прокофьев. Любовь к музыке появилась у него от матери, которая с пеленок играла для него на рояле. И в пять с половиной лет Сережа сочинил свою первую крохотную пьесу для фортепиано. Ноты записала мама. А вскоре он сам овладел нотной грамотой. Отец учил сына математике, а мама обучала французскому и немецкому языкам. В возрасте 11 лет Сергея Прокофьева представили в Москве композитору С. И. Танееву. Тот был впечатлён способностями юноши и попросил Р. М. Глиэра позаниматься с ним теорией композиции. В 1909 году Прокофьев как композитор окончил петербургскую консерваторию. Музыка композитора вызывала споры среди людей искусства. Прокофьев создал собственный новаторский стиль и написал 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний, 9 концертов, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыку для кино и театра.

Став довольно известным, в 1911 году Прокофьев естественно хотел, чтобы его произведения исполняли музыканты, а для этого требовалось издать ноты произведений. Тогда он отправил несколько пьес в Москву известному музыкальному издателю П. И. Юргенсону (его фирма располагалась в роскошном здании Сандуновских бань; Неглинная улица, д. 14). Но издатель ответил отказом. Только благодаря рекомендательному письму он смог встретиться с Юргенсоном. После того как Прокофьев сыграл ему свои фортепианные сочинения, то сразу получил согласие на их публикацию. Через два года другое известное в Москве нотное издательство «А. Гутхейль», контора которого располагалась на Кузнецком мосту, также стала издавать его произведения.

В 1918 году Прокофьев надолго уехал заграницу. Конечно с разрешения советского начальства и с официальной целью прославить новую страну. Однако срок разрешения давно кончился, и композитор вернулся в Москву только в 1936 году. Он получил хорошую 4-х комнатную квартиру в новом массивном доме на Земляном Валу (дом 14-16), где жил до ухода от жены в 1941 году. Во время войны Прокофьев работал над балетом «Золушка», оперой «Война и мир», написал музыку к легендарным фильмам С. Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». В 1946 году у известной певицы Н. Барсовой композитор купил дачу на Николиной горе. Она была любимой певицей Сталина и решила купить дом в Сочи (ныне там музей). А с 1947 года и до смерти в 1953 году Прокофьев жил в коммунальной квартире доме № 6/5 по Камергерскому переулку.  В 2008 году в этой квартире № 6 открылся его музей. А в 2016 году в конце Камергерского переулка появился памятник куда-то спешащему композитору.

 

Протопоп Аввакум

24 апреля 1682 года при чудовищных обстоятельствах скончался известный защитник «старой веры» протопоп Аввакум. Ему было 62 года. Еще задолго до реформ патриарха Никона были попытки привести русские православные традиции к так называемым греческим канонам. От многократной переписки книг случалось множество ошибок. При Иване Грозном проводилась работа по унификации церковных книг и налажено регулярное книгопечатание. Во время правления очень набожного царя Алексея Михайловича в Казанском соборе на Красной площади была устроена кафедра кружка «ревнителей благочестия». В него входили духовник царя Стефан Вонифатьев, окольничий Федор Ртищев, священник Успенского собора Кремля и духовник царя Иван Неронов и протопоп Аввакум. Члены кружка обсуждали плавные реформы церковных служб, исправляли книги по древнерусским православным рукописям и впервые стали читать после богослужений толковательные и назидательные проповеди. Некоторое время туда входил и архимандрит Никон, но когда он стал патриархом, то заменил «справщиков» своими людьми, так как собирался проводить исправления по греческим книгам. Дальше произошло то, что в истории получило название реформа церкви и «церковный раскол».

Аввакум был во главе противников реформ Никона. За это его арестовали и держали на цепях в подземной келье Крутицкого подворья, а затем трое суток в подвале одного из зданий Спасо-Андроникова монастыря. Ему предлагали раскаяться и принять нововведения, но протопоп не изменил своих убеждений. Тогда патриарх Никон велел лишить его сана. Но царь Алексей Михайлович заступился за него и сослал в Тобольск. Семья Аввакума последовала за ним. Потом его отправили в Забайкалье, где он прожил 6 лет в тяжелейших условиях жизни и климата. Через 10 лет ссылки протопопу разрешили вернуться в Москву. Царь Алексей Михайлович был к нему расположен и даже велел устроить ему жительство на монастырском подворье в Кремле. Он думал, что протопоп выступает против фигуры Никона, который тогда был в государевой опале, но тот был принципиальным противником всей осуществленной церковной реформы и продолжал резкую критику.

