Дорогие друзья! Автор нашего проекта Наталья Леонова создала для вас тематический видео-лекторий «Обручальные кольца Москвы», который с успехом проходил в течение нескольких лет на различных культурных площадках — библиотеках, клубах и музеях. Новый видео вариант этих лекций сделан в формате полуторачасового фильма и содержит наиболее полную информацию о теме.

Первая лекция тематического цикла «Обручальные кольца Москвы» посвящена Московскому Кремлю и называется «Обнимая Кремль». Вас ждет интересный рассказ о возникновении Кремля и его эволюции, о башнях и стенах Московского Кремля в разное время, их архитектурных и функциональных особенностях. Вы услышите любопытные и малоизвестные факты о Кремле, его соборах, зданиях, жителях и посетителях. Лекция сопровождается наглядным иллюстративным материалом.

Как «основал» Москву Юрий Долгорукий? Почему Москва строилась «кольцами»? Чем был «детинец» Юрия Долгорукого? Как был устроен Кремль Ивана Калиты и из чего он был построен? Почему Кремль даже в XIX веке называли «белокаменным»? Откуда пошла поговорка «кричать на всю Ивановскую»? Как и когда зародилась традиция конных караулов? Как первоначально выглядел наш Кремль в конце XV века? Что в разные времена размещалось и было устроено в кремлевских башнях? Чем помимо архитектуры отличаются соборы и храмы Кремля? На какой башне можно рассмотреть веточку вербы? Как правильно называется флаг, развивающийся над куполом здания Сената? Как пострадал Кремль после ухода Наполеона и что исчезло из него со временем? Кто, когда, как и где жил в Московском Кремле?

Ответы на эти и множество других вопросов, а также подробности и любопытные моменты о Кремле в нашей лекции, которую создала журналист, писатель, москвовед и автор проекта «Иди и Смотри» Необычную Москву — Наталья Леонова. Приятного вам просмотра! ПОСМОТРЕТЬ ЛЕКЦИЮ.

Одновременно обращаемся к вам с просьбой по возможности поддержать наш проект, перечислив в качестве благодарности любую посильную помощь для создания последующих лекций. Если такой возможности у вас нет, то просто смотрите видео-лекцию и присылайте нами свои отзывы и пожелания. Следующая лекция цикла «Обручальные кольца Москвы» будет посвящена второму полукольцу Москвы — Китайгородской стене и местам, которые она окружала.

Для помощи: ИП Леонова Наталья Борисовна: расчетный счет 40802810110050075557 в банке Ф ТОЧКА БАНК КИВИ БАНК (АО); Кор/счет 30101810445250000797; БИК 044525797. Если вам сложно заполнять данные реквизиты, то можно сделать перевод на карту Сбербанка по номеру телефона +7(926)777-09-79. Заранее вам признательны и благодарны за поддержку!

 

9 апреля 1925 года родился знаменитый скульптор и график Эрнст Неизвестный — автор монументальных композиций: «Древо жизни» в бронзе с ликами богов и людей, в том числе Юрия Гагарина на Багратионовском мосту в Москве, «Возрождение» на территории бывшей усадьбы Морозовых на Ордынке, «Шахтерам Кузбасса» в Кемерове, «Маска скорби» в Магадане, «Золотое дитя» в морском порту Одессы, необычное надгробие Н. С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище в Москве.

В августе 1942 года в возрасте 17 лет он ушел добровольцем на войну. Воевал, был контужен и несколько раз ранен. В 1947—1954 гг. Эрнст учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, который до сих пор расположен в Товарищеском переулке. И жил тогда в подвале дома в Большом Сергиевском переулке возле Сретенки. Чтобы получить эту клетушку, студент Неизвестный подметал полы в мастерской известного скульптора Меркурова, был у него мальчиком на побегушках и помогал рубить камень. Но в отличие от Меркурова и многих других советских скульпторов, Эрнст не ваял Ленина и Сталина, героев, рабочих и тружеников полей. Он делал «Мертвого солдата», «Самоубийцу», «Солдата, пронзенного штыком», «Орфея с пронзенным сердцем», которых не допускали к показу. Все значимые художники и скульпторы в те времена входили в Московскую организацию Союза художников СССР (МОСХ), находились под ее контролем и получали финансирование. В преддверии 30-летия МОСХа студия молодых художников «Новая реальность» 26 ноября 1962 года открыла в левом флигеле бывшей усадьбы Зубовых на Таганке (мы посещаем на нашей экскурсии «Москва ямская и купеческая») выставку работ современных мастеров, которые изображали вовсе не социалистический реализм – догмат тогдашнего искусства. Эрнст Неизвестный выставил там несколько своих работ. Затем эти работы перекочевали в Манеж, на юбилейную выставку МОСХа.

