Дорогие друзья! Мы пока не можем пригласить вас на наши экскурсии, и поэтому хотим рассказать вам об удивительных событиях из жизни Москвы и москвичей. Эта апрельская неделя насыщена множеством интересных памятных дат и событий, имеющих отношение к Москве.

В этот день, первого апреля так хочется сказать «никому не верю», вновь открыть глаза и увидеть, что все не так, а как прежде… Но, к сожалению, ничего не получится, и придется поверить, и пережить и эти свалившиеся на нас всех обстоятельства! Однако без чувства юмора жить трудно — даже в тяжелые времена хороший юмор спасал человеческий дух! В дореволюционной России про 01 апреля говорили: «Машки-вруньи именинницы зовутся; в этот день глупый обычай есть: других обманывать». Накануне 1 апреля в магазинах активно покупали всевозможные предметы для розыгрышей: открытки со смешными изображениями и надписями, чесательный и чихательный порошок, наборы шоколадных конфет с солью, перцем, горчицей, деревяшками и пр., целлулоидные черные тараканы, которых полагалось незаметно опустить в стакан или тарелку соседа, целлулоидные же искусственные кляксы, которые выкладывались на белоснежную скатерть рядом с опрокинутой чернильницей, пукательные подушки, имитаторы бьющегося зеркала (связка металлических пластинок ронялась на пол, а специальным мыльным карандашиком на поверхности зеркала рисовались трещины), коварные кошельки, из которых при открывании вылетали монеты и рассыпались по всем углам, и многое еще другое в этом же роде. Помню, как в детстве, я купила в магазине «Рыболов-спортсмен» пластмассовую муху, которая по виду совсем не отличалась от настоящей, и подложила ее бабушке в чай. Она увидела, поверила и воскликнула: «Господи, Боже! Надо же, муха проснулась!» и потянулась за ложкой, чтобы аккуратно выловить ее из чая. А мне было так весело, и сквозь смех я сказала: «Бабуля, она ненастоящая!».

 

1 апреля 1809 года родился великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Он родился и почти до 20 лет жил на Украине, но впоследствии полюил именно Москву: подолгу жил в городе и провел здесь свои последние годы. Впервые он увидел древнюю столицу в июне 1832 года и познакомился со своими будущими друзьями — Михаилом Погодиным, Михаилом Максимовичем, Михаилом Щепкиным, Сергеем Аксаковым. Это было после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Гоголя восторженно встретили в доме С.Т. Аксакова на Большом Афанасьевском переулке (дом 12), в доме М.Н. Загоскина в Денежном переулке (дом 5), в доме директора Московской казённой сцены Ф.Ф. Кокошкина на Воздвиженке (дом 11), в доме знаменитого актера М.С. Щепкина в Большом Каретном переулке (дом 16), в знаменитом общественно-литературном салоне Елагиных в Трёхсвятительском тупике (дом 4) и в доме поэта И.И. Дмитриева на Спиридоновке (дом 17).

В 1835 году, в доме С.Т. Аксакова в Красноворотском переулке (дом 3) Гоголь читал комедию «Женихи» — первый вариант будущей пьесы «Женитьба». Кстати этот приезд был устроен как начало «Ревизора»: приятель Гоголя ехал перед ним и распускал слух, будто едет важная персона. После провала пьесы в Александринке, 25 мая 1836 года спектакль с успехом был дан в Малом театре. Гоголь побывал во множестве московских домов, жил и в знаменитом доме М.П. Погодина. Там, в саду, 9 мая 1840 года бурно праздновали его именины — «Николин день». Вино на торжество заказывали у Депре, на Петровке.

После долгого пребывания заграницей, в октябре 1848 года Гоголь решил осесть именно в Москве. Он остановился в доме С.П. Шевырёва в Дегтярном переулке, затем снова жил у Погодина, а после принял приглашение супругов Толстых пожить у них, в арендованном ими доме на Никитском бульваре. Последние годы жизни Гоголя прошли в нескольких комнатах этого дома, на первом этаже, окна которых выходили на болотистые берега ручья Черторый. Подробности этих дней мы раскрываем на нашей авторской экскурсии по «Счастливой бульварной подкове» от Тверских ворот до Пречистенских.