Тогда Алексей Михайлович снова сослал Аввакума. А позднее его привезли в Москву, лишили сана и отправили в Пафнутьев монастырь. Архиереи всячески старались переубедить Аввакума, привозили снова в Москву и уговаривали перед восточными патриархами в Чудовом монастыре, но он стоял на своём. В результате Аввакума наказали кнутом и сослали в Пустозерск на Печоре. 14 лет на хлебе и воде он сидел в земляной тюрьме, но продолжал писать и рассылать свои проповеди и письма. Одно из них было отправлено царю Фёдору Алексеевичу. В нем была критика действий царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима. Это явилось последней каплей. Царь принял решение казнить его и сторонников. Слишком велика была популярность Аввакума, слишком много было староверов, которые ушли в дальние края, не желая предавать отеческую веру. Казнь была жуткой: построили бревенчатый сруб и сожгли заживо вместе с товарищами.

 

Большой пожар 1547 года

За свою историю Москва пережила множество опустошительных пожаров. Но задолго до «Большого московского пожара» 1812 года случился целый цикл апрельских пожаров 1547 года. Москва почти вся была деревянная. Дворы тесно примыкали заборами друг к другу. Первое крупное возгорание произошло 12 апреля — загорелась Москательная лавка в Средних торговых рядах на Красной площади. А в ней продавали краски, лаки, деготь и другую «химию». Это все быстро подхватило пламя, которое перекинулось на Зарядье и всю территорию Китай-города. За один день сгорело более 2000 торговых лавок, гостиных дворов и жилых домов; сильно пострадали каменные здания и храмы. Потом взорвалась башня Китай-города – там хранился порох. Через пару дней случилось новое возгорание: полностью сгорела Яузская улица, тысячи москвичей остались без жилья. Люди воспринимали это как Божью кару, считали, что это все послано им за грехи.

21 апреля случился «великий пожар», тот самый, что от «копеечной свечи». Летопись пишет, что «загореся храм Воздвижение честнаго Креста за Неглинною на Арбацкой улице», как и предсказывал Василий Блаженный. Распространению огня способствовала погода: поднялся сильный ветер. От церкви загорелся Арбат, Китай-город, Кремль и территория внутри Садового кольца – то есть практически вся Москва. Николай Карамзин писал: «Вся Москва представила зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезли, каменные распались, железо рдело как в горнице, медь текла. Рёв бури, треск огня, и вопль людей от времени до времени был, заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города. Спасали единственно жизнь: богатство праведное и неправедное гибло. Царские палаты, казна, сокровища, иконы, древние хартии, клинки, даже мощи святых истлели. Митрополит молился в храме Успения, уже задыхаясь от дыма: силою вывели его оттуда, и хотели спустить на верёвке с тайника к Москве-реке: он упал, расшибся и едва живой был отвезен в Новоспасский монастырь. … К вечеру буря затихла, и в три часа ночи, угасло пламя; но развалины курились несколько дней… Люди с опаленными волосами, черными лицами, бродили как тени среди ужасов обширного пепелища: искали детей, родителей, остатков имений; не находили и выли как дикие звери».

 

Московское наводнение 1908 года

26 апреля 1908 года в Москве произошло крупное наводнение. Прошедшая зима была морозная с обильными снегопадами до конца марта. Затем резко потеплело и пошли дожди. 23 апреля вода в Москве-реке стала бурно прибывать и за сутки река поднялась на девять метров, слившись с Водоотводным каналом. От стен Кремля до Замоскворечья на полтора километра простиралось одно сплошное озеро, из которого возвышались дома, деревья и верхушки фонарных столбов. Стены Кремля были затоплены в среднем на 2,3 метра от уровня мостовой. Слились Москва-река, Водоотводный канал, устье Яузы, набережные, луга, образовав огромное водное пространство.

