«Монстры» на Болотной или Взрослые – жертвы пороков

Композиция "дети - жертвы пороков взрослых"Эту скульптурную композицию на Болотной площади в народе так и называют «Монстры на Болотной» или просто «памятник порокам». Официально эта композиция Михаила Михайловича Шемякина называется «Дети – жертвы пороков взрослых». Она и сегодня вызывает много кривотолков и среди простых граждан, с ужасом вглядывающихся в эти жуткие изваяния, и среди психологов, которые считают, что памятник вовсе не детям, а именно этим самым ужасным порокам. От вандалов её даже закрыли через несколько лет после установки забором, который открывается в 9 утра и закрывается в 9 вечера. В замысле самого скульптора былшемякин в мастерской «призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься». Но насколько я замечаю, как раз дети ничего не понимают в такой мудрой задумке и именно взрослые призваны объяснять ребёнку смысл это всей композиции. А теперь обо всём по порядку.

Рассмотрим внимательнее композицию, которая занимает достаточно обширную территорию Болотного сквера. На невысоком постаменте, где лежат мальчик и девочкакнижки Пушкина и сказки, стоят мальчик и девочка. У них завязаны глаза и вытянуты руки. Могло бы возникнуть ощущение, что дети играют в жмурки, но как мы всё знаем «вода» в этой игре один, а здесь их двое. Поистине страшно становится за этих малышей, потому что они не знают куда идут и протягивают руки в надежде о помощи. А вокруг них скопилось полчище «монстров»-пороков в количестве 13 штук или чёртовой дюжины. Они стоят полукругом, возвышаясь над этими детьми, и как будто наступая на них со всех сторон. Фигуры страшные как в кошмарных сказках. Все они с человеческими туловищами, но с необычными головами. Таким и должен быть порок, по мнению Шемякина, и это было сделано специально – пусть люди увидят, какими не надо быть. В принципе изображения этих пороков ничуть не страшнее на мой взгляд, чем Кощей бессмертный или многочисленные монстры в современных мультиках и фильмах-ужастиках.