 

1 апреля 1868 года в старинной малороссийской дворянской семье родилась певица Надежда Ивановна Забела, ставшая женой и музой знаменитого художника М. А. Врубеля. В 1897—1904 годах она была первым сопрано в московской Частной опере Саввы Мамонтова. Супругов очень многое духовно связывало с Мамонтовым; неслучайно своего первого и единственного сына, родившегося в 1901 году они назовут Саввой. Врубель создал множество сказочных и мифологических портретов своей супруги; черты её лица можно увидеть на картинах «Муза» и «Царевна-Лебедь», хранящиеся в Третьяковке и мозаичном панно «Принцесса Греза» на здании отеля «Метрополь».

 

3 апреля 1776 года родился один из самых известнейших врачей прошлого, основатель русской клинической школы Матвей Яковлевич Мудров. В возрасте 18 лет его приняли в старший класс университетской гимназии в Москве, которая занималась подготовкой к поступлению в Московский университет. Через два года он начал учебу на медицинском факультете университета. В студенческие годы Мудров был приглашен в дом первого заслуженного профессора Московского университета и своего вологодского земляка Х. А. Чеботарёва для лечения заболевшей оспою 11-летней дочери Софьи. На ней Мудров впоследствии и женился. В 1800 году он окончил Московский университет с двумя золотыми медалями, а через 8 лет стал читать будущим медикам новый курс по военной медицине. Мудров стал одним из основателей военной гигиены. Через год он становится ординарным профессором патологии, терапии и клиники и директором Клинического института.

13 октября 1813 года, в день открытия университета после войны, Мудров произнес речь «о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача», в котором впервые было оглашено на русском языке учение Гиппократа. Мудрова неоднократно избирали деканом медицинского факультета, и он был тогда самым популярным врачом в Москве. Матвей Яковлевич одинаково усердно лечил богатых и бедных, и помогал последним лекарствами и всем необходимым для жизни. Доктор очень любил лечить все болезни пиявками, использование которых в России в начале 19 века доходило до 30 миллионов штук в год. Помимо врачебной деятельности, его усилиями была возобновлена церковь св. Иоанна Лествичника в колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1830 году Мудрова назначили руководителем комиссии по борьбе с эпидемией холеры. Через год он все-таки заразился и умер. В Петербурге на его могиле были начертаны такие слова: «Под сим камнем погребено тело раба Божия Матвея Яковлевича Мудрова, старшего члена Медицинского Совета центральной холерной комиссии, доктора, профессора и директора Клинического института Московского университета, действительного статского советника и разных орденов кавалера, окончившего земное поприще свое после долговременного служения человечеству на христианском подвиге подавления помощи зараженным холерой в Петербурге и падшего от оной жертвой своего усердия».

 

3 апреля 1948 года в Литве родился артист цирка и создатель методики реабилитации больных со спинномозговыми травмами Валентин Иванович Дикуль. Этот человек в своей жизни преодолевал невозможное! Он появился на свет недоношенным, весом около 1 кг, и выжил в то время. В возрасте 4 лет он остался круглым сиротой, жил с бабушкой, а затем в детдомах. Увидев представление цирка, Валентин решил убежать из детдома и стать циркачом. Он занимался акробатикой, тяжелой атлетикой, борьбой и гимнастикой, выполнял опасные трюки на трапеции. Когда ему было 14 лет, Дикуль впервые выполнял номер воздушной гимнастики. Но лопнула перекладина и он упал с высоты 13 метров. У Валентина оказалось более 10 переломов, в том числе перелом позвоночника. И он снова чудом выжил! Но были полностью парализованы ноги, и доктора не давали никаких шансов на выздоровление. Прикованный к постели, Дикуль стал заниматься: качать мышцы спины, груди и рук. Он стал изучать строение человеческого тела, анатомию мышц, биомеханику. Спустя 8 месяцев он вернулся домой в инвалидном кресле, а затем стал руководить цирковым кружком во Дворце культуры. И через пять лет он снова смог ходить, а потом стал силовым жонглёром в цирке.

Слава о нем разнеслась по всей стране; его пригласили на съемки картин «Без семьи» и «Пеппи Длинныйчулок» на киностудию «Мосфильм». Дикуль стал выступать в цирке на Вернадском, и к нему в гримерку приходило множество людей в поисках совета. В 1979 году, после официального утверждения Минздравом СССР его методики лечения, для этих целей Дикулю выделили небольшое помещение в одной из городских больниц. В 1988 году Дикуль был назначен директором Всесоюзного центра реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями детского церебрального паралича (Центр В.И. Дикуля). В конце 1990‑х годов Дикуль начал заниматься не только пациентами с последствиями травм позвоночника и ДЦП, но и другими заболеваниями опорно‑двигательного аппарата (грыжа диска, сколиоз, кифоз, остеохондроз).