К 26 апреля была затоплена уже пятая часть территории города — 16 квадратных километров, в том числе Лужники и Дорогомилово. Замоскворечье превратилось в остров. Москвичи спасались на чердаках и крышах, грузили скарб в лодки и отправлялись в незатопленные районы. Около 25 тысяч домов были разрушены или повреждены. Залитые водой улицы были непроходимы, бездействовала конка. Из разных частей Москвы, перерезанных наводнением, горожан перевозили через мосты на телегах и пролетках извозчики. По улицам, между домами, жителей развозили лодочники. Состоятельная публика ради забавы снимала лодки напрокат и каталась по «московской Венеции» среди затопленных зданий, садов и площадей. На всех высоких мостах стояли толпы зевак, наблюдая, как вешние воды несут очередное бревно или бочку. После того, как река вошла в свои берега, на многих постройках появились отметки уровня наводнения. Такая отметка сохранилась на одном из домов в Якиманке (Якиманская набережная, дом 4, стр. 1). На углу этого дома на высоте около двух метров от уровня набережной установлена табличка, которая донесла до наших дней информацию о максимальном уровне, до которого поднялась вода в этом месте в апреле 1908 года.

 

Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

27 апреля 1670 года царь Алексей Михайлович выбрал себе на смотре невест последнюю жену Наталью Кирилловну Нарышкину. Такой смотр наши правители переняли от византийских императоров. Ко двору представляли около 500 претенденток со всей страны. Они должны быть из многодетных семей. Лучшими качествами невесты считался высокий рост, красивая внешность, крепкое здоровье, дородное тело, большая грудь (чтобы дать потомству много молока). Из большого количества отбирали чуть больше десятка, царские доктора осматривали голых девушек и даже брали у них анализ мочи.

Царь Алексей Михайлович внешне был очень привлекателен: кожа белая, лицо румяное, телосложение крепкое, выражение глаз добродушное. По характеру мягкий, спокойный, набожный, за что и был прозван Тишайшим. В 16 лет он стал царем, а в 18 впервые женился. На смотре из 500 девушек отобрали 200 кандидаток. Затем из них лучших шесть красавиц представили юному Романову. Больше всех ему понравилась Евфимия — дочь знатного человека и воеводы из Касимова. Но такой выбор не понравился главному советнику царя боярину Борису Морозову. У него в планах была другая невеста. Чтобы устранить Евфимию, ей туго стянули волосы, когда одевали в царский наряд. И когда она предстала перед царем, то тут же потеряла сознание. Сторонники Морозова представили это как болезнь эпилепсия, которую скрыли родные на смотре, и отправили их в ссылку. Царь опечалился. Но вскоре на молитве в Успенском соборе Алексей Михайлович увидел «случайно» протеже Морозова — Марию Ильиничну Милославскую. Она была очень красива и сразу понравилась царю. Мария Ильинична оказалась хорошей женой, родила 13 детей и скончалась при тяжелых родах 16 марта 1669 года в возрасте 44 лет.

Погоревал конечно царь, но не гоже быть государю без царицы. Поэтому в декабре того же года сорокалетнему царю устроили смотрины, которые длились больше четырех месяцев. 19 раз царь обходил по ночам спальни, где спали шестьдесят претенденток, и старался выбрать самую красивую. В конце концов он выбрал 36-ю невесту по счету — Наталью Кирилловну Нарышкину, которая в будущем родила императора Петра. Современник описывал ее: «Это женщина во цвете лет, роста выше среднего, с черными глазами навыкате; лицо у нее кругловатое и приятное, лоб большой и высокий; вся фигура красивая, отдельные члены крайне соразмерные, голос, наконец, приятно звучный и все манеры крайне изящны».

 

Евгений Моргунов

27 апреля 1927 года в Москве родился киноактёр Евгений Моргунов, ставший особенно известным по роли Бывалого в фильмах «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница». Когда ему было всего два года, из семьи ушёл отец, и воспитывала его мама. Жили они в небольшой комнатке коммунальной квартиры на улице Матросская Тишина. Мама работала уборщицей на обувной фабрике «Буревестник», затем санитаркой в роддоме Остроумовской больницы. Мальчик играл в футбол во дворе, ходил в театр и в кино, занимался в школьной самодеятельности и обожал классическую музыку так, что хотел посвятить всю жизнь именно ей.

Когда началась война, 14-ти летний юноша устроился на завод СВАРЗ в Сокольниках: обтачивал на станке болванки для артиллерийских снарядов. Тогда он был очень маленького роста и под ноги приходилось подкладывать ящик. Но трудился он, как и взрослые, по 12 часов в сутки. И помимо этого играл в любительских спектаклях Клуба имени Русакова (ныне здание театра Виктюка) и снимался в массовках на «Мосфильме». В 1943 году Моргунов попросил начальство завода дать ему характеристику в театральный институт, но его отказались отпустить. И тогда подросток написал письмо самому Сталину. Через две недели в дирекцию завода пришёл ответ из Кремля: «Направить товарища Моргунова Е.А. для поступления в Театр имени Таирова в качестве актёра вспомогательного состава. Сталин».