1 декабря 1962 года в день открытия выставки в 9:00 ее посетил глава правительства Н.С. Хрущев. Он посмотрел на работы Эрнста и сказал: «…Теперь вот этот Неизвестный нечто неизвестное выставил. И думает, что он теперь известный. Эти скульпторы, по-моему, медиумы. Вот он написал, вылепил, создал, а мы ходим и не понимаем: что это? Следовательно, мы — виноваты. Этот Неизвестный довольно известный, если посчитать, сколько он стоит государству…». Свидетель этого вспоминает: «Единственный человек, который по-настоящему вел себя мужественно и достойно, был именно Эрнст Неизвестный. … При «разборе» своих работ Неизвестный вступил с Хрущевым в полемику. Динамика разговора была такая: сначала говорил Хрущев, и Эрнст вставлял отдельные реплики. Затем постепенно положение выровнялось, начался диалог, который перешел затем в монолог Эрнста, а Хрущев слушал и вставлял маленькие замечания. Уходя, Хрущев сказал Неизвестному: «В вас живет ангел и черт». И продолжил, что ангел нам нравится, а с чертом мы разберемся. Попрощался за руку, очень дружелюбно. После чего вся делегация потянулась к выходу». Именно после этого случая к Неизвестному пришла известность, так как про реакцию Хрущева писали во всех советских газетах. Но одновременно пришла и опала: его исключили из Союза художников СССР.

Зато в мастерскую на Сретенке приходили тайно, но постоянно Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, а также высокие иностранные гости требовали ее посетить. Приходили диссиденты и конечно «товарищи из ЦК». Парадокс заключался в том, что статуи типа «манежных» отвергались руководством советской культуры, а монументальные произведения невиданного масштаба сооружались за границей и в СССР с ведома правительства. Так на международной выставке «Электро-72» в павильоне СССР возвышался 15-ти метровый «Прометей» работы Неизвестного, выполненный из алюминия. В «Артеке» был воздвигнут обелиск в честь детей мира высотой 150 метров! В Зеленограде стену Института электроники заполнил барельеф «Становление человека разумного» площадью 975 метров, по сей день самый большой в мире.

 

10 апреля 1894 года родилась Софья Ивановна Соколовская, которая возглавляла киностудию «Мосфильм» в 1935-1937 гг. До октябрьского переворота 1917 года она была легендарной революционеркой с подпольной кличкой Елена Кирилловна Светлова. Её неоднократно арестовывала полиция; в газетах дважды печатали некролог с её фамилией. Именно она послужила прообразом главной героини известной пьесы «Интервенция» Льва Славина.

Софья Соколовская стояла у истоков советского кинопроизводства. В те годы, когда она возглавила киностудию, ее павильоны только достраивались, а добираться до них было целой проблемой. И. Ильф и Е. Петров иронически писали: «Ехать надо далеко. По элегантному замыслу строителей московская кинофабрика воздвигалась с таким расчетом, чтобы до нее было, как можно труднее добраться. Нужно прямо сказать, что замысел этот блестяще осуществлен. Автобус доставляет киноработников и посетителей к мосту Окружной железной дороги и, бросив их посреди обширной тундры, уезжает обратно в город. Киноработники, размахивая руками и продолжая интересную беседу о «Чреслах», совершают дальнейший путь пешком и вскоре скрываются между избами деревни Потылихи. Они долго идут по деревне, сопровождаемые пеньем петухов, лаем собак и прочими сельскими звуками, берут крутой подъем, проходят рощу, бредут по проселку, и очень-очень нескоро открываются перед ними величественные здания кинофабрики, обнесенные тройным рядом колючей проволоки…». Любовь Орлова вспоминала, что кинофабрика находилась в несусветной глуши – «на Ленинских, бывших Воробьевых, горах, на месте хутора Потылиха. Нужно было ехать от Киевского вокзала на трамвае до конца, а оттуда еще идти пешком минут двадцать. Вряд ли найдется много охотников ехать в такую даль».