 

4 апреля 1147 года князь Юрий Долгорукий дал «обед силен» и «основал» Москву. Москва конечно еще задолго до легендарного банкета жила богато и привольно под руководством боярина Степана Ивановича Кучки. Юрия Долгорукого именуют «основателем» потому, что в его письме-приглашении своему союзнику, князю Святославу Ольговичу, впервые упоминается название «Москва» (Москов).  Древняя Ипатьевская летопись (15 век) сообщает нам: «В лето 6655 (1147 год) пошел Гюрги (Юрий) воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь вверх по Протве; и дружина Святослава набрала так пленных. И прислал к нему Юрий со словами: «Приходи ко мне, брат, в Москву». Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и небольшою дружиною и взял с собою Владимира Святославовича. А Олег поехал вперед к Юрию и подарил ему барса. Вслед за ним приехал его отец Святослав, и они сердечно встретились с поцелуями в пятницу, в день похвалы святой Богородицы, и были веселы. На другой же день Юрий повелел устроить большой пир и оказал князьям великую честь; и дал Святославу, в знак любви, много даров, и одарил сына его Олега, и Владимира Святославовича, и Святославовых мужей, и так отпустил его». Историки высчитали, что большой пир для князей, бояр и многочисленной армии состоялся в субботу 4 апреля 1147 года.

 

4 апреля 1606 года Лжедмитрий Первый (Григорий Отрепьев) расправился с князем Симеоном Бекбулатовичем, в котором видел опасного соперника и претендента на царское место. Молва уже вовсю разносила слухи о том, что «Димитрий» не сын Ивана Грозного. Обсуждались иные претенденты на престол, среди которых упоминался и загадочный Симеон Бекбулатович – крещеный в православие касимовский хан, которого Иван Грозный в 1575 году объявил «великим князем всея Руси». Несмотря на то, что он был для Грозного просто «подставным лицом», некоторые считали, что Симеон имеет больше оснований на трон, чем Борис Годунов. Поэтому безобидный Бекбулатович оказался в опале во времена годуновского правления, а затем его испугался самозванец Григорий Отрепьев. Он приказал насильственно постричь Симеона в монахи и отправить его в дальний Кирилло-Белозерский монастырь.

 

4 апреля 1862 года в Одессе родился будущий художник и график, отец знаменитого поэта и писателя, Леонид Осипович Пастернак. В 1881 году ему удалось, несмотря на еврейское происхождения, поступить на медицинский факультет Московского университета. Рисовать он любил с раннего детства, и, хотя родители не одобряли этого увлечения, считая его бесполезным, тем не менее они отдали его учиться в рисовальную школу. Поэтому параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжил заниматься живописью в московской школе-студии Е. С. Сорокина. Но через 2 года Леонид был вынужден перевестись на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. Когда П. М. Третьяков приобрел для своей галереи его картину «Письмо из дому» Пастернак переехал в Москву и в 1889 году женился на пианистке Розалии Кауфман. В конце 1880-х — начале 1890-х годов Пастернак работал преподавателем в Училище изящных искусств архитектора А. О. Гунста, а затем с 1894 года преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После революции он сделал несколько зарисовок Ленина с натуры. В 1921 году Пастернак уехал на лечение в Германию вместе с женой и дочерями и остался заграницей. Его первая персональная выставка в СССР состоялась только в 1979 году в Третьяковской галерее.

 

4 апреля 1932 года родился выдающийся режиссер Андрей Тарковский, снявший фильмы: «Зеркало», «Сталкер», «Андрей Рублев» и другие. С двух лет до 1962 года он жил в квартире № 2, на первом этаже двухэтажного дома № 26 в 1-м Щипковском переулке в Замоскворечье. Людмила Бояджиева пишет: «Дом напоминал отчасти барак из-за длинного коридора, делящего его на две части. Семье принадлежали две комнаты в коммунальной квартире с окнами, выходящими во двор почти над самой землей. В кухне с оконцем в коридор постоянно горела лампочка, плавающая в клубах пара и дыма. На газовых плитках кипятилось белье в оцинкованных баках и постоянно шипели кастрюли и сковородки». 20 июня 2004 года дом снесли.