Рассмотрим фигуры поподробнее слева направо. Первым мы видим изображение порока Наркомания в виде своеобразного ангела смерти во фраке графа Дракулы,наркомания со шприцем и мешочком героина в руках, который предлагает отрешиться от жизненных проблем и почувствовать кайф от нереальной жизни. Вместо ангельских крыльев у него за спиной как будто острые косы старухи-смерти. Сразу за ним стоит Проституция в мерзком образе жабы с большими губами и жирными формами, с бородавками по всему телу и змеями на поясе. Видимо автор взял за основу известный сказочный персонаж – царевну-лягушку, которая тоже была мерзкой лягушкой, так не понравившейся изначально Ивану — третьему сыну. Затем мы видим слащавую и хитрую свинью во фраке, размахивающую в тонких пальцах украденным денежным мешочком. Она символизирует Воровство. Кстати за плечом у свиньи мешочек с надписью «оффшор» и банковскими реквизитами, и поэтому можно считать, что это не только воровство в прямом смысле (грабёж или кража), но и взяточничество, страсть к накоплению материальных ценностей  завышенная оценка ценности материальных алкоголизмвещей и денежных знаков. После свиньи идёт символ Алкоголизма в виде сидящего на бочке бога виноделия Дионисия с кубком и бутылкой в руках, только жуткого — с двойным подбородком и огромным так называемым «пивным» животиком, коим грешат наши современные мужчины. Невежество изображено в виде веселящегося осла с шутовской погремушкой и часами в руках, который как бы говорит всем известную поговорку наоборот: «Потехе — время, делу — всего лишь час». За ослом стоит фигура в строгой монашеской рясе, с закрытыми глазами и со свитком псевдонаучных знаний, глупое использование которых приводит к массовым катастрофам, разработке опасного оружия и противоестественному вмешательству в природу. Это  Лжеученость. Чтобы наглядно продемонстрировать зло от этого казалось бы не очень страшного порока фигура управляет марионеткой в виде двуглавой клонированной собачки-мутанта. Поводом для этого сюжета послужила реальная американская история, которую рассказал сам скульптор Шемякин, когда из-за разрекламированных успокоительных таблеток для беременных, родились детишки без рук и без ног. Пропаганда насилия в виденасилие Буратино в высоком цилиндре на голове, предлагающего широкий выбор оружия на щите, с фонарем над стопкой книг, среди которых и «Майн кампф». Садизм изображён у Шемякина в образе свирепого носорога, похожего на Фантомаса, с мощным панцирем, который не чувствителен ни к своей, ни к чужой боли. С распростертыми объятиями он поддерживает выпирающее брюхо веревкой с петлей. Если иносказательно, то это страсть взрослых к запретам и чрезмерному доминированию над волей детей, консервативное обучение жить «как надо», которое часто приводит к подавлению всех творческих начал и тиражированию собственных комплексов и ошибок. В форме позорного столба с гильотиной для головы с ползущими по столбу змеями изображено Беспамятство. Память прошлого – важный момент Будущего. Мария Васильевна Зубова, усадьбу предков которой мы посещаем на нашей прогулке по Москве «В купеческий особняк на Таганке», как основополагающей мыслью приводит цитату своего отца из воспоминаний: «Помни, что человека от животных отличает дар памяти. В нём искра бессмертия, эксплуатация детского трудапобеда над змеем тления». Эксплуатация детского труда представлена птицей-фабрикантом с огромным клювом, которая приглашает пройти на свой завод с оттисками детских ладошек на стенах за запертыми воротами. В переносном смысле – это безрадостное и рутинное детство, обыденность, неоправданная эксплуатация чувства долга по отношению к родителям.  Худая босая старуха с обвисшими грудями, в рваной одежде и с посохом, протягивающая руку за милостыней символизирует Нищету. Этот персонаж возбудил вокруг себя множество споров по поводу того может ли вообще нищета являться пороком? Ведь как говорил знаменитый Островский – «Бедность не порок», но Достоевский как бы парировал ему «бедность не порок, этонищета и война истина. Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя». Скорее всего, в фигуре речь идёт о специальном нищенствовании, которого на улицах города полно и это не всегда бедность, а образ жизни и работа. И еще, наверное, это символ нищеты духовной, отсутствием стремления к достижению значимых целей, приспособленчеством к бытовым условиям, довольствие малыми подачками. Символ Войны, очень похожий на персонажа из «Звездных войн» и тоже как символ Наркомании с крыльями-косами, это ещё один ангел смерти в виде ястреба в доспехах и в противогазе, который предлагает детям завёрнутого в бомбу Микки-Мауса.

В центре композиции над фигурами пороков на пьедестале возвышается скульптура, равнодушиеолицетворяющая самый худший порок – Равнодушие с закрытыми глазами, заткнутыми ушами, сложенными на груди руками и с телом в виде гроба. Это использование известного образа с тремя обезьянами выражения «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу». Сам Шемякин называет равнодушие самым главным людским пороком, так как бесчувственность к ближнему есть «корень всяческого зла». «Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России» – говорит автор композиции на Болотной.

Композиция была торжественно открыта 2 сентября 2001 года в канун дня города и явилась подарком столице от самого скульптора. Но мало кто знает, что этот подарок всё- же обошёлся городу в 7 миллионов долларов!!!

Мы подробно осматриваем эту композицию на нашей прогулке по Москве «Тайны московского болота» в тёплое время года и на нём символически завершаем нашу экскурсию. На мой взгляд, это не памятник порокам, и не памятник «детям – жертвам пороков», а памятник нам взрослым, какими мы становимся, совершая порочные действия сознательно или случайно – с ослиными головами, тучными животами, закрытыми глазами и денежными мешками. Это очень мощный памятник, серьёзный, отнюдь не развлекательный и конечно не детский, а полностью взрослый. Потому что кто как не мы, взрослые, подаём пример своим детям, кто как не мы, взрослые, призваны оградить своих детей от влияния этих пороков своим воспитанием, объяснением, просвещением и главное собственным примером. Наверное поэтому взрослые не любят этот памятник, потому что трудно стоять там, где у каждого может оказаться «рыльце в пушку»… Но может быть всё-таки стоит иногда без детей посмотреть и задуматься…, над собой и над своей жизнью???

 Автор статьи – Наталья Леонова

Tags: , , , ,


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA

*

Свежие комментарии

Яндекс.Метрика Рейтинг блогов Рейтинг блогов Рейтинг блогов