Под руководством Соколовской на «Мосфильме» были сняты легендарные фильмы тех лет: «Партийный билет», «Мы из Кронштадта», «Цирк», «Дети Капитана Гранта», «Ленин в Октябре». По словам режиссера последнего фильма Михаила Ромма, Софья «была чрезвычайно умная, тонкая, обаятельная женщина». Мужем Софьи стал нарком земледелия СССР Я.А. Яковлев. Они получили квартиру в знаменитом 5-м Доме Советов на улице Грановского (ныне Романов переулок). В октябре 1937 года супругов арестовали в этой квартире по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации, а в августе 1938 года расстреляли.

 

10 апреля 1927 года родился известный советский писатель Виль Липатов. Его имя ассоциируется у читателей с популярными героями его произведений -Столетовым и Анискиным. Самые яркие произведения автора были экранизированы. Липатов переехал в Москву только в 1967 году в возрасте 40 лет. Он родился в Чите, учился и затем жил в Томске, потом снова в Чите. В год переезда в столицу была напечатана его повесть «Деревенский детектив». А через год уже вышел фильм по этому произведению. В последние годы жизни Липатов был специальным корреспондентом газет «Известия», «Правда», «Литературная газета» и занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. Надгробие писателя на Кунцевском кладбище украшает закрытая книга с его фамилией.

 

11 апреля 1975 года популярному артисту Евгению Матвееву сказали, что именно он должен воплотить на экране образ «дорогого и любимого Леонида Ильича». До этого никто Брежнева еще не изображал. Дело в том, что на «Мосфильме» режиссер Николай Озеров снимал тогда четырехсерийную киноэпопею «Солдаты свободы», которая рассказывала о борьбе народов Восточной Европы с фашизмом. В числе героев были живые еще тогда лидеры соцстран: Болгария — Тодор Живков, Югославия — Иосип Броз Тито, Румыния — Николае Чаушеску и другие. Конечно, без нашего Брежнева невозможно было обойтись, так как в последние годы войны он занимал должность начальника политуправления 18-й армии. Матвеев был действительно похож на молодого Генсека, но узнав о том, что ему доверили такую роль, он сильно разволновался. Артист пошел к тогдашнему директору киностудии Николаю Сизову и попросил снять с него такое бремя. Но Сизов дал твердый ответ, что «это решение ЦК, а ты народный артист СССР и коммунист! Так что, будь добр, выполняй приказ партии». Однако Матвеев пошел дальше… к председателю Госкино Филиппу Ермашу. Тот набрал по кремлевкой вертушке (спецтелефон с гербом СССР по центру) номер помощника Брежнева и попросил его помочь актеру. В результате Матвеев два часа говорил с помощником Брежнева и узнал для роли множество нюансов в характере и привычках «своего героя», и, что Брежнев почти всего Есенина читает наизусть. Мало того, Матвеева пригласили побывать в кабинете Брежнева. С тех пор Брежнева играли многие – Николай Еременко-старший, Сергей Шакуров, Александр Белявский, Борис Сичкин. А уж сколько его изображали на эстраде и не сосчитать. Но первым, кто сыграл Брежнева на экране, был народный артист СССР Евгений Матвеев.

 

12 апреля 1918 года был издан декрет Совнаркома о памятниках республики. В нем говорилось: «В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет: памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера». Вот тогда были уничтожены великолепно исполненные памятники Александру III у Храма Христа Спасителя, Александру II в Кремле, генералу Скобелеву на Тверской и другие. Декрет также призывал: «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической революции». Так вместо Скобелева на Тверской появился «Обелиск Свободы», гипсовые памятники Марксу и Энгельсу и неудачный эксперимент с Бакуниным на Тургеневской площади. Из закромов скульптора Меркурова вытащили подходящие для нового времени памятники писателям Достоевскому и Толстому и установили в городе.