Почти год Моргунов учился в Камерном театре у легендарного режиссера А.Я. Таирова (ныне здания Театра Пушкина), а в 1944 году в 17 лет поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Он был там самый молодой, стройный и высокий красавец — блондин, вечно улыбающийся и практически незаменимый — его окружали только девушки. Моргунов интересовался историей и психологией, прекрасно разбирался в поэзии, был очень музыкален – мог сыграть на фортепьяно на слух первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром.

Но не смотря на таланты, своего звёздного часа у Гайдая Моргунову пришлось ждать целых 13 лет. За это время Моргунов превратился в огромного (130 кг), упитанного, лысого дядю. Сказались голодные годы войны. Возникло нарушение обмена веществ и сахарный диабет. Зато он точно подходил на роль бандита Бывалого, сделавшего его безумно знаменитым.

 

Юрий Волынцев в роли пана Спортсмена

28 апреля 1932 года в Ленинграде родился народный артист РСФСР Юрий Волынцев. Отец ушел из семьи, когда Юрию было пять лет. С детства он занимался музыкой и пел в хоре. А после школы устроился работать киномехаником. Много раз в день прокручивая пленку одного и того же фильма, юноша невольно заучивал наизусть текст всех ролей, и даже имитировал их голоса и интонации. Потом служил в армии в ансамбле песни и пляски военного округа в Германии. Там он не только играл на музыкальных инструментах, но и выходил в роли конферансье.

После армии Юрий познакомился с будущим актером Николаем Волковым, который собирался поступать в театральный. Вместе они поехали в Москву и поступили в Щукинское театральное училище, после которого Юрий был принят в труппу Московского академического театра имени Вахтангова. Волынцев много играл в театре и кино, озвучивал множество мультяшных персонажей. Но больше всего он стал известен отечественному зрителю по роли Пана Спортсмена в юмористическом телесериале «Кабачок «13 стульев».

 

23 апреля 1922 года историк, писатель, переводчик и критик Михаил Осипович Гершензон написал из Москвы в Париж письмо своему другу, философу Льву Шестову. В этом письме он упоминает и о болячках, бушевавших тогда в стране, и о новом быте, и о повседневных трудностях. И что-то в этом напоминает и день сегодняшний, и вчерашний … «… Мы живем трудно; прошлой зимой дети тяжело болели крупом, эту — Сережа болел брюшным тифом, очень затянувшимся. И тут же, в начале февраля, я слег; у меня, как определили врачи, от общего истощения возобновился давнишний процесс в легких, которого я никогда не подозревал. Два месяца держалась температура, исхудал страшно, слабость была такова, что за все это время я ни разу не мог читать, даже беллетристику. Лечили меня, и к теплу я оправился. Теперь уже выхожу понемногу, но очень слаб…

… Здесь теперь все можно купить … и апельсины, и пирожные, и икру, и сукна, — все, что угодно (мы еще до сих пор дивимся этому обилию и доступности, ведь всего полгода, как открылись первые булочные, а лавок, тех еще вовсе не было), но все стоит много нулей: пара башмаков — 30 миллионов, и все в этом роде. Даже официально прежние 5 коп. стоят теперь 75 000 руб.: столько стоит трамвайный билет на одну станцию. Всю зиму магазины открывались с лихорадочной торопливостью, за два месяца улица была вся опять в лавках; и всюду полно товаров, и полно покупателей. А теперь сделался кризис: публика как-то вдруг обеднела, покупателей нет, один и другой магазины закрываются. Говорят, это оттого, что казна остановила выпуск новых денег, и стало мало денежных знаков. Теперь все надеются на Геную и возобновление заграничной торговли. Всякая прачка знает про «Генуйскую» конференцию».

Берегите себя и своих близких! Пусть пережить все ненастья вам помогут стойкость духа, чувство юмора и любовь!

P.S. При желании и возможности, вы можете оставить добровольную благодарность за лекцию по реквизитам Индивидуального предпринимателя Леонова Наталья Борисовна: расчетный счет 40802810110050075557 в банке Ф ТОЧКА БАНК КИВИ БАНК (АО); Кор/счет 30101810445250000797; БИК 044525797 или на карту Сбербанка по номеру телефона +7(926)777-09-79.

Заранее вам признательны и благодарны за поддержку!