Учился Тарковский в школе № 554 (ныне Московская Вальдорфская школа имени Пинского № 1060), Стремянном переулке дом 33/35, в одном классе с Андреем Вознесенским. После победы дебютного фильма «Иваново детство» на международном кинофестивале в Венеции, режиссер получил двухкомнатную квартиру № 69 в доме 24/30 стр. 1а на улице Чкалова (ныне Земляной вал). Художник Михаил Ромадин пишет: «В центре комнаты – детский манеж, наполненный книгами, в углу – раскладушка, в другом – стол с кухонными табуретками». В 1970 году Андрей развелся с женой Ирмой и оставил квартиру жене и ребенку.

Потом Тарковский жил у Тоси, сестры своей будущей жены Ларисы Кизиловой, в двухкомнатной квартире на Звездном бульваре в доме 4. Режиссер спал на полу под кухонным столом, потому что в квартире проживало 7 человек. В 1968 году Андрей с женой Ларисой, ее дочерью от первого брака и мамой переехали в трехкомнатную квартиру № 108 в доме № 2/5 по Орлово-Давыдовском переулке на последнем этаже старого кирпичного дома. Гордон пишет, что во время дождя с потолка капала вода, поэтому по всей квартире были расставлены тазы. Последним жилищем Тарковского в Москве стала квартира № 150 в доме 4, корп. 2 на улице Пырьева. Это были две квартиры на одной лестничной клетке, объединенные общим тамбуром. Режиссер Александр Гордон вспоминает: «В коридоре не было вешалки, паркет на месте снесенной стены не уложен, пол просто прикрыли ковриком. Единственным местом, производившим впечатление завершенности и стабильности, был кабинет Андрея». В этой квартире Тарковский прожил до своего отъезда в Италию в 1982 году. Ныне в этом доме располагается гостиница киноконцерна «Мосфильм».

 

4 апреля в 1938 году появился на свет поэт-песенник Илья Резник, автор бесчисленного количества хитов, среди которых «Маэстро», «Старинные часы», «Скрипач на крыше», «Яблони в цвету». Он родился в Ленинграде и пережил блокаду. Песенной поэзией вплотную занялся с 1972 года. В 1978 году на сцене Камерного Еврейского музыкального театра в Москве на Таганской площади состоялась премьера его оперы-мистерии на идише «Чёрная уздечка белой кобылицы». Много лет Илья Рахмиэлевич руководит АНО «Музыкальный театр Ильи Резника» и детским ансамблем «Маленькая страна».

 

7 апреля православная церковь празднует Благовещенье Пресвятой Богородицы. В дореволюционной Москвы была древняя традиция: отпускать на волю птиц в этот день. Центром притяжения в этот день был знаменитый Птичий рынок на Трубе (на Цветном бульваре, возле станции метро «Трубная»). Продавали здесь все – и саженцы, и рассаду, и птиц, и коров, и прочих зверей. Но те, кто заранее не купил себе певчих птиц, приходили сюда 7 апреля именно за пернатыми. Был такой обычай в этот праздник — купить птичку и выпустить ее на волю. Поэтому во всей округе предприимчивые продавцы ловили все, что летает и с крылышками – стрижей, чижей, голубей и т.д. Если птичка у покупателя взметалась высоко к небу и летела, то считалось, что человек правильно вел себя в пост, если взлетала и почти сразу опускалась на землю – то говорили, грехи не пускают.

 

7 апреля 1820 года А.С. Пушкин окончил свою первую и самую большую поэму «Руслан и Людмила». Он задумал ее еще учась в лицее, а писал 3 года. Отдельным изданием поэма вышла в свет через 4 месяца после завершения работы над ней, когда автора отправили в южную ссылку. Сюжет поэмы не имеет аналогов в русском фольклоре, но Пушкин использовал в ней фрагменты русских сказок, которые он услышал от няни, сведения из «Истории государства Российского» Карамзина, а также элементы античной мифологии. Эта поэма сразу сделала его известным, о нем стали писать даже в заграничных журналах.

В поэме «Руслан и Людмила» есть обнадеживающие строки:

«Хоть грустно жить, друзья мои,

Однако жить еще возможно». Добавим к этому, что в наших сегодняшних обстоятельствах у нас появилось множество домашних дел и онлайн развлечений, что некоторым грустить просто некогда! К тому же, на нашем сайте вы можете почитать множество интересных статей о необычной Москве и москвичах в наших рубриках «Необычные улицы и переулки», «Необычные места и парки», «Необычные музеи и дома», «Необычные москвичи» в колонке с правой стороны сайта.

Будьте обязательно здоровы! Берегите себя и своих близких! А мы будем радовать вас новыми интересными материалами и видео.