 

12 апреля весь мир отмечает Международный день авиации и космонавтики. В этот день в 1961 году наш соотечественник Юрий Гагарин впервые в мире совершил орбитальный облет Земли на космическом корабле «Восток». А 14 апреля Москва уже торжественно встречала героя. Полет продолжался 108 минут. Это не случайная и не простая цифра! Когда в 1600 году при царе Борисе Годунове знаменитую Ивановскую колокольню достроили до высоты 81 метра, то под куполом сделали надпись золотыми буквами: «Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их РИ». Сочетание «РИ» — это кириллическая буквенная запись числа 108. Буква «Р» означала цифру 100, а буква «И» – цифру 8. В надписи подразумевается 7108 год от сотворения мира, который соответствует 1600 году от Рождества Христова.

Число 108 во многих странах, религиях и культурах издавна считается особым, мистическим числом. Внутренний угол в пентаграмме составляет 108 градусов – это так называемое «золотое сечение», которое присутствует во всех аспектах нашей жизни (тело человека, внутренние органы, животный и растительный мир, молекулы ДНК, галактика, и т.д). Древнеиндийские веды считают цифру 108 чудодейственным числом совершенства и успеха. Произведя в каком-либо виде деятельности 108 попыток (тренировок, повторений и т.п.), человек достигает определённой ступени совершенства. А информация об этом надежно закрепляется в постоянной памяти и сохраняется в течение всей человеческой жизни. В индийской традиции существует 108 форм танца. В хатха-йоге выделяют 108 основных «асан» (поз) лечебной йоги. В исламе число 108 используется для обозначения Бога. В теле человека насчитывают 108 болевых точек. В Японии колокол храма Зэн звонит 108 раз, возвещая о наступлении Нового Года. Сборник высказываний Будды состоит из 108 томов и классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Средняя скорость вращения Земли по эллиптической орбите вокруг Солнца чуть не дотягивает до 108 тыс. км/час (107,15). Но по мере приближения к солнцу ближе к перигелию достигает этой величины. 108 мин – время полета вокруг Земли по наиболее устойчивой орбите. Именно это время полета Гагарина перевело человека на следующий уровень понимания реальности.

 

13 апреля 1842 года родился выдающийся адвокат и судебный оратор Федор Никифорович Плевако. Он родился в городке Троицк Оренбургской губернии. Семья переселилась в Москву летом 1851 года. Братья Федор и Дормидонт Плевако стали учиться в Коммерческом училище на Остоженке (ныне Лингвистический университет), но через два года их исключили как незаконнорождённых. Благодаря усилиям отца, их приняли в сразу в 3 класс 1-й Московской гимназии на Пречистенке. Потом Федор окончил юридический факультет Московского университета. В 1870-х годах присяжный поверенный Плевако смог купить дом № 35 по Большому Афанасьевскому переулку, который снесли в 1993 году. Скоро он стал одним из лучших адвокатов Москвы: к нему обращались и богатые, и бедные. Последним он не только оказывал бесплатную адвокатскую помощь, но и часто оплачивал их непредвиденные расходы. На богатых Плевако разбогател и построил свой доходный дом №18А на Новинском бульваре.

Москва оказала огромное влияние на адвоката. Обилие церквей и монастырей, звон колоколов, религиозное настроение москвичей, богатая история – всему этому находилось место в судебных речах Плевако. Они содержат множество отрывков из Священного Писания и ссылки на учение святых отцов. Блестящее ораторское дарование проявил Плевако в деле игуменьи Митрофании, о чем мы рассказываем на экскурсии «По родине Достоевского. Секреты старой Божедомки». Фёдор Никифорович умер в 1908 году, похоронили его на кладбище Скорбященского монастыря на Новослободской улице. В 1929 году кладбище закрыли, ныне на его месте парк. Останки Плевако были перезахоронены на Ваганьковском кладбище, где первоначально на могиле был установлен дубовый крест, а с 2003 года на пожертвования известных российских адвокатов поставили оригинальный барельеф с изображением Ф. Н. Плевако. 

 

14 апреля 1862 года родился крупнейший государственный деятель-реформатор Петр Аркадьевич Столыпин. С 1906 года он был премьер-министром России. Находясь на этой должности, он понял необходимость социальной реформы, значение крестьянского вопроса, насущную потребность покончить с остатками сословного строя, с замкнутостью и обособленностью крестьян в их первобытном укладе общинного порядка. У Столыпина было много противников, жаждущих убрать его с политической сцены. И в конце концов им это удалось: 1 сентября 1911 года Петр Аркадьевич был смертельно ранен в Киеве эсером Багровым.

В детстве Столыпин жил в родовой усадьбе Середниково близи станции Фирсановка. Имение с 1825 года принадлежало древнейшему дворянскому роду Столыпиных. Петр Аркадьевич приходился Лермонтову троюродным братом. Отец будущего реформатора, генерал Аркадий Дмитриевич Столыпин вынужден был продать Середниково в 1869 году; финансов на его содержание не хватало. Купил усадьбу известный скупщик Иван Григорьевич Фирсанов. Его дочь, Вера, устроительница знаменитых Сандуновских бань и торгового пассажа на Петровке, на свои деньги построила железнодорожную станцию, получившую название «Фирсановка».

27 декабря 2012 года у Дома Правительства Российской Федерации на пересечении улиц Новый Арбат и Конюшковской был торжественно открыт бронзовый памятник П.А. Столыпину.

 

Знаменитый поэт Александр Твардовский посвятил первому космонавту мира свое стихотворение. Он всего несколько раз встречался лично с Гагариным, но эти короткие встречи были наполнены взаимной симпатией. Гибель Юрия Алексеевича 27 марта 1968 года потрясла Твардовского. Он давно уже не писал стихов, но это событие вновь заставило его взять ручку и бумагу. Однако сразу ничего не вышло, и он с досадой отложил написанное. Тем не менее, он каждый вечер возвращался к стихам о Гагарине. Последний вариант стихотворения он привез накануне 12 апреля 1968 года в редакцию газеты «Правда», но редактор сказал, что стихи искренние, трогающие, «но недостаточно чувства патриотизма, не сказано даже, что это партия послала его в космос, советская родина». Тогда Твардовский произнес: «Хорошо, снимите их…». Стихи Твардовского о Гагарине так и не появились в главной газете страны.

 

Но мы можем прикоснуться к этим искренним строкам поэта и вспомнить о Гагарине:

 

Ах, этот день торжественный в апреле

Семь лет назад, — как он вступал в сердца.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Встречая с неба своего гонца.

 

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник всех народов и племен,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землей — планетой был усыновлен.

 

Он повидал ее, с той небывалой,

Бездонной высоты следя за ней.

В тот день она как будто меньше стала,

Но стала людям, может быть, родней.

 

Ах, этот день. Невольно, да и вольно

Стучалась мысль, что за его чертой

На маленькой Земле зачем же войны?

Зачем же смерть? Зачем же спор пустой…

 

Оркестры стихли, приумолкли речи,

До срока свернут флагов стройный фронт,

И этот гром неповторимой встречи,

Как гром грозы, ушел за горизонт.

 

…Но где ты сам, товарищ милый,

В стене Кремлевской или, может быть,

В той глубине, в ничейности Вселенной,

Куда ты первым поднялся с земли?

Земной апрель шумит водою пенной,

Усталые курлычат журавли.

Ни полсловечка, ни рукопожатья,

Ни той улыбки с ласковым кивком.

Цветет ветла в кустах над речкой Гжатью,

Где он мальчишкой лазал босиком.

 

Будьте обязательно здоровы! Берегите себя и своих близких! А мы будем радовать вас новыми интересными материалами и видео.

P.S. Добровольные суммы на поддержание проекта для создания последующих лекций и других просветительских мероприятий можно отправить по следующим реквизитам индивидуального предпринимателя Леоновой Натальи Борисовны: расчетный счет 40802810110050075557 в банке Ф ТОЧКА БАНК КИВИ БАНК (АО); Кор/счет 30101810445250000797; БИК 044525797.

Если вам сложно заполнять данные реквизиты, то перевод можно сделать на карту Сбербанка по номеру телефона +7(926)777-09-79.

Заранее вам признательны и благодарны за поддержку!